Военная форма - отдельная, очень богатая веточка в изучении моды. И немецкая униформа времен Второй Мировой - это очень большая и насыщенная тема. С точки зрения дизайна она - безупречна. Пожалуй, никогда до этого не удавалось соединить в себе утилитарность, практичность, строгость с истинно модными понятиями как стиль, элегантность, красота, особая грация. Даже моя мама, любящая советские фильмы про войну, настоящая советская патриотка, даже мой папа, военный офицер, любящий читать про историю Второй мировой - они оба сходятся во мнении: да, мундиры немецких офицеров - самые красивые.
Естественно, что в книге "Мода и фашизм" автор не мог обойти эту тему. Много интересных фактов в истории создания общей национальной униформы. Вот интересный отрывок:
"В начале 1930-х годов мир моды узнал о существовании Гитлера. Американский журнал "Вэнити фэр" ' ("Ярмарка тщеславия") писал о фюрере, что тому хорошо подбирают униформу. Журналист, работавший в "Ярмарке", смог уяснить главное в униформе - ее колдовство, которое даже самого бесцветного мужчину превращает в романтичного и элегантного человека. Подчеркну еще раз, что статья Джорджа Скломбе "Адольф Гитлер - революционист" появилась в "Ярмарке тщеславия" в феврале 1932 года, то есть за год до прихода самого Гитлера к власти. Приведу отрывки из нее: "Багрово-красное помещение, украшенное тяжелыми оранжевыми занавесками, которые фактически не пропускают в комнату солнечный свет. В красном кожаном стуле с высокой спинкой, на верхушке которой находится малиновая свастика, сидит человек с бледным лицом и дрожащими руками. Внимание невольно приковывается к к его темным горящим глазам и фантастической униформе... Он много часов проводит на собраниях и митингах. Сейчас Гитлер сидит за пустым письменным столом и делает наброски на листе бумаги. В этот момент рождаются образцы новой партийной униформы, проекты штандартов и флагов, интерьер штаб- квартиры, которые должны подчеркивать его власть и величие".
Эти слова позволяют взглянуть на этого человека с другой, неожиданной стороны. Не секрет, что Гитлер имел художественные способности, и его несколько раз валили на вступительных экзаменах по вступлению в Академию художеств. По себе и другим знаю, насколько часто болезненно люди, стремящиеся выразить себя в искусстве, переживают неудачи и непризнание. Учитывая личность Гитлера, можно и вовсе предположить, насколько серьезным могло быть это унижение: человек он был не совсем адекватный. Возможно, подобное "оскорбление" каким-то образом повлияло на его амбиции. Даже будучи при власти показать всем, что его старания не пропали даром.
Это могут быть только предположения. Но, возможно, дизайнер как раз из него вышел бы превосходный. Возможно, в мир художников и высокого искусства опытные преподаватели его и не пустили, так как интуитивно догадывались, что художник из него хреновый. Зато дизайнер...
Эх, может, Вторая Мировая - это история о том, что надо давать шанс человеку заняться своим делом, иначе он делов понаделает?
Так вот, я все -таки подозреваю, что Гитлер был хорошим дизайнером и больным на голову человеком. Читая книгу, у меня возникает мысль, что для Гитлера вся эта заваруха у власти то же самое, что для дизайнера - проект. Его проект - создание новой нации. И подходил он к этому вопросу с чисто дизайнерской точки зрения. Тут тебе и бренинг, и ребрендинг, и пиар, и реклама, и пропаганда, и скандалы. Тут тебе даже и фест-дизайн. Умопомрачительные постановки парадов и выступлений. Это ж надо - один человек - и не скучно! И часовые марши, которые просто завораживают. Тут тебе и имидж-дизайн: тщательная подготовка к выступлениям, тщательное продумывание образа и воздействия. Это уникальная работа. Это четкая структура, никакой спонтанности.
А вот интересная выдержка из Википедии ( не шибко достоверный источник, но все таки). Приводится цитата из книги "Моя борьба" о создании символа свастики Адольфом Гитлером.
