Увидело свет третье, исправленное издание книги Александры Корольковой
«Живая типографика»
В новом издании восстановлены потерянные окончания цитат.
Для всех студентов, желающих приобрести «Живую типографику», мы делаем подарок - на книгу установлена специальная студенческая цена - 260 рублей, что на 100 рублей ниже её розничной цены в нашем интернет-магазине.
«Живая типографика» предназначена для тех, кто ещё не очень много знает о шрифте и типографике, но кому предстоит работать с оформлением текста, для тех, кому это интересно - главным образом, для студентов- дизайнеров.
Это описание и попытка объяснения некоторых закономерностей, советов и правил, принятых
в русскоязычной типографике. Это не научное исследование, не средство избавиться от всех проблем,
не абсолютная истина.
Здесь собрана информация на первое время - в надежде, что у читателя появится желание обратиться к более серьёзным, полным и сложным источникам.
В книгу вложена схема-плакат с напоминаниями о том,
что стоит и чего не стоит делать в процессе вёрстки, изображениями «правильных» кавычек и тире и кое-чём ещё :)
Содержание
Коротенькое вступление
Часть I (вступительная)
Глава 1 Видим или читаем?
Глава 2 Проектирование или украшательство?
Глава 3 Наука или искусство?
Часть II
Шрифт как инструмент
Глава 4 Назначение шрифтов. Шрифт и восприятие
Глава 5 Характер шрифта
ДУКТАЛЬНЫЕ И ГЛИПТАЛЬНЫЕ ШРИФТЫ
ДИНАМИКА И СТАТИКА ШРИФТА
АНТИКВА, ГРОТЕСК И ДРУГИЕ
Глава 6 Классификации шрифтов
Глава 7 История технических ограничений.
Формирование традиций
РУЧНОЙ НАБОР
МЕХАНИЧЕСКИЙ НАБОР
О ДВУХПУНКТОВОЙ ШПАЦИИ
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ НАБОР
(ФОТОНАБОР И ЦИФРОВОЙ НАБОР)
Глава 8 Шрифт в наши дни
ФОРМАТЫ ЦИФРОВЫХ ШРИФТОВ
Шрифт как наука
Глава 9 Типометрическая система -
наследие металлического набора
Глава 10 Части буквы и её окружение
Глава 11 Система знаков
РИСУНОК ЗНАКОВ
ЦИФРЫ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
МНОГОТОЧИЕ
КАВЫЧКИ
ТИРЕИДЕФИС
ПОХОЖИЕ ЗНАКИ
Шрифт как организм
Глава 12 Пропорции внутри шрифта.
Ширины знаков относительно друг друга
Глава 13 Начертания и гарнитуры. Ширина,
насыщенность, контраст и так далее
РИСУНОК ЗНАКОВ И УГОЛ НАКЛОНА
(ПОСТАНОВКА ОЧКА)
НАСЫЩЕННОСТЬ
ШИРИНА ЗНАКОВ
(ПЛОТНОСТЬ ШРИФТА, ПРОПОРЦИИ ШРИФТА)
КОНТРАСТНОСТЬ ШРИФТА
ОПТИЧЕСКИЙ РАЗМЕР ШРИФТА
НАЛИЧИЕ ЗАСЕЧЕК
Глава 14 Сочетания шрифтов
ЗАЧЕМ НУЖНО НЕСКОЛЬКО ШРИФТОВ?
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?
Часть III
Общая композиция
Глава 15 Бумага и экран
Глава 16 Впечатление
Глава 17 Построение
Анатомия страницы и внутренний ритм текста
Глава 18 Пробелы и интервалы
МЕЖБУКВЕННЫЕ ПРОБЕЛЫ
МЕЖСЛОВНЫЕ ПРОБЕЛЫ
РАССТАНОВКА ПЕРЕНОСОВ
ДЛИНА СТРОКИ И ИНТЕРЛИНЬЯЖ
Глава 19 Структура текста
Несколько слов о вёрстке
Глава 20 «Дыры» и «коридоры»
Глава 21 «Висячие» и короткие концевые строки
Глава 22 «Висячие предлоги»
Вместо послесловия
Служебная информация
Библиография
Список шрифтов
Список иллюстраций
Указатель имён
Алфавитный указатель
Спасибо
О шрифтах
Шрифты в книге
«Живая типографика» набрана несколькими начертаниями из супергарнитуры Leksa (разработанной, кстати, тоже автором книги). Пока это работоспособная бета-версия, но если в книге не найдётся заметных проблем со шрифтом, то можно будет считать его в принципе законченныым и после добавления акцентированной латиницы во все начертания и капители в гротеск
(в антикве уже есть, а ещё есть минускульные и капи- тельные цифры) выпускать в тираж.
