Или рассказ о презентации книги Елены Герчук «Архитектура книги» в книжном клубе Проект О.Г.И.
12-го декабря в Книжном Клубе «Проект О.Г.И» в рамках Литературной программы Клуба состоялась еще одна презентация книги Елены Герчук «Архитектура книги» (М, ИндексМаркет, 2011).
На этот раз послушать и поговорить с автором собрались не только дизайнеры-графики, но и люди, которые любят Книгу, по-настоящему ценят ее, люди, неравнодушные к тому, что происходит с Книгой сегодня. Неоднократно поднимался вопрос о переходе книги в новый, электронный вид. О том, должна ли она в этом случае оформляться как-то иначе, и что вообще будет дальше с «живой» печатной книгой.
Автор, Елена Герчук, рассказала о том, как начать думать о книге, зачем эта книга понадобилась ей самой как автору и художнику. А потом отвечала на вопросы из зала. Вот некоторые из них.
- Как должна выглядеть книга с точки зрения оформления, чтобы ее можно было назвать удачной?
Елена Герчук: Как книга выглядит - это вопрос не первый. Важнее - как она устроена. Достойные книги дивно устроены, в них легко можно найти все, что ты хочешь. Их можно открыть на любом месте и все будет понятно. А выглядеть она должна так, чтобы было понятно, что это за книга, вот и все.
- Какая целевая аудитория у «Архитектуры книги»?
Елена Герчук: Она многогранна. Конечно, это учебник, т.к. там много такого, что нужно знать профессионалу, поэтому - студенты. Она может быть нужна арт-директорам, издательствам, даже авторам. Автор, прочитав книгу, должен задуматься, что именно он, автор, хочет от издательства и зачем? Есть такое «Я хочу!» - хочу книжку синюю, хочу картинку на обложку; а - «Зачем?». Зачем вам эта картинка, зачем синий цвет? Часто автор просто не представляет себе, как много дизайнер может сделать для его книги.
- Как при планировании книги автор думает о тираже? Или о тираже думает только издатель?
Елена Герчук: Это вопрос целевой аудитории. Целевую аудиторию должен определить автор. А дело издателя - эту аудиторию правильно посчитать.
- Что бы Вы сказали человеку, который книгу еще не читал? Почему надо прочитать эту книгу?
Елена Герчук: Работа над книгой - это работа над текстом, это анализ текста, это работа с редактором. В книге развивается теория Владимира Ивановича Рывчина, которую он применял в своей работе над учебниками, но, по моему мнению, она применима ко всем книгам вообще. Ко всем до единой. Она заключается в следующем: есть текст, любой - словесный, нотный, математический, не важно. Все остальное, что в книге есть, это то, что этот текст обслуживает. Дополняет, расширяет, связывает с другими книгами, с глобальным информационным контекстом. Именно этим должен заниматься художник книги. Не только формат, цвет, обложка, переплет. Слова тоже. Но над словами работает редактор. Значит, художник должен работать в тесном контакте с редактором, чтобы связать, дополнить и расширить текст.
- Эта книга об организме, о цельном, живом организме печатной книги. Но ведь не обязательно отправлять художнику весь макет, весь текст в 900 страниц, достаточно отправить только содержание, структуру текста.
Елена Герчук: Это вопрос перераспределения ролей. Вы говорите не про художника, а про, простите, верстака. Художнику нужно отправлять весь текст, обязательно! Если художник посмотрит все 900 страниц, он может усмотреть там иные возможности, о которых, может, и не подумал редактор. Может, что-то можно сделать лучше.
- Часто издательства грешат тем, что все там делается по отдельности. Отдельно художник, отдельно автор, отдельно редактор, отдельно макет, отдельно обложка - все отдельно. И от этого книга, ее восприятие, разваливается. Особенно часто так происходит в крупных издательствах.
Елена Герчук: Издательства воспитуемы! И это - отдельная работа. Просто надо с ними работать.
- А как быть в случае с электронной книгой?
Елена Герчук: Здесь нет противоречий. Электронная книга будет так же устроена, по тем же законам. Когда она будет. Пока - это не книга, это приспособление для чтения текста.
- Вы в Вашей книге много и доказательно пишете, что художник должен все структурировать, связывать и т.д. А вот при чтении, например, электронных книг читатель может легко сам менять кегль, шрифт, как угодно. Где же важность связности художественного оформления?
Елена Герчук: Да, это важно! Пока эта функция работает во вред книге. У меня есть старая привычка читать через плечо все что нужно и не нужно, в метро, например. Так вот, я часто просто глазам не верю, когда вижу, как там человек все поменял, кегль увеличил втрое, сделал «выключку по формату» так, что промежутки между словами стали больше самих слов, и прочее. Это же невозможно читать!
- Печатную книгу люди будут ценить, пока у них есть привычка держать ее в руках. Что, на Ваш взгляд, нужно для того, чтобы живую книгу не выпустили из рук?
Елена Герчук: Происходит естественный процесс эволюции книги. Из века в век книга меняется. Когда-то она была на папирусе, когда-то на пергаменте, потом на бумаге, сейчас она переходит в электронный вид. И ничего страшного в этом нет. Другое дело, что сейчас электронная книга не обладает всеми теми качествами, которыми обладает печатная. Если электронная книга их освоит и еще добавит какие-то свои собственные достоинства, то пусть она будет! И пусть тогда она заменит собой привычный нам печатный формат. Почему это плохо?
- Будет ли у «Архитектуры книги» второй тираж?
Елена Герчук: Да, второй тираж будет. Мы уже обсуждали это с Ивой Лебедевой, генеральным директором издательства «ИндексМаркет». Вносить какие-либо изменения и дополнения в переиздание я не планирую.
- Елена! Читая книгу, понимаешь, что ее написал не просто художник, а художник-мыслитель, художник-философ! Спасибо Вам большое! Книга действительно очень важная, нужная и интересная!
Мы с удовольствием присоединяемся к этим словам! Еще раз поздравляем Елену, издательство и всех наших читателей с выходом этой замечательной книги! Творческих Вам успехов!
Перейти на страницу с описанием «Архитектура книги»