Чисто пораздражать или Никогда такого не было и вдруг...

Apr 14, 2022 11:32

Воспоминания Галины Вишневской о выступлении Растроповича в Альберт Холле в Лондоне в 1968 году, в день когда советские танки вошли в Прагу:

"Слава, как безумный, метался по комнате.
- Галя, что же делать? Какой позор! Преступники! Мне стыдно идти сегодня на концерт. Ведь мы русские, советские!

И надо же быть такому совпадению: в Лондоне, в этот трагический для всего мира день, - открытие советского фестиваля, и именно концертом Дворжака в первом отделении.
Через несколько часов Слава вышел на сцену огромного Альберт-Холла вместе с музыкантами Государственного симфонического оркестра. За стенами на улице бушевала демонстрация, и в зале шесть тысяч человек встретили появление советских артистов долго не смолкавшими криками, топотом и свистом, не давая начинать концерт. Одни кричали: «Советские фашисты, убирайтесь вон!» Другие - «Замолчите, артисты не виноваты!»
Слава, бледный, стоял как на плахе, принимая на себя позор за свое преступное правительство, а я, закрыв глаза и не смея поднять голову, забилась в дальний угол ложи.
Но вот, наконец, зал затих. Как реквием по чешскому народу полилась музыка Дворжака, и Растропович, обливаясь слезами, заговорил устами своей виолончели.
Зал замер, слушая исповедь великого артиста, слившегося в эти минуты вместе с Дворжаком с самой душой чешского народа, страдая вместе с ним, прося у него прощения и молясь за него.
Думаю, что все присутствовавшие на этом концерте никогда не забудут его.
Только отзвучала последняя нота, я кинулась к Славе за кулисы. Бледный, с трясущимися губами, еще не пришедший в себя после пережитого на сцене, с глазами, полными слез, он схватил меня за руку и потащил к выходу:
- Пойдем скорее в гостиницу, я не могу никого видеть.
Мы вышли на улицу - там кричали демонстранты, ожидая артистов оркестра, чтобы выразить им свое возмущение. Увидев нас двоих, они вдруг замолчали и раступились перед нами. В наступившей тишине, ни на кого не глядя, чувствуя себя преступниками, мы быстро прошли к ожидавшей нас машине и, вернувшись в отель, наконец-то могли дать выход своему отчаянию. Но что мы могли сделать? Мы сделали единственное, что было в нашей власти, - напились".

Цитата из книги Галина Вишневская - "Галина. История жизни". Кто не читал, можете на linking.ru найти.
Previous post Next post
Up