я все еще понемножку вытаскиваю то интересное, что мы обсуждали в Москве. Однажды меня спросили - что же делать тем, кто, например, живет далеко от "культурных центров", и у ребенка практически нет новых впечатлений. Одни и те же прогулки, одни и те же люди, одни и те же игрушки.
Во-первых, вам, дорогие родители, можно позавидовать :) я серьезно. Я вот изо всех сил мечтаю жить вдалеке от "культурных центров", и поближе к природе :).
Во-вторых, для развития куда важнее наблюдать окружающий мир, чем любые произведения нашей цивилизации. Да, и музеи и выставки, и картины и скульптуры, и гениальные книги с красивыми картинками. Для развития важнее видеть, как божья коровка расправляет крылышки и как стекает капелька росы с травинки. Потому что самые великие художники учились у природы - а она воспитала немало талантов.
В-третьих, как мы уже не раз говорили, для развития ценнее многократная обработка имеющихся впечатлений (пусть даже скудных), чем очень большой выбор новых, необработанных, или обработанных поверхностно. Потому что развитие мозга заключается не в количестве впечатлений (пусть даже самых полезных и прекрасных), а в качестве обработки каждого из них. Пища духовная в этом смысле похожа на "хлеб насущный": мы знаем, что нужно тщательно разжевывать пищу, а не заглатывать ее кусками. Я была знакома с некоторыми людьми, ведущими чрезвычайно активную "культурную жизнь": еженедельные (почти каждый день!) походы в театры, на концерты, выставки, и т.п. Вы знаете, все эти люди были одиноки, с семьей у них не сложилось. Меня не покидало ощущение, что эта суетливость и жажда ежедневных новых впечатлений - способ заполнить "внутреннюю пустоту". Иногда бывало и такое чувство, что человек ходит в филармонию исключительно затем, чтобы только рассказывать об этом с апломбом своим коллегам.
Ребенок должен научиться смотреть и видеть, наблюдать, вглядываться, а не поверхностно просматривать. То же самое относится ко всем каналам восприятия. Чем тщательнее "обработан" объект восприятием - тем больше информации поступило в мозг, тем лучше он работает.
Я, конечно, за то, чтобы приобщать ребенка к культуре и прекрасным произведениям различных искусств. Но у ребенка в первую очередь есть потребность познавать окружающий мир, природу, людей. Ему нужно время, чтобы подумать, переработать впечатления, переосмыслить увиденное и услышанное. Если мы только нагружаем-нагружаем-нагружаем, "сосуд" может не выдержать.
Напоследок хочу привести в пример одного мальчика. Он рос очень болезненным и хилым ребенком, доктора даже запретили ему любые самостоятельные передвижения. Вместо шумных игр со сверстниками он сидел дома, у окошка, и часами смотрел на облака (вот ужас, а как же социализация?!). Еще ему нравилось подолгу разглядывать домики, выстроенные из песка. Единственным развлечением были поездки в церковь в воскресенье. Как же впечатления? Новые образы? Умственное развитие?! Вы знаете, кем он вырос - дурачком, неприспособленным к обществу? Недоразвитым? Что дали его воображению эти домики и облака? Не так уж и мало.
Мальчика звали Антонио Гауди.