Проблем у существующих детских домов много и они известны.
О воспитателях см.
http://gignomai.livejournal.com/538703.html.
Об отрицательных факторах детдомовского воспитания написано много.
Пока воспользуемся списком, который был предложен недавно Л.Петрановской, он достаточно полон и внятно изложен. Он воспроизведен с комментариями в журнале
gignomai:
О проблемах детдомовской жизни - еще раз и повнимательнейИ добавим перечень факторов и проявлений "социальной эксклюзии" (т.е. неспособности к общению, участию в жизни общества), как правило, свойственной выпускникам детских домов, приведенный в статьях О.Н. Решетниковой "Проблемы социальной интеграции воспитанников интернатных учреждений и роль добровольцев в их преодолении" и А.Гезалова "Сиротская стая" в сборнике материалов конференции, организованной фондом "Расправь крылья" в 2010 году в Смоленске "
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ: УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ"Социальная эксклюзия воспитанников интернатных учреждений
Под социальной эксклюзией понимаются барьеры, препятствующие включению человека в полноценную общественную жизнь, его интеграции в «основной поток» (mainstreaming).
Эксклюзивные барьеры - это препятствия, возникающие на пути успешной интеграции в социальные отношения.
В их числе:
Отсутствие социальных связей, узкие социальные сети.
Отсутствие идентификационных образцов поведения.
В первую очередь наиболее уязвимыми оказываются следующие ролевые позиции: Гендерные - образцы поведения мужчины и женщины, образцы взаимодействия мужчины и женщины.
Семейные - дети и родители, муж и жена, дети и родственники мужа или жены и т.д.
Социального и гражданского участия - активный гражданин, ответственный участник общественных отношений, общественный лидер, участник гражданского общества и пр.
Профессиональные - ребенка окружает достаточно ограниченный круг профессиональных ролей, как правило, те люди, кто связан с обслуживанием учреждения. Так, например, воспитатели учреждения - это в основном женщины, что осложняет половую идентификацию мальчиков.
Особое затруднение вызывает отсутствие сверстников, выполняющих различные социальные роли. … Взаимодействие ребенка с взрослым человеком, обладающим высоким уровнем мотивации социального и личностного развития, не дает ребенку понимания, как эта роль может быть развернута в его возрастном диапазоне, вызывает ощущение, что такая ролевая позиция может быть свойственна только взрослому человеку.
Субкультурная сегрегация.
Дети, находящиеся в частичной социальной изоляции, подвержены синдрому так называемой «клубной психологии». Этот эффект возникает вследствие узкого и тесного взаимодействия людей одного круга и одних интересов, общих ценностных ориентаций и поведенческих установок. Со временем такой круг людей начинает воспринимать всю окружающую действительность через призму своих «клубных» интересов. Например, для завзятых спортивных болельщиков весь мир делится на тех, кто болеет футболом и тех, кто к нему равнодушен. В интернатном учреждении в силу субкультурной сегрегации также возникает определенный кодекс правил поведения и ценностных оценок, поведенческих установок, стереотипных реакций, предрассудков и предубеждений, жестко формирующих культуру социального поведения ребенка. Такая ограниченность негативна по ряду причин: Во-первых, ребенок не имеет возможности сравнивать и выбирать те формы поведения и ценностные ориентации, которые могут оказаться ему ближе. Во-вторых, у ребенка социальная критичность обуславливается не собственными свободными взглядами, а жестко заданными рамками субкультуры учреждения или иной сегрегированной группы. В-третьих, ребенок исключается из иных перекрестных субкультурных потоков, в которые включен ребенок в привычном социальном окружении, - это приводит к незнанию более широкого спектра поведенческих установок иных социальных групп и невозможности объективно оценивать собственные культурные стереотипы.
Стигматизация, отсутствие позитивного социального имиджа.
Стигматизация - «навешивание ярлыка», закрепление за носителем той или иной социальной группы жестко стереотипного негативного или уничижительного образа. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, также подвержены стигматизации - ярлык «детдомовец» несет в себе негативную информацию, содержит уничижительный подтекст, пессимистическую проекцию на будущее ребенка, оттенок предостережения. Воспитанники интернатных учреждений зачастую строят свое поведение под давлением общественных ожиданий, проявляя пассивность и инфантильность, обнаруживая в поведении проявления социальной деструктивности.
Недостаток опыта и мотивации социального участия, низкий уровень социальной компетенции.
Частичная социальная изоляция приводит к тому, что у детей и подростков оказываются ограниченными возможности социального участия. Дети в интернате не могут инициативно, самостоятельно включиться во многие формы общественной активности как формальные, так и неформальные. … В интернатных учреждениях также могут быть созданы условия для реализации общественных инициатив воспитанников. Но, во-первых, это происходит не так часто, поскольку требует создания особо эффективных педагогических условий. Во-вторых, социальное участие в интернатных учреждениях реже носит инициативный характер. Кроме того, возможности для широкого социального участия в интернатных учреждениях ограничены. Как следствие, дети имеют низкую мотивацию социального участия, слабый опыт демократического участия в жизни общества, низкий уровень сопряженных с таким участием социальных компетенций.
Недостаток жизненного опыта и жизненно важных навыков.
Дети и подростки в интернатном учреждении испытывают недостаток в повседневных, жизненно важных навыках - приготовление пищи, выбор одежды, ремонтные работы, поведение с незнакомцами, поведение в сложной жизненной ситуации и проч.
