Это - место, специально отведенное для обсуждения этой трудной темы. Ссылки на материалы исследований по теме семейного насилия и уже состоявшихся обсуждений различных мер его профилактики - в двух соседних разделах: "Насилие над детьми в семье. Профилактика домашнего насилия. Социальный патронат" и "Правовые вопросы семейного неблагополучия и
(
Read more... )
Теперь проведем мысленный эксперимент. Представим себе маленькую страну с достаточно серьезными социальными проблемами - бедность, наркомания, преступность и т.п. И по статистике в стране в год фиксируется, скажем, 100 серьезных случаев насилия против детей внутри семей. И вот выступает президент этой страны и говорит, что это позор нации и он выделяет деньги на кардинальное решение проблемы в течение ближайшего времени (в президентском дворце вдруг забил фонтан нефти и теперь на это есть деньги).
Есть два пути решения этой проблемы.
1) улучшение общей социальной ситуации - уменьшение бедности, борьба с наркоманией, преступностью и т.п. Беда в том, что очень многие страны дорого бы дали, чтобы резко улучшить ситуацию, но это сложная проблема. И уж точно ее никто и никогда не смог решить быстро. Тут даже с деньгами все очень непросто.
2) пустить выделенные деньги на реорганизацию соцслужб, объединить их усилия с полицией и потребовать результата. Вот этот вариант безусловно может дать плоды и при достаточных полномочиях, главное, существенно быстрее.
Проблемные районы хорошо известны и если есть достаточно сил и денег, можно начать при жалобах изымать из трудных семей детей, переводя их в детдомы (повторюсь, по нашему мысленному эксперименту деньги на это есть). Детдома построить можно быстрее, чем перевоспитать уголовников. Кроме того, полиция может очень успешно начать запугивать тех, кто подозревается в таком насилии. Скажем, если два опера придут к какому-нибудь папаше, дадут ему дубинкой по ребрам и пообещают посадить на пару дней в пресс-хату, если он не перестанет бить ребенка, то это может подействовать гораздо эффективнее, чем воспитательные беседы о современной педагогике.
Неизбежным следствием таких действий, разумеется, будет вмешательство в дела не так уж неблагополучных семей (соцслужбы будут стараться выполнить приказ президента и церемониться им будет некогда). Опера с дубинами тоже, как правило, люди действия.
Это был чисто мысленный эксперимент, так как у бедных стран обычно нет и денег на хорошие детские дома и развитые соцслужбы, но он, я считаю, поможет понять ту тенденцию, которая имеет место в странах богатых.
Вот богатые-то страны имеют деньги и на хорошие детдома и на соцслужбы. И алкоголиков, наркоманов, уголовников, психопатов и идиотов тоже имеют.
И в дополнение ко всему этому они, как правило, имеют как раз сильные общественные организации (без них страна бы и не стала богатой просто). И эти общественные организации после каждого случая насилия против детей требуют что-то делать. И логика будет той же самой. В приличном детдоме ребенку будет во всяком случае безопаснее, чем в семье бандита-алкоголика. Кроме того богатое, развитое общество требует, чтобы дети получали хорошее образование, что трудно сделать, если ребенок из очень плохой семьи.
Поэтому направленность соцслужб на то, чтобы изымать детей из опасных семей абсолютно неизбежна. На миллион обвинений в том, что они действуют в ряде случае неправильно, они спокойно ответят, что родители не теряют возможности вернуть детей, а мы этим спасаем тех, кого по статистике неизбежно бы убили или покалечили. Так как соцслужбы начинают отвечать за статистику (вернее, отвечают партии у власти, которые эти спецлужбы содержат), им выгодно развивать все виды доносительства на подозрение в насилии против детей, развитие возможностей для самих детей их информировать и все прочее подобное.
Таким образом я бы сформулировал закон. При развитии интереса общества и правительства к социальным проблемам, увеличение вмешательства в дела все большего числа семей абсолютно неизбежно. Так же абсолютно неизбежно увеличение случаев неоправданного вмешательства. Как при развитии автотранспорта неизбежно какое-то увеличение жертв. Представим, что в какой-то малоразвитой стране наконец стали строить дороги и продавать автомобили. Все радуются прогрессу, но президент страны не говорит же людям: «телеги никого насмерть не сбивали, а вот теперь будут жертвы». Тут еще все четче - при прогрессе в работе соцорганов жертв среди детей становится меньше, но случаев лишения родительских прав, которые многими будут восприниматься как неадекватные, - больше.
(продолжение в следующем комментарии)
Reply
Пока, в соответствии со сложившимся у нас разделением, отмечаю, что "спокойно отвечать, что родители не теряют возможности вернуть детей", можно, если такая возможность будет предусмотрена, а это отдельная проблема.
Reply
Ближайший месяц будут только мысли вслух и сбор информации.
А план, думаю, может быть только один. Создание какой-то организации, которая поставит себе целью привлечь внимание к проблеме и побудить власти ее решать.
Reply
---------------
Упрощаете. Суд-то судом, а важна, например, возможность дозированного контакта с родителями, у которых забрали ребенка, ограничения на усыновления в другую семью - см. мои посты об израильских детдомах (я все время имею в виду не случаи садизма, а промежуточные, когда есть шанс на исправление).
Ближайший месяц будут только мысли вслух и сбор информации.
-----
Ну что ж, это тоже полезно.
А план, думаю, может быть только один. Создание какой-то организации, которая поставит себе целью привлечь внимание к проблеме и побудить власти ее решать.
----
А вот это разочаровывает. Точнее, разочаровывает, если Вы ограничитесь предложением, чтобы кто-то ее создал. Если будете создавать сами, то ОК.
Reply
Я же описал реальную ситуацию на Западе. Что отвечают соцслужбы на обвинения в неправильных решениях. У нас отвечают и будут отвечать то же самое - такая возможность есть, например, через суд. Если мы ошиблись и во время ребенка не забрали, а его покалечили - это исправить уже нельзя. Наши ошибки в другую сторону можно исправить. Это не я отвечаю, а они. Все остальное - уже дальнейший разговор, я к нему пока не готов.
Я же не говорил, кто будет создавать - я или не я. Если судьба российских детей зависит в основном от меня - можно только искренне им посочувствовать и я тут не шучу, естественно.
А организация уже есть - Ваша. Это же теснейше связано с детскими домами, значительнейшее число детей там будет именно из трудных семей. И чем лучше они будут, тем больше будут отнимать детей, как я уже писал.
Так что посмотрим детали позже.
Reply
Reply
Leave a comment