Иллюстратор - это человек, который рисует картинки для книг, журналов, рекламы и так далее. А книжник - это тот, кто делает книгу. Я - книжник.
Американский художник Барри Мозер (Barry Moser, р.1940) - настоящий "живой классик". В молодости он собирался стать методистским проповедником, но достаточно быстро забросил семинарию, целиком посвятив себя книге. Впрочем, священные книги из его жизни так и не ушли - в 1999 году художник завершил поистине монументальный цикл гравюр к Библии. Его детище,
The Pennyroyal Caxton Bible, бросает вызов самому Дорэ - со времен великого француза мало какой гравер брался за такую сложную задачу. Но Мозер чувствовал в себе силы: по его работам уже тогда вполне можно было учить студентов-типографов и иллюстраторов книжному делу.
Он не приемлет разделения иллюстраторов на "детских" и "взрослых", считая, что это ограничивает художников. "Ты просто можешь либо быть иллюстратором, либо не быть. Ведь даже Моцарт писал как серьезные глубокие произведения, так и лёгкую фривольную музыку. Сегодня это назвали бы разноплановостью".
У Мозера есть своё мини-издательство и типография - в 1970 году он основал Pennyroyal Press - поэтому обо всех этапах создания книги он знает не понаслышке и предпочитает заниматься всем сам: от каллиграфии, подбора шрифтов, верстки до выбора бумаги и вида переплета. Сначала он продумывает концепцию книги, потом тщательно выбирает формат: например, его "Франкенштейн" - огромный и тяжеловесный, поистине "монстрообразный", а "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" - маленькая, как скрючившийся карлик Хайд. Определившись с размером, художник создает макет и только в последнюю очередь принимается за иллюстрации. "Именно поэтому мне обидно, когда меня называют просто иллюстратором," - любит посетовать Мозер.
Несмотря на возраст, принадлежность к "старой школе" и любви к "традиционной" технике гравюры, Барри Мозер ничуть не брезгует новейшими технологиями. "Вы не поверите, насколько я технически продвинут. У меня в мастерской целых три компьютера. Я их использую для набросков, типографики и дизайна. Верстаю я только на компьютере. Ну и потом, не нанимать же мне было корректора для вычитки набранного от руки 1250-страничного текста Библии, который можно просто скачать из интернета?"
Еще в колледже Мозер серьезно занялся гравюрой по дереву, эта техника стала его визитной карточкой - а через двадцать лет он попробовал себя в акварели и понял, что любимых техник у него теперь две. Акварели, как и гравюры, тяготеют к реализму - если не сказать, фирменному американскому гиперреализму с его вниманием к деталям и острыми характеристиками персонажей. "Я не могу написать историю, пока не придумаю героям имена. Один мой приятель назвал это "адамовым импульсом" - ведь Адаму тоже пришлось придумывать имена всем земным созданиям".
В длинном списке заслуг и достижений Барри Мозера не хватает, казалось бы, логического завершения -
Медали Кальдекотта, самой престижной американской награды в области детской книги. Сам он отмахивается: "Они так хорошо разбираются в метафорах, сравнениях и сонетах - но что они понимают в цветовых схемах и симультанном контрасте?" Как бы то ни было, около трех сотен оформленных и проиллюстрированных им книг, а также бесчетное количество учеников подтверждают: есть вещи, измеряющиеся не только в медалях.
Сайт Барри Мозера и издательства Pennyroyal Press:
www.moser-pennyroyal.comИнтервью с художником "The Object Is That Bloody Book":
www.underdown.org/moser.htmИ еще одно:
http://thecareercookbook.com/article.php?article_id=29 В нашей коллекции есть немало книг с иллюстрациями Барри Мозера:
1. Barthelme, Donald. The King: [A novel]. New York: Harper & Row, cop.1990.
2. Capote, Truman. I Remember Grandpa: A Story. Atlanta (Ga): Peachtree, cop.1987.
3. Caroll, Lewis. Lewis Caroll's Alice's Adventures in Wonderland. Berkeley etc.: University of California Press, 1982.
4. MacLean, Norman. A River Runs through It: [A novel]. Chicago, London: The University of Chicago Press, cop.1989.
5. Oates, Joyce Carol. First Love: A Gothic tale. Hopewell (N.J.): The Ecco Press, cop.1996.
6. Rylant, Cynthia. Appalachia: The Voices of Sleeping Birds. San Diego etc.: Harcourt Brace Jovanovich, publishers, cop.1991.
7. Twain. Mark. Mark Twain's Book of Animals. Berkeley, London, Los Angeles: University of California Press, cop.2010.
8. Welty, Eudora. The Robber Bridegroom. San Diego etc.: Harcourt Brace Jovanovich, publishers, cop.1987.
9. Willard, Nancy. Beauty and the Beast. London, New York, San Diego: Harcourt, Brace and co., cop.1992.
10. In The Beginning: Creation Stories from around the World. London: Pavilion, 1992.
11. Fifty Years of American Poetry: Anniversary vol. for the Acad. of American Poets. New York: Abrams, 1984.
12. Sixty Years of American Poetry: Celebrating the Anniversary of the Academy of American Poets. New York: Abrams, 1996.