сегодня был самый необычный урок в моей жизни (по крайней мере, до этого момента). я проводила урок рисования на Библейский сюжет в спецшколе для подростков с девиантным поведением. В Петербурге такая школа не одна, это разновидность детской тюрьмы - в нее попадают с 9 до 14 лет, а с 14 уже обычная колония для несовершеннолетних. Но в спецшколе есть и 15-16-летние. Это если подросток попал туда уже близко к 14, все равно отбывает свой срок уже там, до конца.
Поскольку наш тэг "дети без семьи" вполне используется, то кому интересно - может почитать далее. Букв очень много.
***
я сейчас читаю лекции в группе, где 90% аудитории - педагоги. Одна из учительниц, Нина, работает в этой самой спецшколе. Мы с ней разговорились, пообщались, и она предложила мне провести там урок по чтению Библии. На лекции мы замечательно анализировали историю убийства Авеля, и Нина предложила сделать такой урок в школе. Мы долго ждали разрешения руководства, и вот вчера вдруг руководство это самое решение сообщило, а уже сегодня мы поехали в пригород Петербурга, в школу. Школа там временно, пока основное здание (в самом городе) на ремонте. Нина едет на работу 2,5 часа в один конец.
***
входим. в карманах ничего с собой не носить, ценные вещи не показывать, от сумки своей не отходить, а лучше "давайте мы все закроем в кабинете". кабинеты почему-то не вскрывают. раздел территории?
здание ужасное. уже издалека мощный и почему-то обязательно кривой бетонный забор начинает создавать определенный эмоциональный настрой. Сегодня в Петербурге тепло и солнечно, внутри - могильный холод и сырость. Это на солнечной стороне! Холод и правда собачий, я не догадалась попросить у Нины из запасов в кабинете теплую кофту, и совершенно продрогла за два урока. Но я была в теплых кроссовках, а дети обязаны ходить в сменной обуви - непременно в тапочках. Некоторые обуты на босу ногу (носков нет).
Сегодня был суматошный день, почти половина ребят уезжала на экскурсию, и поэтому мы долго ждали в суете "наших" учеников. Нам отдали восемь человек - из 6-го коррекционного (ЗПР и прочее) и обычного 7-го. Надо прибавлять 1 или 2 в уме к возрасту, т.к. все в обязательном порядке проходят один класс дважды, иначе никак. В общем, у нас получилось так - сборная группа от 13 до 15 лет. В классе обычно 7-8 человек, в коррекционных бывает даже 5. Вся школа - 35 учеников. Несколько лет назад была более двухсот. Конечно, самый простой вывод из этого - в Петербурге резко снизилась подростковая преступность. но вывод, к сожалению, прямо противоположный. Преступность-то как раз резко возросла, и Россия лидирует по этому показателю, далеко обгоняя все европейские страны. В чем же дело? Дело в финансировании. Школу нужно содержать, воспитатели и учителя не вечные, старые умирают, новые не идут. Самой молоденькой учительнице около 40, всем остальным за 60. Математичке 81. "Молодых и харизматичных" нет, и не пойдут они в такое место за такие деньги, которых едва хватит на проезд туда-обратно и "корвалол" для работы. Но даже если учителей обсыпать деньгами, пойти в подобное заведение может только человек, которому совершенно безразличен смысл собственного труда и его результативность. потому что система устроена таким образом, что подростков, после этого "исправительного" заведения выпускают ТУДА ЖЕ, откуда взяли. То есть- в детдом, на улицу, к маме-алкоголичке-проститутке. Например, в соседней Финляндии (которая сильно отстает по всем криминальным показателям от России), подростков с девиантным поведением помещают в специальное общежитие, откуда на выходные он имеет право поехать навестить родителей, и где с ним упорно занимаются психотерапевты. И вот это ощущение полнейшего Сизифова труда не покидает вас с первой минуты попадания в спецшколу. Ну и еще обязательный фактор уменьшения учеников - милиционеры тоже люди. у них план и норма, и премии. И никому не нужно превышать допустимое количество пойманных малолетних преступников в районе. Как же тогда могут чиновники докладывать о снижении подростковой преступности, если милиция начнет всех ловить и в отчетах подсчитывать? Слишком страшное количество тогда получится, а стране нужен мир и покой.
