Это - место, специально отведенное для обсуждения этой трудной темы. Ссылки на материалы исследований по теме семейного насилия и уже состоявшихся обсуждений различных мер его профилактики - в двух соседних разделах: "Насилие над детьми в семье. Профилактика домашнего насилия. Социальный патронат" и "Правовые вопросы семейного неблагополучия и
(
Read more... )
Разговаривал только что со своей знакомой (которую я упомянул в первом комментарии) и в частности спросил, как поживает ее дочка. Она рассказала и в частности (тоже со смехом, как это было в первом описанном эпизоде) сказала, что та донесла на нее с соцслужбы. Это оказалось очень кстати для нашего исследования, и я ее достаточно подробно расспросил, как это произошло.
Она в очередной раз всыпала девочке за подделанную запись в дневнике. Та поплакалась в жилетку подружке, а та, как я понял, рассказала то ли своей матери, то ли еще кому-то и эта женщина посоветовала девочке позвонить по телефону доверия для детей - что та и сделала (и в школу, кажется, тоже наябедничала). После чего рассказала об этом матери. Та на самом деле заволновалась, так как по ее словам, вроде, все звонки фиксируются. Никакой явной реакции от спецслужб не последовало, но она имела серьезный разговор с дочерью, в котором попыталась ее убедить, что таких вещей делать не надо.
Можно выделить следующее:
1. Звонок на мою знакомую подействовал. Она сказала, что и так-то наказывает ее реже, чем по ее мнению надо бы (девочка жалуется бабушкам и дедушкам, а те категорически против подобных мер), а так придется это делать вообще в самых крайних случаях. Она побаивается, что звонок зафиксировали и при повторе могут быть неприятности.
2. Девочка то ли не знала про этот телефон, то ли забыла, но в любом случае позвонила она потому, что ей сказала о такой возможности некая «тетя».
Уверен, что это отражает не только общую ситуацию, но и вообще неразрешимое, думаю, пока в России противоречие.
а) с одной стороны смысл такого телефона в том, что его знают все - как, например, знают номер 911 все американцы. Ведь тот ребенок, которому реально нужна помощь, тоже может его не знать в противном случае.
б) если вбивать каждому ребенку этот телефон в его сотовый и постоянно напоминать, что им можно пользоваться (иначе дети не запомнят), надо четко объяснить, как им пользоваться. А как объяснять-то? Звонить в случае любых побоев? Тогда нужно четко определять, что любые телесные наказания запрещены, и создавать не менее четкий алгоритм действий по отношению к родителям, которые это нарушают. Очень сомнительно, что наше общество к этому готово. Как можно объяснить ребенку где та грань, которую родители не должны переступать, еще менее понятно. Поэтому вряд ли соцслужбы и школа изо всех сил рвутся этот номер пропагандировать.
3. Соцслужбы после звонка явным образом себя не проявили. Скорее всего они зафиксировали номер и, наверное, также сообщили в школу. По-видимому, по разговору с ребенком они поняли, что его здоровью ничего не угрожает (моя знакомая не входит в число лиц, которые хоть сколько-то серьезно будут бить детей). Вероятно, спросили что произошло, почему мама побила, были ли синяки и т.п. Если девочка приврала бы немножко - реакция была бы.
Считаю, что система, таким образом, работает очень нестабильно и зависит от достаточно случайных факторов:
а) в каких городах она вообще есть
б) знают ли про нее дети
в) что говорят детям про то, когда звонить
г) как трактуют сигналы работники службы
д) как реагируют на принятые сигналы соцслужбы и полиция
Это всё везде скорее всего разное.
Reply
Да, наверно, прежде всего стоит узнать, как и где это работает. И вот такие случаи полезно собирать.
Reply
Reply
Reply
Попробую сегодня выставить то, что я там понял по этой системе.
Reply
Reply
Leave a comment