Низкий уровень профилактики безопасного и здорового образа жизни.
Данная характеристика не является априорной, но складывается из ряда обстоятельств. С одной стороны, ребенок, находящийся в интернатном учреждении, не обладает достаточными компетенциями для того, чтобы избежать аддиктивного или рискованного поведения. С другой стороны, уровень контроля за поведением ребенка в учреждении ниже, чем в семье, и по своей интенсивности, и в силу меньшей мотивационной заинтересованности воспитателей по сравнению с родителями. Третьим обстоятельством, усиливающим риск саморазрушающего поведения, является усиленное давление среды.
Недостаток опыта принятия решений, ответственного выбора.
Ребенок, находящийся в ситуации усиленной опеки, теряет способность к самостоятельному принятию решений и готовности нести ответственность за принятые решения. Зависимое поведение порождает инфантилизм, потребность в сохранении своей зависимости и в дальнейшем. Кроме того, ребенок, находящийся в учреждении, не имеет достаточной свободы выбора, благодаря которой можно сформировать его самостоятельность и ответственность. У выпускника учреждения со временем возникают трудности с реализацией собственных инициатив, даже тех, которые имеют позитивную преобразующую или повышающую качество жизни направленность, что приводит к отказу от инициативного участия в общественной жизни.
Затруднения при индивидуализации.
Унифицированные формы работы и подходы к воспитанию в интернатном учреждении, реализация принципа справедливости за счет унификации приводит к потере ребенком собственной индивидуальности, неспособности наметить свою траекторию личностного роста.
В дальнейшем потеря индивидуальности приводит к неадекватной оценке своего профессионального и личностного роста, и, как следствие, быстрое профессиональное выгорание, кризис смысла жизни, чрезмерная зависимость от внешних обстоятельств, определяющих пути роста.
Маловариативная деятельность.
Ребенок в интернатном учреждении ограничен видами деятельности, основанными исключительно на ресурсах учреждения. Сужение поля предметной деятельности создает угрозу для индивидуализации ребенка, раскрытия его внутреннего потенциала, формирования ответственного и инициативного поведения.
А.Гезалов. «Сиротская стая»
Когда речь заходит о проблемах адаптации детей-сирот обоих полов, мало кто упоминает об одной из острейших проблем - «кучковании» выпускников детских домов, вернее одного детского дома, после выхода их стен учреждения. А ведь это одна из главных причин «хронической неуспешности» бывших детдомовцев.
[Но это - вторичная проблема]
чаще всего сироты не получают жилье и идут в общежития ПТУ. Там они пытаются создать отдельно стоящую группку. Бывает и так что, познакомившись в ПТУ, выпускники разных детских домов начинают жить совместной жизнью, делами, поездками и воспоминаниями. Эта особенность - стремление «сбиться в стаю» на новом месте - связана с дефицитом общения, неумением находить общий язык с детьми из других социальных сред. Кроме того, бывшие сироты не знают, чем занять себя в свободное время. Отсутствие целеполагания приводит к тому, что дети-сироты создают прайд, в котором сохраняются внутридетдомовские законы, быт и укладность. Многолетняя привычка быть вместе 24 часа в сутки пересиливает желание жить отдельно.
Еще одна причина такого поведения - ущербная самоидентификация: выпускники детских домов, уже став взрослыми, с точки зрения общества, продолжают ощущать себя сиротами и детьми. Они не находят ответа на вопрос: кто я после выпуска из детского дома? Они не задаются вопросом: могу ли я как-то использовать историю своей прошлой жизни? Проще сохранить государственный «порядковый номер» для удобства. Эта заноза незнания себя, своих возможностей сидит в бывших сиротах очень крепко.
Выпускники, принявшие решение не иметь отношений с бывшими однокурсниками, развиваются гораздо быстрее. Они начинают менять свой жизненный вектор, приспосабливаться, искать коммуникативный инструментарий, приемлемый для разных сред. Такие выпускники чаще делают ошибки, но именно на них и учатся.
Выпускники, оставшиеся в «сиротской стае», стараются не делать ошибок, удерживают себя в рамках прежних границ общения. Они продолжают жить в выстроенном ими комфортном мире, тем самым еще сильнее дезадаптируясь, и не пытаются подготовиться к тем вызовам, которые уже через несколько лет бросит им жизнь. Им не приходит в голову, что выполнение статей Федерального закона № 159-ФЗ (о дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам) каждый из выпускников должен обеспечить самостоятельно. Бывшим детдомовцам все еще кажется, что некое «ответственное лицо» «выбьет» для них у местной администрации жилье, найдет работу, место в жизни и так далее.
не умеют и не пытаются бороться за свои права. Это люди, у которых нет жизненно важных бойцовских качеств, поэтому перед малейшей проблемой они пасуют и бегут в дальний угол - в комфортную «сиротскую стаю». Так, например, происходит с получением мест в детском саду. Бывшие сироты не решаются оформить судебный иск - боятся обидеть власть.
Этой теме посвящено еще несколько постов в этом журнале:
есть ли хорошие детские дома? - о замысле обследования Костромской области и набросок анкеты для детдома. В комментах - о сотрудничестве дд с окружающим миром, возможной его роли в развитии региона.И о применении в дд идей МД-педагогики.
промежуточный вывод о трех группах проблем детдомов
Об одной не замечаемой проблеме и о возможности хорошего детдомаБлижайшая задача - составить типологию проблем и путей их решения.