Когда ненормальное становится нормальным и нормально ли это

Nov 01, 2024 13:00



Это не рецензия, но личное впечатление от недавно прочитанной книги Салли Руни "Нормальные Люди". Спойлеры пойдут сразу, поэтому решайте как хотите.

Салли Руни - ирландская писательница и действие романа происходит в Ирландии, с 2011 по 2015 год. По книге в памятном нам всем 2020 году вышел сериал (кадр из него иллюстрирует пост). Собственно тогда эта история попала мне в поле зрения, но я все как-то откладывала и откладывала, а вот пару недель назад вдруг вспомнила и прочла. Сериал я смотреть не собираюсь, но, судя по тизерам и синопсисам, сериал максимально близок к книге и по сюжет и по духу, поэтому все написаное здесь вполне можно отнести и к сериалу тоже.

Произведение, как водится, кто-то хвалит до небес ( "пронзительная история любви!!!"), кто-то ругает ("мутотень, с трудом добрался до конца"). Мне лично понравился стиль писательницы, читается легко и быстро, но фишка произведения не в стиле, стилем сейчас никого не удивишь.

Меня эта история заинтересовала прежде всего тем, что она якобы отразила страдания, чаяния и внутренний конфликт поколения европейских миллениалов.

И скажу без преувеличения, прочитав "Нормальных Людей", мне стало как-то особенно жаль это поколение ( это почти без издевок) Я прекрасно осознаю, как много поколений в том же 20 веке в разных частях света проходили через всевозможные реальные ужасающие страдания. Да и прямо сейчас поколения через них проходят во многих точках мира. Но поколение западных миллениалов как никто умеет себе создать себе страдания на пустом месте (это в дополнение к трудностям которые у них действительно есть, а они есть). Я не причисляю себя к циникам из разряда "Корову бы ей, а лучше две!". Любой человек испытавший хоть какое-нибудь невротическое расстройство, фобию, депрессию итп, прекрасно осознает что страдания которые существуют только у тебя в голове могут быть не менее тяжелы чем физические. Но тут ключевой момент в том, чтобы понимать что это - расстройство, это невроз, это фобия, с этим надо что-то делать, а не просто пестовать и с надрывом любоваться.

Вот уж чего-чего, а красивого надрыва в книге - как у дурака фантиков.

Мы впервые встречаем героев, Коннелла и Марианну, в последнем классе старшей школы в небольшом провинциальном городе на западе Ирландии. Коннелл происходит из бедной семьи, его мать-одиночка работает уборщицей, в том числе и в доме богатой Марианны. Но при этом Коннелл - симпатичный и популярный 'первый парень на деревне', а Марианна - изгой в школе и с токсичной семейкой. Марианну и Коннелла влечет друг другу и они начинают встречаться тайком ото всех. Здесь начинается первый элемент драмы: героям очень быстро становится понятно насколько им хорошо вместе, и не только во время секса (хотя ему уделяется ну просто огромное значение), но и вне его (они ж оба еще и умные шопесдец), но при этом они прячутся ото всех, думая что если кто узнает, то начнется такое... Как будто на дворе 19-ый век! Вообще вопрос их принадлежности к разным слоям общества поднимается в произведении не раз, но каждый раз это выглядит неубедительно, именно потому что на дворе не 19-ый и даже не 20й век. Но кроме классовой разницы, герои таятся и от самих себя, особенно Коннелл, которого аж в холодный пот бросает от мысли, а не слишком ли сильны его чувства к Марианне. В конце концов Коннелл оскорбляет Марианну, пригласив на выпускной какую-то другую девицу (ну они же с Марианной не встречаются в открытую, значит а четакова). В ответ Марианна обрывает с ним все связи. Коннелл понимает что ступил, ан поздно. Вообще, эта часть книги еще более ли менее понятна, потому что во первых где-то треть романтических историй пользуются похожими элементами, а во-вторых, читатель, ну это же подростки, они вообще на полголовы идиоты и у них гормоны, что с них взять?