"Тем не менее я вынужден был отклонить все бесчисленные проекты, присылавшиеся мне со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест. […] После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга - чёрный мотыгообразный крест. После долгих переделок я нашел наконец необходимое соотношение между величиной знамени и величиной белого круга, а также остановился окончательно на величине и форме креста."- Адольф Гитлер, Моя борьба, стр. 439
Это отрывок грамотного и хорошего графического дизайнера с отличным художественным чутьем. До сих пор без содрогания не взглянешь на этот символ. Создание символа Германии - это создание логотипа. Сначала создаем лого, которое будет продвигать продукт и помогать запоминать потребителю качественный продукт. А затем, если продукт удачный, то сам символ будет приобретать некий физический ореол. Найк - спорт. Кока-кола - отличный коричневый напиток, утоляющий жажду. Фашистская свастика - жестокость и садизм диктатуры.Беды, причиненные фашистами, оказались настолько велики, что страшный образ не так уж легко стереть из памяти с этого древнего и по сути защищающего человека значка.
Как хороший дизайнер, он мог определить качественную ценность искусству. Он выбирал к себе в помощники неординарных и талантливых людей.
Также складывается впечатление, что Гитлер, наделенный властью, просто-напросто стремился воссоздать вокруг себя идеальный мир, полную противоположность самому себе. Это удивительно, как во главе народа, утверждающего такие высокие и недосягаемые идеалы, мог оказаться человек, который по сути антипод этих самых идеалов. Создается впечатление, будто Гитлер - это некое чудовище, настолько отвратительное внутри себя, что ему ничего не остается, как создать полную зависимость от идеального мира, подсознательное желание раствориться в красоте. Это патологическая ненависть к самому себе? Это как чудовище, ненавидящее свое уродство, создает себе зеркало, которое бы отражало только красивое.И смотрясь в него, оно бы видело себя, только красивым.
Смотреть на фотопортреты этого человека очень неприятно. И тем не менее я сохранила один.Он меня потряс. Удивительное лицо. Как дизайнер с хорошим вкусом, как он мог допустить того, что для себя выбирает образ 1) крайне отталкивающий и его не красящий, 2) абсолютно противоположный идеалам пропаганды. Получается ходячая карикатура. Как можно было допустить того, чтобы стать самым уродливым мужчиной?
Эти характерные усики - это просто...гениально. Если бы поставлена была бы задача подчеркнуть душевное несовершенство, то этот ход - самый лучший. Лицо дает самую полную информацию о собеседнике. Глядя налицо, человек может многое понять о человеке. При открытом лице человек подсознательно готовиться к прямому контакту, бескомпромиссному и честному. Но что должен чувствовать собеседник, сталкиваясь с лицом, на котором под носом сосредоточено нечто в виде огромной кляксы? Это какое-то визуальное выражение патологии. На открытом месте, самом естественном - вдруг нечто несуразное, отталкивающее, нелогичное. Тем более это пугает, так как само лицо фюрера настолько невыразительное, аморфное и блеклое, что клякса эта - будто дыра на черепе.
Лицо Гитлера удивительно. Да, оно аморфное и блеклое. В нем нет силы. Но есть что-то иное. Пугают голубые, будто стеклянные, глаза. Я сначала не могла понять , что это за взгляд. Один глаз злой и усталый, в нем есть постоянное раздражение и нетерпение, и в то же время это уставший глаз. А другой глаз - ужасен.Он как будто застыл. То ли мертвый, то ли безумный. Выражение какого-то ужаса. Особенно страшно читать,что во время выступлений при яркой речи, истерических выпадах, экзальтированной жестикуляции, потрясающей мимике, глаза его постоянно остаются неподвижными.Это пугает. Это неестественно.
Кожа кажется неестественно гладкой, при этом натыкаешься на мелкие и неприятные болезненные морщины под глазами. Напрягают две надбровные складки. Кажется, что эти две морщинки застыли на лбу навсегда. Что напряженное творится в голове у этого человека, что не дает ему никак расслабиться?
И самое неприятное - рот. Под высокой черной щеточкой - маленький капризный ротик, с верхним "бантиком". У этих губ - какой необычный изгиб. Очень резкий и высокий. Будто от нервного тика перекорежило слегка.
Да, легко читать по лицу человека, который уже наделал дел. Почему этого не могли сделать люди его окружающие? Говорят, им были очарованы. Люди буквально восхищались им и его идеями. Как? К сожалению, мы знаем таких людей, и встречали их в обычной жизни. Странным образом они могут вдохновлять на самые низкие поступки, без участия логики и сострадания.
Давайте закончу пост веселой ноткой. В сериале "Вустер и Дживс" есть один герой, мой любимый, Родерик Споуд. Это своего рода карикатура на Гитлера, мастерски исполненная английским актером. Вот как было бы смешно, если бы не было так грустно.