Чем старше становится Гаврик, тем чаще слышу я слово «социализация». От своих родных, которые огорчаются, что Гавр не ходит в школу. От знакомых, которым Гавря кажется не слишком открытым к взаимодействию. Вот услышала про «социализацию» и на ПМПК, куда нас с Гаврей отправили вместе со всеми детьми из монтессори-группы.
Я и сама много раз употребляла это слово в разговоре, но ни разу не задумывалась, что же оно значит. Все знают, что социализация - это важно. Многие уделяют этому особое внимание. Но мало для кого это слово имеет ясный и чёткий смысл.
Меня тоже волнует эта «социализация». Я подумала, что если я разберусь, что это такое, то смогу перестать тревожиться и пойму, что же надо делать.
.
Оказалось, социализация - это очень общее понятие. Применительно к детям говорят о вхождении ребёнка в общество, об усвоении ценностей, о понимании им отношений, которые возникают между людьми.
Я подумала, что это как раз Эльконинское «детство в обществе». У Э. Эриксона есть книга «Детство и общество», а Эльконин Д.Б. написал о том, что правильнее рассматривать детство в обществе. То есть, не сочетание двух разнородных элементов (ребёнок и мир), а их взаимовлияние.
Вот социализация и есть то самое вхождение в мир человеческих отношений.
Есть первичная социализация - в этот период ребёнок в основном находится в семье и социализируется в ближнем кругу. А дальше начинается вторичная социализация - вот её-то, наверное, и имеют в виду все специалисты и сочувствующие, когда пугают отсутствием «социализации».
Ничего особенного в этот момент не происходит, ребёнок выходит за рамки семьи и начинает участвовать во всё более сложных отношениях с другими людьми. Традиционно основным агентом вторичной социализации является школа. Но сейчас, мне кажется, детский сад наделили теми же функциями.
Вооружившись этими знаниями, я стала думать о том, как выстроить поддерживающую и социализирующую среду для Гаврика.
Вот какие вопросы я себе задавала.
1. Где и с кем ребёнку предстоит жить?
Мне кажется, родителю нужно для начала чётко определить, к какому обществу, к какой культуре будет принадлежать ребёнок, когда вырастет. Прикинуть, какие приоритеты будут в этом обществе будущего, что будет важно, какие качества помогут выжить и достигнуть успеха в этом мире.
Я подумала о мире будущего. В этом мире мне основными качествами, нужными для выживания, показались гибкость, инициатива, устойчивость. Я решила ограничить себя 3-мя качествами, чтобы сохранить ясность видения.
У других родителей могут быть другие приоритеты. Это зависит и от того, к какому будущему они готовят детей, и от того, в каком мире они живут сейчас. Может, родители будут думать о конкретной стране. А может, основные мысли о профессии, с помощью которой будет можно выжить.
Так, например, в семейной терапии есть один из знаковых примеров: после войны много родителей, прошедших концлагеря, ориентировали своих детей учиться на врачей. Врачи в концлагерях выживали чаще, чем другие арестанты. Это пример прогнозирования/фантазирования будущего и последующей подготовки детей к этому будущему.
2. Какой он, мой ребёнок?
Личностные качества человека могут совсем не сочетаться с тем, что от него требует общество. Или, наоборот, ребёнку может быть очень легко в определённой группе. Например, коммуникабельный ребёнок, с хорошей речью и ровным эмоциональным фоном имеет больше шансов прижиться в детском саду по сравнению с ребёнком-интровертом или с ребёнком, имеющим нарушения речи.
Однако стоит искать точки соприкосновения качеств среды и качеств ребёнка. Пытаться переделать ребёнка - совершенно тупиковый путь, на мой взгляд. Со взрослым это может получиться (например, интеллект с возрастом всё меньше зависит от особенностей темперамента). А вот ребёнок довольно сильно зависит от качеств своего темперамента.
Я думаю о том, на что я могу опираться, какие уже существующие качества могут потенциально поддержать гибкость, устойчивость и инициативу в Гаврике? Причём, я думаю о качествах самого Гаврика и о том, что мы как родители можем его дать для поддержки. Родители являются внешними носителями качеств для детей, и я собираюсь этим воспользоваться!
3. Какая часть моего будущего уже наступила?
Я думаю о том, что есть пространства и занятия, где жизнь уже отчасти проходит по тем законам, которые будут актуальны через 20 лет. На эти занятия я Гаврика и приглашаю.
Я выбираю занятия для Гаврика с точки зрения того, насколько они сочетаются с его качествами сейчас и насколько они могу развить важные для меня качества. Моё видение занятий и представления о них ведущих могут не совпадать.
Но для меня дружественные занятия - это агенты будущего, пусть они сами даже и не знают об этом.
Вот куда ходим мы с Гаврей.
Мы ходим на Монтессори-занятия не столько ради интеллектуального развития, а для того, чтобы Гаврик научился находиться в обществе сверстников и более старших детей, чтобы он научился выстраиваться свои собственные отношения и с детьми и со взрослыми. Эти занятия в первую очередь для меня решают проблему устойчивости и гибкости в стрессовых и новых ситуациях (там Гаврик встречается с разными детьми, у них свои представления о том, как строятся отношения).
Мы ходим на занятия по нравственно-религиозному воспитанию (ничего себе, никогда бы не подумала, что мы туда пойдём!!!), потому что там показывают спектакль и регулярно проводят рисование и лепку. Здесь я решаю свою локальную задачу. У Гаврика есть особая нелюбовь к держанию в руке карандаша и к лепке он тоже относится настороженно. Единственное, на что он готов иногда - рисование красками. Поэтому мне важно регулярно ему показывать, что есть такие занятия, что детям они нравятся, и одновременно побуждать его к каким-то небольшим действиям в этом направлении.
Мы ходим на занятия к Измайловской Слободе, потому что там Гаврик каждый раз встречается с вызовом в структурированных играх. Измайловская слобода отвечает за инициативу в моём мире будущего и за общую социализацию. Вообще, Измайловской слободе я бы посвятила отдельное сообщение.
С темой социализации пока остановлюсь, поднакоплю ясности.
А пока мне было бы интересно собрать по 3 качества, которые будут необходимы в других мирах будущего.
Напишите, пожалуйста, 3 качества, которые помогут достигнуть успеха вашим детям в будущем.
И вторым пунктом можно написать, как вы помогаете детям эти качества приобрести.