Дальше мы встречаем Коннелла и Марианну в престижном университете Дублина, куда обоим удалось поступить. Тут картина кардинально другая - Коннеллу адаптация дается тяжело, он чувствует себя не своей тарелке, но не в интеллектуальном, а в социальном плане. Марианна же наоборот расцветает - она оказывается и красавица, и подружки у ней завелись клевые, и бойфренд - первый парень на кампусе, плюс очередь из кавалеров уже выстроилась за дверью, и вообще все вроде бы тип-топ. Роман Коннелла и Марианны вспыхивает снова, и они опять понимают, какая у них идеальная совместимость: и в сексе, и в интеллекте, и в морально-этических принципах (оба такие Woke-нутые, что аж челюсть сводит). Да даже в быту у них все хорошо! Вот тут казалось бы и сказочке конец, а не тут-то было, читатель. Если в первой части был классический ромком из 80х -90х годов, то вот на этом моменте начинается уже настоящая миллениальная драма под названием "Пиздострадальцы". Как известно, пиздострадания - это не столько про секс, сколько про 'отношеньки': что ты имел в виду когда ты сказал что то что я тебе тогда сказала было совсем не тем что я имела в виду, если надо объяснять значит нет смысла объяснять, и вообще кто мы друг другу, давай не будем все усложнять, и вот это вот все. Короче, вы уже догадались, герои опять расстаются из-за какого-то почти комически идиотского недопонимания, которое они, несмотря на все их интеллектуальные беседы, не решаются нормально прояснить словами через рот ( Ну это ж не интифаду обсуждать и не ужасы меритократии).

А дальше начинается совсем уже миллениальная евро-петрушка, где герои все куда-то и откуда-то переезжают, с кем-то еще сходятся и расходятся, в процессе то и дело натыкаются друг на друга, и каждый раз с надрывом друг по другу тоскуют, но не решаются ничего решить. При этом Марианна ударяется во всякое БДСМ с нехорошими людьми-редисками и анорексию. Анорексия вообще распространенный go-to прием в книгах про отношения, когда надо показать что у героини тенденции к саморазрушению, но чтоб она при этом не теряла флера сексуальной привлекательности для читателей. Есть сцена где грустная Марианна с темными кругаме под глазаме собирается ехать БДСМиться к очередному евробойфренду (нехорошему человеку, редиске) и не в состоянии доесть один жалкий круассан на завтрак, хоть и осознает, что это фактически единственные ее калории на весь день. Если мы представим вместо этого сцену где грустная Марианна с толстой жопой уминает полдюжины пончиков с кремом и не в состоянии остановиться, то образ будет далеко не такой трагично-романтичный, не правда ли?

Пока Марианна переводит продукты, у Коннелла свои погремушки, с паническими атаками и депрессией. Но если деструктивные тенденции Марианны можно логически объяснить ее ужасной абьюзивной семейкой, но в чем истоки проблем Коннелла? А хз... (в смысле, в этом как-то виновато наше общество, но не совсем понятно как)

А потом Марианна и Коннелл все-таки оказываются вместе. Уррра!

Но потом они опять расстаются. Из-за чего? А хз! (в смысле, в этом опять как-то виновато наше общество, кто ж еще)

А потом они опять наконец-то сходятся. Уррра! И все у них хорошо, они положительно влияют на психику друг на друга, у них опять идеальная совместимость в спальне, на кухне, гостиной, ванной, прихожей...

Но в конце книги оказывается, что они вот-вот опять расстанутся. Из-за чего? Да опять ХЗ, пилять! ( про общество надо повторять, или хватит?)

И вот вся эта пилорама разворачивается всего-то на протяжении каких-то пяти лет. Ну теперь я не удивляюсь что миллениалы все такие уставшие! Уместить в пять лет такие пиздострадальческие горки - это вам не корову завести, и даже не две.

Думаю, читающим мой пост не надо в подробностях объяснять про стиль романтизма в искусстве и литературе. Напомню только, что там одной из центральных тем была несчастная нереализованная любовь, когда героям, прямо-таки созданным друг для друга, не суждено было быть вместе из-за душераздирающе трагических обстоятельств. Например, прямо чуть ли не накануне свадьбы, когда счастье было так возможно, так близко, безвременно погибает от чахотки героиня. И все, дальше герой скитается по жизни в одиноких стенаниях. Не сказать что этот популярный стиль прямо-таки на 100% совпадал с тем как люди того времени представляли свою жизнь и любовь в реальности, но тенденции явно были.

Вот сейчас книги типа "Нормальные Люди" Салли Руни - это такой миллениальный романтизм, когда идеальной паре не суждено быть вместе. Но в наше время уже за здорово живешь никто направо и налево не умирает, в этом нонешним европейцам повезло гораздо больше чем европейцам 19го века. Поэтому авторы выдумывают какие-то еще причины почему люди, которым вместе было бы совершенно прекрасно, вместе быть не могут. Со стороны эти причины смотрятся не слишком убедительно. Но и в реальности сейчас молодежь расстается или вовсе остается скитающимися одиночками по каким-то совсем неубедительным причинам, если смотреть на это со стороны. И вот поэтому мне как-то жаль становится это поколение.

ЛитерОтура, КинематографФ

Previous post Next post
Up