Так вот, педагоги на самом деле совершенно самоотверженные, только, к сожалению, новой смены не предвидится.
***
Нина - святой человек, она никогда не повышает голос. Она рассказала, как дети однажды ее спросили: "А вы вообще хоть когда-нибудь кричали?". Детей называет на "Вы" и никогда не делает замечаний публично, подходит и шепчет на ушко. Раньше она преподавала русский иностранцам, и, согласитесь, нужно иметь серьезный характер, чтобы после такой работы придти СЮДА и выдержать здесь 12 лет.
Но каким бы вы ни были терпеливым, умным и талантливым педагогом, вся ваша "педагогическая деятельность" целиком и полностью зависит от отношения лидера группы. Скажет он всем слушать - будут слушать. Случилось у него плохое настроение - учителю лучше уволиться по собственному. на самом деле ученики не слушаются учителей, и те с ними ничего не могут поделать (если вдруг что). Они слушаются только своих лидеров, и от этого зависит работа учителя и результат каждого урока (это я помню, усвоила еще из первого опыта работы в старших классах школы).
Перемены короткие, и их обязательно нужно чем-то заполнить: второй завтрак, помочь в кабинете, пойти туда, принести то. Иначе - бойня. Драки это образ жизни и особая тема. Только что выписали из больницы мальчика, попавшего туда с сотрясением мозга (избили кастетом). При том, что дети постоянно под присмотром воспитателей и учителей. Это случается регулярно и молниеносно.
***
Многие из учеников - сироты, детдомовские или просто живут с бабушкой, а родители лишены прав. Но Нина говорит, что у некоторых есть вполне "благополучные" внешне семьи, где родителям было просто "некогда" заниматься ребенком вплоть до того времени, как его поймали с поличным. В самом деле - ребенком должны заниматься в садике и школе, родители тут при чем?
основная статья - воровство. Нина рассказала, как в первый день работы дети ее обступили и расспрашивали "кто вы-что вы", и в этот момент один мальчик, стоящий напротив, протянул ей на ладони все то, что только что было в ее карманах. надо заметить, в глубоких внутренних карманах. и спросил с невинной улыбкой: "это случайно не вы уронили?".
мода на сотовые телефоны. достать их легко - примерно четверть учеников уходит на выходные в "увольнительную", и приносит тем, кто никуда не уходит, любые блага цивилизации. чтобы получить увольнительную, от ученика требуется хорошая успеваемость и отсутствие замечаний (в драках не участвовал, спиртные напитки не распивал, и т.п. и т.д). но это еще не все. родственники тоже должны зарекомендовать себя, что они не асоциальные личности, и получить разрешение от участкового милиционера, что он не возражает против пребывания данного подростка во вверенном ему районе. после чего нужно написать заявление директору и т.д. так вот, "с воли" приносят сигареты, что-нибудь покрепче, и главное - мобилы. каждый приносит по нескольку - снабдить друзей.у одного мальчика их пять - это круто.
Еще статья - избиение. Почему-то очень распространенный случай - издевательства над бомжами, вплоть до смертельных исходов. я задумалась над этим. вероятно потому, что это самый доступный способ отомстить взрослым?
ну и преднамеренное убийство, это тоже имеется. хотя за особо тяжкие отправляют в колонию, но некоторые слишком малы по возрасту (им еще нескоро 14, например, и в колонию их не возьмут).
туда же отправляют за слишком плохое поведение и частые нарушения.
