Разъяснение специалистов семейного устройства

Sep 26, 2011 16:30



Начальнику Главного государственного
управления социальной защиты
населения Псковской области
г-ну Мнацаканяну А.Л. 
Разъяснение специалистов семейного устройства в отношении принудительного возврата
в государственное учреждение приемных детей.

Целью семейного устройства является создание отношений привязанности между ребенком и взрослым. Отношения привязанности позволяют ребенку справляться со стрессом, преодолевать трудности, развиваться. Зная, что есть надежный, постоянный взрослый, которому ты небезразличен, который о тебе заботится, ребенок может реабилитироваться после полученных психологических травм, внутренне успокоиться, довериться и, тем самым, освободить душевные силы для развития, обучения, адаптации к жизни.

Процесс становления привязанности - тонкий и длительный, особенно когда речь идет о детях сильно пострадавших от плохой заботы и жестокого обращения, или о детях, имевший длительный опыт эмоциональной депривации (жизни в учреждении, вне отношений привязанности). Повышенно уязвимы также дети с особенностями развития, так как у них хуже развиты механизмы интеллектуального совладания со стрессом, в их жизни большую роль играют эмоции и непосредственный контакт.

Главное условие формирования привязанности - постоянство. Ребенок должен быть уверен, что значимый взрослый не оставит его, и что они не будут разлучены кем-то извне. Каждый случай такого разлучения усиливает стресс ребенка, вызывает сильный откат назад в развитии, а при неоднократном и травматичном повторении - увеличивает риск развития расстройства привязанности. Расстройство привязанности  - это тяжелейший вид нарушения развития личности, при котором человек больше не хочет и не может никого любить и не способен поверить, что можно любить его самого. На фоне расстройства привязанности замедляется  или прекращается общее развитие, ухудшается здоровье, нередко формируется асоциальное поведение или суицидальные комплексы.

Второй год жизни ребенка в замещающей семье - очень важный период с точки зрения установления привязанности. Это время, когда адаптация в целом уже произошла, семейные роли сформированы, когда ребенок начинает верить, что жизнь наладилась и что теперь можно перейти к реабилитации и развитию. Часто именно в это время наблюдается явная позитивная динамика в развитии ребенка. В этот период особенно важна стабильность, защищенность границ семьи, поддержка социумом и специалистами. Чувствуя такую поддержку, взрослый должен полностью присутствовать в жизни детей, внушать им уверенность и защищенность.

Если в свете всего изложенного проанализировать факт изъятия детей у патронатного воспитателя Никулина Д.А., изъятия, необоснованного ничем, кроме истерической реакции на ЧП, этот акт сложно назвать иначе, как проявлением полной профессиональной некомпетентности.

Все дети Никулина Д.А. имеют опыт длительной депривации и другие психологические травмы; это дети с особенностями развития, они прожили в семье два года, у них сложилась и продолжает складываться привязанность к воспитателю. Поспешное принудительное разлучение со значимым взрослым свело многие из достигнутых  результатов под угрозу.

Дети получили сигнал о том, что надежной привязанности в их жизни нет и быть не может, что они продолжают оставаться «казенными» детьми, которые не защищены стенами родного дома, что какие-то чужие люди могут легко, одним росчерком пера на бумаге, сломать их жизнь, разлучить их с человеком, к которому они привязались и переместить, не спрашивая их мнения и желания, куда угодно. Это очень сильная травма для детей, очень сильный удар по их вере в возможность нормальной жизни для себя, после которой их теперь не просто будет реабилитировать. Даже вернувшись в семью, они теперь будут очень долго бояться повторения, и им сложно будет решиться дальше строить привязанность, которая вот так легко в любой момент может быть разорвана, причиняя огромную душевную боль.

Надо также учитывать, что дети уже были травмированы гибелью товарища, фактически - приемного брата. Любая семья в такой ситуации стремится быть вместе, эмоционально сплотиться, чтобы пережить горе. Однако этой семье было отказано в совместном переживании горя, дети и взрослый были разделены, дети помещены в учреждение, где прекратили быть семьей, а стали снова одними из воспитанников. Все связи, над созданием которых велась работа в течение двух лет, были объявлены не имеющими никакого значения и насильственно разорваны.

Таким образом, акт изъятия детей из семьи патронатного воспитателя Никулина Д.А. нельзя назвать иначе, как актом жестокого обращения с детьми, в силу непрофессионализма и непонимания сути процесса семейного устройства детей. Хочется порекомендовать руководителям соответствующих ведомств серьезнее относиться к отбору и подготовке сотрудников, на которых лежит ответственность за произошедший инцидент.

Также хочется выразить надежду, что после возвращения детей к патронатному воспитателю семья получит достаточную поддержку и профессиональное сопровождение для того, чтобы дети могли реабилитироваться после полученной травмы.

Альшанская Елена Леонидовна,
президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»,
эксперт Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации,

Людмила Владимировна Петрановская,
специалист по семейному устройству детей АНО «Студио-диалог»,
консультант детских деревень SOS,

Панюшева Татьяна Дмитриевна
кандидат психологических наук, нейропсихолог, психотерапевт,
специалист по семейному устройству

Курчанова Юлия Робертовна,
специалист по семейному устройству и сопровождению детей-инвалидов ПРОБО «Росток»

Будаева Ольга Васильевна
юрист, эксперт Аналитической группы «Юристы детям»

Шихова Ольга Владимировна
психолог ГОУ ЦПМСС «Лекотека», коррекционный психолог

Маркова Татьяна Александровна,
психолог Окружной уполномоченной организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семейного жизнеустройства ЗАО г. Москвы.
Previous post Next post
Up