Отзывы и рецензии
Отзывы и обсуждения на LiveJournal и форумах
Журнал Publish №4 [107] май 2008:
Сегодня такое количество всевозможных профессий, что сложно кого-либо чем-либо удивить. Но попробовать можно, сказав, например, что до сих пор существуют типографы и шрифтовые дизайнеры. Ну, буквы и буквы, что с ними ещё можно сделать? На самом деле - очень многое. И не только можно, но и нужно!
А о том, что именно и как, рассказывается в книге, о которой мы уже писали (№ 8, 2007), но возвращаемся еще раз, потому что есть хороший повод: в 2008г. IndexMarket выпустил 2-е издание. Что же в ней особенного, почему книга так востребована? Адресована она студентам - тем, кто только столкнулся с типографикой и пока не слишком хорошо понимает, что это такое и с чего нужно начинать, приступая к работе с текстом. Автор не только объясняет, на что и почему следует обращать внимание, но и растолковывает основы. Например, что такое «лигатура», «графема», «плотность шрифта» и т. д. Всё изложено понятным языком и по делу, нет ненужных лирических отступлений. Зато море полезной информации: объясняются разные техпроцсссы и основные правила набора, много картинок-примеров с кириллицей и латиницей. Даже вложен постер-памятка, где можно подсмотреть то, что обычно вызывает трудности у начинающих дизайнеров (например, какими клавиатурными сокращениями вызываются длинное и короткое тире). Внесены уточнения в классификацию шрифтов и справочную часть, добавлена иллюстрация с «настоящей» болгарской кириллицей, исправлен рисунок английских кавычек.
Как говорится, главное - правильно начать, но это и сложнее всего. Хотя, изучившие книгу, наверное, скажут, что нет. Ведь они уже сделали главный шаг: научились видеть, что у шрифта есть характер, что он - живой.
Е. Кочкина
Информация о книге «Живая типографика» в других разделах нашего сайта
Отзывы с обложки
Александр Тарбеев
Дизайнер шрифта
Руководитель Шрифтовой мастерской
Московского государственного университета печати
«Замечательная книга, с которой необходимо начать, приступая к освоению типографики. Книга даст Вам основу для развития профессиональных навыков. А как продолжить серьёзное изучение
типографики, Вы поймёте, добравшись до библиографии.»
Владимир Ефимов
Дизайнер шрифта
Арт-директор компании ПараТайп
«Эта книга в основном о том, как делать книги, но её предмет гораздо шире. В былое время на русском языке издавалось немало литературы об этом, начиная со стандартов и технологических инструкций и кончая трудами по искусствоведению. Однако всё это осталось в прошлом. С появлением компьютеров процесс книгоиздания совершенно изменился, а книг об этом у нас издано до обидного мало. В основном это переводные издания, которые часто не отражают нашу ситуацию. Тем более отсутствуют учебные пособия, помогающие постичь основы современной типографики.
Так вот это как раз такая уникальная книга. Она написана живым грамотным языком. Она интересно смакетирована автором. Для её издания автор специально разработал несколько новых оригинальных шрифтов. В ней на современном уровне рассмотрены наборные шрифты,
общие принципы композиции, компьютерный набор и вёрстка, последние издательские программы, шрифтовые форматы и многое другое. Эта книга интересна и полезна студентам, будущим и действующим графическим дизайнерам и всем, кто неравнодушен к проблемам современной типографики»
Александр Коноплёв
Дизайнер книги
Член Академии графического дизайна
«Эта работа написана очень молодым дизайнером и молодым человеком. И это выражается не только в нарочито молодёжном языке, почти сленге, но и в выборе главных «героев», в выборе материала для аргументации авторской точки зрения. Саша сделала то, что никто из художников нашего поколения, да и более молодые, не сделали. Она обобщила и аргументированно рассказала
о книге и её главной составляющей, главном рабочем инструменте - шрифте»
Борис Трофимов
Дизайнер книги
Член Академии графического дизайна
«Первая современная (практически единственная), популярная, ясная и необходимая книга-справочник, толковый словарь в нашей профессии»
Спасибо
Александру Владимировичу Тарбееву,
который вбил автору всё это в голову, показал книжек
и шрифтов и иногда даже высказывал какие-то замечания по работе…
Владимиру Венедиктовичу Ефимову,
который очень внимательно читал, комментировал
