Андрей Будько: «Пространства, которые мы делаем, свободны от политики, религии, чернухи и порнухи»

Apr 16, 2012 14:50


«Пожалуйста, трогайте!», - Полагаем, именно такую табличку повесит московский промышленный дизайнер Андрей Будько в своём павильоне DESIGN WEEK MINSK 2012, ведь его выставочные объекты спроектированы для горожан. С осени прошлого года в рамках проекта «Estrorama park» Андрей с группой единомышленников начал заниматься вопросами организации городского пространства. Андрей рассказал нам, почему мир не может обойтись без дизайнеров, о своей дизайнерской мифологии и о том, как можно преобразить городские пространства, избегая львят и капитошек.

Андрей, расскажи о своём пути в дизайн.

Андрей: Сначала увлёкся веб-дизайном, а потом начал заниматься графдизайном. Фактически, это всегда было моей второй работой. Я проработал и в концертном агентстве, и пиарщиком в интерьерной сфере. И тогда уже сложилось такое мнение, что в России нет своего предметного дизайна в  том объёме, чтобы говорить о нём как о явлении. На протяжении последних лет было чёткое понимание того, что в графдизайне я не стану лучшим. Мне всегда было нужно чьё-то мнение. А когда занялся предметным дизайном, у меня вообще перестал возникать вопрос, так это или нет. Есть внутренняя уверенность, что именно так и надо.  Это делается, и моя задача - после того, как всё придумается, - поднимать качество.



Андрей Будько

Как появилась дизайн-лаборатория «Estrorama park» и что она собой представляет?

Андрей: Идея проекта моя, но дизайн общий. Я сразу хотел себя стилистически ограничить. Понял, что хочу создавать предметы, которые будут находиться между собой в единой мифологии. И суть свелась к некому сюрному миру, которому я впоследствии и дал название Estrorama. Так самому интересней и интересней может быть другим. Сразу хотелось серийности - сам придумал, сам произвёл, сам продал. Вначале были фруктовые пуфы, а потом - головы. (на фото) В конце прошлого лета подумал: «Мы все такие молодцы, взялись преобразить своими предметами российские интерьеры, но наши улицы так и останутся нетронуты дизайном». Вначале поставили лавочку рядом с мастерской. Потом нашли на мусорке несколько бочек от нефтепродуктов и сделали из них урны. И понеслось… фотографии, посты в блогах… В конце августа нас пригласили на фестиваль «Design act», который проходил в московском парке Горького. Нам дали 80 квадратных метров, на которых мы показали, как, по нашему мнению, должен выглядеть идеальный парк.



Фруктовые пуфы



гипсовые головы-джентельмены на выставке Design Act 2011 в Москве

Как должен чувствовать себя потребитель в твоём сюрном мире?

Андрей: Что касается городского пространства, то изначально хотелось делать особенный сюр, потому что это не дом и не работа, а то пространство, в котором можно себе позволить удивляться. И то, что мы делаем, должно нравиться и взрослому и ребёнку. Мне очень хотелось бы вырасти не там, где меня окружают львята и капитошки. Пусть будут висящие в смокингах и бабочках моржи… такой новый мир чудес. Но, несмотря на всю сюрность и визуальную красоту, город - это, прежде всего, люди. Если красиво, но неудобно, значит, ненужно. Но при этом о красоте забывать тоже нельзя, потому что сейчас дизайн - это дизайн-аттракцион, который воздействует на эмоции.

На странице своего проекта вы заявили, что намерены создать новую городскую культуру. А как выглядит старая? И что концептуального должно быть в новой?

Андрей: В манифесте в первую очередь речь идёт об организации городских пространств. Нельзя сказать, что наши городские пространства неорганизованны. На мой субъективный взгляд, они организованы без учёта того, что в городе есть люди. Сейчас ощущается, что город - это, прежде всего, здания.

Дизайн, вообще, - о культуре. Чем крупнее город, тем более одиноки люди. Что делает городская культура? Она их объединяет, делает причастными к одному процессу. Допустим, я хочу сделать блошиный рынок или общественный сад… И когда мы хотим сделать красивый фермерский рынок, мы думаем не о том, чтобы соответствовать Западу, а о том, чтобы сблизить нас, горожан.



Позитивные лавочки от "Estrorama park" на Цветном бульваре в Москве

Сколько кругов ада нужно пройти, чтобы реализовать свою идею в городском пространстве?

Андрей: Какой-то двоякий вопрос. Я всем говорю, что те пространства, которые делаем мы, свободны от политики, религии, чернухи и порнухи (смеётся). Каждый знает, что между идеей и проектом лежит гигантская пропасть. Сейчас многие делают красивые картинки и на этом останавливаются. Они считают, что уже сделали предметный дизайн. Правда, которую узнал я, делая ту же лавку - между проектом и продуктом лежит десять таких пропастей, как между идеей и проектом. Но я бы не сказал, что это круги ада. На самом деле, это в чём-то круги рая.  Не открою тайны, сказав, что каждый получает удовольствие, когда видит готовый продукт. Но и сам процесс завораживает.

Охотно ли идут на контакт городские власти?

Андрей: На самом деле, в Москве возрос интерес к городскому пространству со стороны властей. Иногда городские власти нас пытаются как-то найти. Допустим, есть департамент культуры, те, кто заведуют парками… Мы с ними пытаемся сотрудничать, но точнее на этот вопрос я смогу ответить по прошествии этого лета.



Каток "Gerda" на заводе "Flacon"

Почему мир не может обойтись без дизайнеров?

Андрей: У человека есть внутреннее стремление к удобству. Наверное, это самый большой двигатель культуры, науки… А дизайн должен делать этот мир удобным во всех смыслах - функциональном, визуальном, эмоциональном. 
P.S. Хотите ознакомиться с полным текстом манифеста? Тогда вам сюда:))

Интервью подготовила Анжелика Лашук. 
Previous post Next post
Up