***
я попросила всех взять стулья и поставить их так, чтобы получился круг. сели в ломаный ряд ровно напротив меня. ну что ж, и на том спасибо. колючие серые взгляды, и апатичный вид: "че ей надо?".
пока утрясаем состав участников и отправляем часть школы на экскурсию, пытаемся разговаривать. выясняется, что в школе "скучно", "делать нечего", "все неинтересно". а что интересно? ""в контакте" висеть", "в "стрелялки" играть", "гулять" (имеются в виду примерно походы за мобильниками).
да, здесь много вопросов. каждый день - 6 уроков, дальше действительно наступает смертная тоска. спортивных площадок или стадиона нет (перед зданием огромная площадь незанятой земли до забора), кружков нет, мастерские допотопные и кому охота делать табуретки. Школа "НОвое поколение" пытается приобщить к труду - клеить игрушки за небольшую плату. Некоторые таким образом трудятся, но опять же - не каждому интересно клеить игрушки. Что мы имеем в результате? Подросток с асоциальными привычками получает полный пансион, огромное количество свободного времени, у него постепенно расширяется круг потребностей, а как их нормально удовлетворять, его не учат. Ему дают все блага и не учат, как их добывать. Прошлась после уроков по коридору - играют в компьютерные игры, смотрят мультики. Делать абсолютно нечего. И в это свободное время естественно верное желание пойти и чего-нибудь сотворить эдакое.
Я выглянула из окна хмурого ободранного промозглого коридора. Там сиял осенними красотами пригородный парк. Вы знаете, совершенно четко захотелось пойти и им там все взорвать. Так противно было смотреть на эту подстриженную красоту ОТСЮДА. А эти дети так каждый день смотрят их этих окон по нескольку лет, и у них уже определенный багаж имеется за плечами из чувства отверженности и обиды на весь мир, и в один день они выйдут и реализуют свое желание.
***
Начинаю читать. Терпеливо меня выносят, апатично позевывая и покашливая. Лидер, видимо, меня одобрил - все сидят тихо и слушают. Передо мной невидимая пуленепробиваемая стена. Из-за нее меня сверлят колючие взгляды.
Прочитала еще раз, задаю вопросы. Удивляюсь - получила ответы! ура, значит это уже очень хороший уровень. Значит, что-то зацепило. будем двигаться дальше.
Спрашиваю еще и еще. Ого! Попала. Вдруг прорвало, и посыпались вопросы уже из-за стены ко мне. Невольно сравнила с занятием со взрослыми. взрослые аккуратно отвечают на мои вопросы, но их сложно растормошить, чтобы они задавали свои. Здесь же - наоборот, и меня это страшно порадовало:
- если Бог меня любил, я бы здесь не сидел!
- а если Бог всесильный, почему тогда умирают маленькие дети?
- если бы Бог и правда был, этого бы всего (обводит жестом вокруг) не было.
- а почему Бог допускает, чтобы люди так поступали?
- а если я только пару раз за жизнь к Нему обращусь, Ему хватит?
Читаем дальше, пытаемся анализировать.
Спасибо моим давним бывшим ученикам, что так многому меня научили! Это такое искусство - балансировать на тончайшей "золотой середине", чтобы и разговаривать просто, но и в панибратство не скатиться, не "жалеть", и разделять поступок и человека,и ничему не удивляться, и реагировать мгновенно и единственно правильно. И, конечно, чувство юмора - без него никак. И опять рассчитать до десятой миллиметра, иначе съедят. Напряжение висело над нами и немножко душило вначале, но потом как-то они подтаяли, и даже разговорились. Улыбаться тоже надо уметь, это я тоже вовремя вспомнила. Я улыбалась только при знакомстве, и потом иногда в честь очень удачного ответа. Потому что сидеть и улыбаться во всем этом довольно глупо и вообще раздражает.
Более-менее расшевелились, и некоторые даже следят за текстом. И уже высочайший комплимент - вошла учительница, стала что-то выяснять, и один мальчик крикнул: "Ну, давайте дальше читать".