и редактировал текст, помогал привести его
в соответствие с логикой и общепринятой терминологией
и вообще отнёсся к этой затее с сочувствием и пониманием, а также разрешил воспользоваться в качестве примеров шрифтами из библиотеки ParaType
Иннокентию Викторовичу Келейникову,
который позволил завалить свой почтовый ящик версиями текста и макета и находил время и силы всё это смотреть, читать и комментировать письменно и вслух, а также очень помог в поиске иллюстраций
Александру Борисовичу Коноплёву,
который высказывал в ходе работы дельные замечания, несмотря на то, что стиль текста показался ему «хамским»
Анатолию Алексеевичу Семёнову,
который со свойственной ему парадоксальностью суждений неоднократно смущал автора своими высказываниями, как по тексту, так и по макету,
и Наталье Андреевне Гончаровой,
которая сразу поняла природу и структуру текста
и по возможности смягчала высказывания Анатолия Алексеевича
Сергею Владимировичу Юдину
за дельные замечания и моральную поддержку
Ивану Александрову,
Алине Векшиной,
Константину Ерёменко,
Елене Новосёловой
за помощь в подборе материалов и конструктивную критику в процессе работы
о. Валентину Асмусу и Елизавете Асмус
за предоставленную возможность посмотреть, потрогать
и сфотографировать книги XVII-XIX веков
Мэтью Картеру, Трине Раск и Илье Рудерману
за присланные по электронной и бумажной почте материалы об их шрифтах,
и отдельно Вере Евстафьевой за координаты Трине
Лук(ас)у де Грооту,
который, когда рисовал болгарскую кириллицу, даже
и не предполагал, для чего (и сколько раз) его рисунок будет воспроизведён
Александру Васину и Наталье Вельчинской
за разрешение использовать в макете фотографию
с их сайта, а также Ивану Величко за присланную им иллюстрацию для разворота об иллюстрации
Авторам, дизайнерам, художникам, каллиграфам, пуансонистам, техническим редакторам, метранпажам - словом, всем, прошлым и настоящим, чьи работы оказались задействованы в создании этой книги
Студентам разных курсов родного Полиграфа
и не только, которые читали текст, смотрели макет
и что-то говорили о своих впечатлениях,
а особенно (кроме всего прочего) Насте Яруллиной за шрифт Enimor и Виталику Кузьмину за то, что этот сайт является сайтом, а не набором разрозненных картинок на рабочем столе автора книги
Об авторе
Закончила Московский государственный университет печати, сейчас преподаёт там (и иногда в других местах) и учится в аспирантуре.
Начала заниматься проектированием шрифта в 2003 году. В 2005 году шрифт Fourty-Nine Face получил диплом на конкурсе TypeArt. Специализировалась в Шрифтовой мастерской под руководством А.В.Тарбеева. Проходила преддипломную практику в ParaType.
Постоянный участник организационного комитета конкурса каллиграфии Zapf Games (с 2007 года конкурс стал международным) и полиграфских типографических семинаров «Точка, точка, запятая». С 2004 года регулярно посещает конференции ATypI. Член Секции книжной графики МСХ.
Вместе с Б.В.Трофимовым разрабатывала оформление альбома
«Великие шрифты».
Алекснадра Королькова о себе в
ЖЖ:
2003-2006: специализировалась в Шрифтовой мастерской Московского государственного университета печати под руководством Александра Тарбеева
с 2004: езжу на конференции
ATypI 2005: шрифт Fourty-Nine Face получил диплом на конкурсе TypeArt
с 2006: преподаю шрифт, типографику, каллиграфию в разнообразных московских вузах
с 2006: сотрудничаю со студией «Щука» в качестве приглашённого эксперта по шрифту, в 2009 организован проект
«Леттерворк» с 2007: член Секции книжной графики Московского союза художников
с 2007: работаю с
издательством TriMag 2007-2010: вышла тремя изданиями
«Живая типографика» (издательство IndexMarket)
с 2008: участвую в фестивале
«Свято Кирилицi» 2008: лауреат «Золотой пчелы» в номинации «Новая кириллица»
2008: выступала на конференции ATypI в Санкт-Петербурге
с 2009: работаю в ParaType начальником отдела шрифтового дизайна
2009: лауреат шрифтового конкурса «Современная кириллица» в номинациях «Акцидентные шрифты» и «Супергарнитуры»
2009: основной дизайнер общедоступного шрифта PT Sans (в рамках работы в ParaType)
2010: выступала на конференции TYPO Berlin
2010: выступала на конференции TypeCon в Лос-Анджелесе
Сайт книги «Живая типографика» Приобрести книгу Александры Корольковой «Живая типографика»
в нашем
Интернет-магазине за 360 рублей