Именно Ларри стал героем сегодняшнего дня. Обаятельный, скромный, деловитый профессор Стэнфорда, 30 лет разрабатывающий методики дизайн-мышления. Слушать его было одно удовольствие. В отличие от профессора Вайнберга из Потсдамской d-school, Ларри почти не говорил о своей школе. Его рассказ был посвящен Дизайн-мышлению и примерам его применения. Из всех регалий господина Лейфера отмечу только три: он кандидат психологических наук, доктор искусствоведения, профессор Стэнфордской школы дизайн-мышления, занимающийся инженерным дизайном. Далее из его рассказала стало понятно, что такой микс знаний и опыта оказывается очень полезным в деле инновационных разработок.
Этот замечательный бэкграунд позволил Ларри сходу вникнуть в те задачи, что были поставлены перед участниками интенсива, внимательно ознакомиться с каждой командой и проектом, дать свои рекомендации. И это было здорово!
Лари за работой в самой инновационной группе интенсива (так оценили работу коллег кураторы)
Но самым бесценным подарком от Ларри была его вступительная презентация. Ниже её конспект с иллюстрациями.
1. Основное слово дизайн-мышления - ПОЗВОЛЯТЬ. Думать, менять, экспериментировать, пробовать, рисковать.
2. Дизайн не может быть равнодушным
3. Дизайн-мышление занимается поиском big idea будущего, причем отдаленного.
4. Дизайн-мышление ВСЕГДА думает о человеке, задействует многопрофильные команды с отлаженными внутренними коммуникациями, создает прототипы, постоянно учится (на ошибках в том числе :) ), нарушает все законы (вплоть до гравитации), не боится двусмысленностей.
5. Для успешной реализации методов дизайн-мышления человеку стоит преодолеть свою линейность.
6. Процесс разработки новой идей (продукта) ДОЛЖЕН содержать: Дизайн, Конструирование, Производство прототипа, Пользовательский опыт. Если удалить из цепочки хоть одно звено, результатом будет неудача. Даже если вы работаете с дизайном для текстиля, обязательно стоит собрать не менее 20 образцов изделий, уже вышедших на рынок, а затем отправиться в лес и найти там не менее 10 образцов биологических структур, способных дать идею для создания рисунка /материала /фактуры /формы.
7. Дизайн-мыслитель всегда охотник. А на охоту в одиночку не ходят. Если вы действительно хотите получить положительные результаты от применения методов дизайн-мышления, вам необходимы:
- команда специалистов из самых разных областей, не связанных между собой
- команда коучей (мастеров) дизайн-мышления, имеющих практический опыт
- как минимум 1 специалист-технолог, владеющий навыками реального производства
- как минимум 1 специалист-культуролог, который поможет проекту своим пониманием социума
- реальный проект, над которым можно работать.
Для нас этот пункт самый ценный, поскольку в России пока есть несколько человек, в той или иной степени владеющих теоретическими знаниями методик дизайн-мышления. И нет ни одной полноценной команды, способной работать по указанной схеме. Что это значит? Что нам есть куда двигаться! :)
8. Процесс разработки инноваций на рисунках выглядит очень стройно, а на деле - сплошной хаос, вызванный многократным возвратом из точки прототипирования в точку постановки задачи. И это-то у них!! Что же можно сказать о нас? :)
10. В своей эволюции дизайн прошел путь от создания предметов до создания пользовательского опыта.
11. В Стэнфорде смогли вывести формулу успешных инноваций (мы в Британке тоже такую формулу выводили, но у нас она получилась сложнее :))
где М - это внимание к пользователю, транслированное через каналы коммуникаций, а Х - степень положительного пользовательского опыта.
Описание кейсов и дополнительные материалы от профессора Стэнфордской школы дизайн-мышления Ларри Лейфера читайте в следующем посте.