Перемена. Быстренький перекур ("слабые" должны "сильным" поставлять сигареты, откуда - их проблемы), возвращаются, я уже расставила на столах "палитры" - одноразовые тарелочки с красками.
Дочитали быстренько, расселись за столы рисовать. Первое задание - нарисовать "и поникло лицо его", только не в портрете, а в абстракции. Долго билась с объяснением, почему абстрактно и как это делать. Рисуют клубок эмоций, очень робко смешивают цвета. неожиданно вошли во вкус, просят дополнительную тарелочку - для оттенков. Раздаю, все намешивают разные полутона.
Второе задание - мы долго цеплялись за слово "восстал". Искали ассоциации, рассуждали о движении вверх и против чего-то, искали однокоренные слова. Попросила нарисовать ассоциацию, опять абстрактно - ступор. Просят нарисовать действие, отклоняю и настаиваю на абстрактном изображении намерения. Задумались, но все же два человека сделали совершенно отличные работы (они сушатся в школе у Нины, потом она привезет и отсканирую, если не забуду).
Третье задание - нарисовать состояние Каина после убийства. Долго выясняли, какие главные ощущения будут в этом наборе. Остановились на трех - одиночество, нежелание раскаяться, страх.
Нарисовали, и самозабвенно смешивают краски. я посмотрела и подумала, что надо бы им дать свободно повозиться с цветом, как двухлеткам. В следующий раз постараемся этим заняться.
***
Туалета у учителей нет. Был на первом этаже (помним возраст учителей? сбегать с третьего на первый и обратно за 10 минут). Теперь его закрыли, чтобы туда не забегали дети. Это очень по-советски - закрыть, запретить, уничтожить, и все. Теперь учителя (опять - помним их возраст?) быстренько ходят все в "детский", пока ученики на обеде. Вы когда-нибудь видели такой туалет? Умножьте обычный школьный на 10 по степени разрушения и грязи. Задвижки (спасибо, что хоть дверцы есть, у нас в школе были только перегородки) выломаны "с корнем". Не работает ничего и нигде, трубы на честном слове держатся, половина, пардон, унитазов не действуют. Туалетная бумага бывает только в рекламе по телевизору. Остаются три места на 35 человек.
А вообще-то у нас есть три основных физиологических процесса, от организации которых много зависит. В том числе - и восприятие себя, и мира.
***
Здесь так принято - учителя приносят детям сладости и раздают их за правильные ответ (впрочем, за неправильные тоже, лишь бы сидел и делал что-то, а не устраивал погром в классе). Растущие организмы - еды не хватает (кормят плохо, а главное - мало), и все время хочется сладкого. Мы тоже привезли вкусностей, и в момент поедания я увидела совершенно маленьких детей, и у них даже лица изменились. Кстати, ростом они значительно меньше сверстников. Я помню, как 15-летние ученички на меня посматривали свысока в школе, а здесь никого не было с меня ростом, все значительно ниже (я 172 см).
***
Заглядывают учителя, и осматривают меня точно так же, как и дети в начале. Действительно, мне тут легко улыбаться и терпеливо растолковывать задание третий раз. А вот попробовала бы я даже не месяц, неделю провести такие уроки - быстренько бы сломалась. а они тут работают по 10-20-30 лет и не сошли с ума.
***
Когда мы выходили, меня заметили трое из "наших", и "лидер" мне сказал: "Вы приходите еще, ладно?". Нина потом мне шепнула, что это "ого-го, какой показатель".
***
Иде подарили лягушонка - нарисовали, вырезали, раскрасили и подписали "Иде от воспитанников спецшколы г.Петербурга". Сделали к нашему приходу.
Она не хотела говорить о поездке, ничего не обсуждала, вопросов не задавала. Но перед сном сказала: "знаешь, мама, что я придумала? А давай мы всех этих детей заберем!".