Еще о запретах. Философский аспект.

Aug 22, 2013 10:39

Оригинал взят у ekvala в Еще о запретах. Философский аспект.

Надоело  мне писать инструкции по принципу "делай раз, делай два, делай три". Давайте поговорим о смыслах. Я понимаю, что смысл собственных действий нас часто не волнует, главное - результат, и желательно - быстрый.  И не учитываем, что плоды, по которым в итоге судят - они в педагогике наступают тогда, когда нас уже может и не быть рядом с нашим чадом..

Итак, каков же смысл запретов в человеческом обществе?





Давайте проведем такой мысленный эксперимент. Представьте себе несколько ситуаций:

- ваш ребенок испортил (испачкал чем-то несмываемым или порезал ножницами)  ваше любимое, модное и очень дорогое платье;

- ваш ребенок ударил другого ребенка на прогулке;

- ваш ребенок поцарапал краску на вашей новой машине;

- ваш ребенок порвал важную бумагу относящуюся к вашей работе;

- ваш ребенок испачкал грязной обувью одежду пожилой женщины в транспорте;

- ваш ребенок залез с ногами на стол;

- ваш ребенок громко поет, а у соседки за тонкой стенкой только что уснул младенец;

- ваш ребенок тянется к горячему чайнику;

- ваш ребенок украл пачку жвачки в магазине.

Представьте свою реакцию на каждую из этих ситуаций.

В каком из этих случаев вы будете проявлять свое недовольство сильнее? Какое действие вы будете запрещать более энергично? В какой из запретов вы вложите больше эмоций?

По силе ваших эмоций и по энергии. которую вы вложите в запрещение того или иного действия, можно понять, что для вас на самом деле важно, а что нет. Иными словами, запреты существуют не сами по себе, а соответствуют иерархии ценностей, которая сложилась в вашей душе.

Причем участвуют в этой иерархии не только те ценности, которые мы проповедуем сознательно. Ценности  вообще живут в бессознательном. Именно поэтому их трудно не только назвать словом, но и дать какое-то достаточно прямое определение.

Собственно, определяются они как раз через запреты.

Именно поэтому в мировых религиях, долго существующих в культуре, так много запретов. Их смысл в том. чтобы указать на какие-то ценности, на которые впрямую указать невозможно, ибо они невидимы.

Вспоминается в той связи знаменитое "определение" любви ап. Павла, которое больше описывает то, чего любовь не делает, нежели то, чем она является.

любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде... (1Кор.13:4-8)

Таким образом, от системы запретов, которую вы создадите в своей семье, зависит то, какие ценности вы привьете ребенку. При этом если в вашем собственном бессознательном система ценностей отличается от той, которую вы принимаете сознательно, то привьете вы именно ту, которую будете защищать энергичнее. Тут уж ничего не поделаешь - механизм передачи ценностей действует с той же неизбежностью, как закон земного притяжения...
http://mamacoach.ru/2013/eshhe-o-zapretah-filosofskiy-aspekt/

Запреты, Перекосы воспитания

Previous post Next post
Up