Библейские чтения - Давид и Авессалом, часть 2, ответы

Apr 05, 2012 09:51

Давид и Авессалом. часть 2, ответы.


1. Почему после описанных событий здесь вставлено восхваление Авессалома (почему бы этого не написать раньше, когда этот персонаж введен, например)?

"Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка." (2 царств, 14:25)
обратите внимание, что это восхваление следует сразу же за описанием встречи Давида и Авессалома, что, в свою очередь - после конфликта вследствие убийства Амнона. ПОчему вдруг описывается внешность Авессалома? Особенно интересны слова "не было у него недостатка" - до сих пор мы видели, что он был довольно темной личностью, и недостатки у него вполне имелись. Не было недостатков только во внешности - и здесь это становится главной характеристикой, вступая в диссонанс с описанием его поступков. Да, он имел право на справедливый гнев по поводу сестры, но он вместо открытого решения вынашивает особо изощренную месть, как театральную постановку - при всех приглашенных детях царя. Зачем это? Почему он не убил его в темном углу? Для устрашения всех остальных? Для демонстрации своей силы?
Еще интересная деталь - не только "столь красивого" не было, но и "столь хвалимого". Было много очень красивых персонажей в библейских сюжетах, но именно Авессалом оказывается непревзойденным по восхвалению в обществе. Почему? Здесь явное указание, что он умело использовал свою внешность. Настолько умело - что это закрывало людям глаза на его поступки.

2. Почему отдельно упомянуты волосы Авессалома?

Очень интересно, почему здесь говорится именно о волосах. ВЕдь у Авессалома была незаурядная внешность, можно было заострить внимание, например, на его физической силе или росте? Волосы потом станут причиной смерти Авессалома, и это не случайно. Он использовал свою внешность в "политических целях", и это же его погубило.
Тоже немаловажная деталь о стрижке: сказано, что он стриг волосы каждый год. Надо понимать, что израильтяне в ту пору были развитой нацией, и не в пещерах жили, уход за внешностью тоже был вполне развит на достаточном уровне, и он - царский сын - мог делать себе что хочет. Длинные волосы отпускали только назореи - в честь данного Богу обета (вспомним Самсона).

"Когда он стриг голову свою,- а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его,- то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому". 2 царств 14:26
сикль (шекель) весил примерно 14-16 граммов. То есть, его остриженные волосы были более трех кг! если вы представляете себе, сколько это - это очень длинная и очень тугая женская коса!
Но есть источники, утверждающие, что царский сикль был вдвое тяжелее обычного. удваиваем вес!

3. Почему Иоав, содействовавший Авессалому в прошлый раз, отказался в этот раз придти?
возможно, Иоав посчитал свою роль выполненной - он стремился помочь Авессалому получить "помилование", он это организовал, дальше - сами. Также возможно, он в любом случае принимал сторону Давида (как мы увидим и далее) - если Давид не особо расположен к Авессалому, пусть так и будет. Также вполне допустимый вариант, что Иоав уже увидел вектор, по которому двигался Авессалом. Как мы можем заметить по многим сюжетам, Давид никогда не видел беды в собственном доме, при том, что во внешней политике он был очень мудрым и многоопытным. Иоав же здесь может судить объективно, Авессалом все-таки не его сын.

4. Почему Авессалом решается на такой способ "вызвать Иоава" (он мог бы, например, обратиться к нему лично - они же были близки в общении)?

Очень странно- ведь в первый раз Авессалом рассчитывал на помощь Иоава, а здесь тот больше не хочет реагировать (тоже интересный вопрос -почему?). И тогда Авессалом действует таким образом: поджигает поля Иоава, и тот сам прибегает к нему. Обратите внимание: он делает человеку плохо (вред полям), для того, чтобы получить от него помощь! Какой ход. (Иоав, кстати, был непрост - мог разозлиться и отомстить, например, он вообще редко церемонился с теми, кто отваживался встать у него на пути). Из этого уже можно сделать вывод, что для него все средства хороши, если он решил чего-либо добиться.

5. Почему Иоав в этот раз говорит Давиду прямо, не прибегая к посредникам и иносказанию?
"И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем? 32 И сказал Авессалом Иоаву: вот, я посылал за тобою, говоря: приди сюда, и я пошлю тебя к царю сказать: зачем я пришел из Гессура? Лучше было бы мне оставаться там. Я хочу увидеть лице царя. Если же я виноват, то убей меня. 33 И пошел Иоав к царю и пересказал ему это" 2 цар.14:31-33.
Интересно, что включает в себя короткое слово "это"? Что именно пересказал Иоав Давиду: желание Авессалома увидеть лицо царя, или же и способ, каким он добивался этого? В данной ситуации Иоав вряд ли был полностью на стороне Авессалома, он был разозлен этим "средством добиться цели", и уже говорит с Давидом напрямую.

6. Прочтите встречу Давида и Авессалома. Что вам бросается в глаза в этой сцене, что вы могли бы сказать о ней?

"И позвал царь Авессалома; он пришел к царю, и пал лицем своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома." 2 цар. 14:33

Как мы знаем, Давид был о-о-очень темпераментный мужчина. Тронь его - будет буря, сметающая все на своем пути. Он был безудержен и в радости, и в скорби (когда умер младенец от Вирсавии, слуги боялись сообщить Давиду, как бы он их не убил за эту весть). Можно привести много подтверждающих примеров, но ясно одно: везде, когда дело касается эмоций и чувств, Давид очень щедр в своих проявлениях. Здесь - после нескольких лет он увидел своего сына. Какова его реакция? "и поцеловал царь Авессалома". Где все эмоции? Авессалом три года скрывался в Гессуре, два года жил в Иерусалиме, ни разу не видев отца. Пять лет! После пяти лет отцу и сыну не о чем поговорить, у них больше нет отношений, вопросов друг ко другу, тепла? (Авессалом в данном случае предстает в более выгодном свете, нежели отец: он добивался этой встречи, он пал лицом на землю - и какой прием получил?). Отец упустил последний шанс, который был дан для исправления отношений и сближения с сыном - он никак не ответил на стремление Авессалома. И тогда все то, что зрело в Авессаломе пять лет, начинает расти с удвоенной энергией. Давид собственноручно заложил своим отцовским поведением бомбу под собственный трон.

и любые ваши вопросы и рассуждения по теме.

отцовство, конфликты, Марина Озерова, чтение Библии

Previous post Next post
Up