У Гаврика в последние пару месяцев появились регулярные домашние занятия. У него есть несколько тетрадок, из которых я отбираю задания, и пенал с карандашами и ручками. А у меня есть понимание того, что надо бы сделать, чтобы решить Гаврины задачи развития.
Мы садимся на Гаврин столик или на кухне и я думаю, какое из заданий Гаврик сейчас согласится сделать. Иногда это задание со слогами, иногда - лабиринты, иногда - простейшие математические задачки или рисование красками.
Даже если Гаврик соглашается чем-то заняться, это не означает, что он сядет и будет усердно заполнять пустые клеточки или подчёркивать слоги. Обычно Гавр залезает под стол, требует хлеба, прячет лего-человечков и предлагает мне отгадать, кто исчез. Вдобавок к таким играм мы торгуемся, сколько лабиринтов надо прочертить за один мультик и сколько знаков «больше-меньше» надо поставить, чтобы я с полной отдачей играла с ним в лего после занятия.
В целом, выглядит это слишком хаотично, чтобы называться «занятиями» в строгом смысле этого слова. Однако я точно знаю, что своих целей мы достигаем. Карандаш Гаврик теперь держит одной рукой, а не двумя, как в начале. Со слогами нет явного прогресса, они по-прежнему Гаврика не интересуют. Но буквы, благодаря частому повторению их в составе слогов, Гавр помнит хорошо. И что самое важное, он продолжает в целом положительно относиться к занятиям, хотя они ему не особо нравятся.
Для себя я решила, что любые занятия с дошкольниками , направленные на формирование интеллектуальных или двигательных навыков, должны быть индивидуальными, чтобы быть максимально эффективными. Это связано с несформированностью произвольного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Мне кажется, и у младших школьников занятия, направленные на формирование навыка, должны быть индивидуальными тоже. Во всяком случае, у младших школьников должны быть обязательно индивидуальные занятия.
Чему же могут научить групповые занятия для дошкольников и младших школьников? Ведь в детских садах и школах предлагают в основном занятия в группах.
Я думаю, что в первую очередь такие занятия должны поддерживать формирование саморегуляции и произвольного внимания. Ведь в групповом формате надо начинать и заканчивать деятельность одновременно и совершать над собой волевое усилие, чтобы делать что-то по просьбе учителя.
Также они могут очень эффективно учить детей совместной деятельности. Раз уж дети оказываются в группе, то хорошо бы научить их действовать сообща.
Однако в детском саду и в младшей школе этим навыкам уделяется очень мало внимания. Считается, что дети и так должны уметь себя регулировать, а если они этого не делают, то это вина родителей или самих детей. Групповая же работа превращается в групповую ответственность - за одного нашкодившего отвечает весь класс. Лишь на физкультуре иногда эта задача может выходить на передний план - в рамках командных игр. Большинство же заданий индивидуальны или подпитывают дух соревновательности, а не сотрудничества.
Учителя обычно видят свою цель именно в обучении грамотности, математике и другим наукам.
Вот такое получается искажение.
То, чему могут наиболее эффективно учить в групповом формате, оказывается в лучшем случае второстепенной задачей, а иногда и вообще по факту исчезает из учебного процесса. А то, что лучше всего развивать индивидуально, стараются довольно неэффективно развить в групповом формате.