Перемена участи - советы Остина Клеона самому себе

Apr 22, 2011 22:17

Толковый пересказ книги Остина Клеона  «Как воровать, как художник, и девять остальных вещей». Сделан пользователем rikki_t_tavi , да так талантливо, что его потихоньку растаскивают по разным журналам :) Наш не исключение. Итак.


1. Как тырить, как художник.
В первом пункте он утверждает, что любой честный художник на вопрос, откуда он берет свои идеи, отвечает: я их ворую.
В коментах его упрекают, что он поощряет у молодежи нарушение копирайтов и выдавание чужого за свое, но мне кажется, он про "воровство" полемически заявил. На деле же он советует присматриваться ко всему вокруг и уносить к себе то, что может развить художника или писателя. Он цитирует, как было сказано в Библии, что нового под солнцем нет и что делалось, то и будет делаться. Идеи любого художника - это смесь того, что он насмотрел, начитал, наощущал до работы. Как вы - это частью ваша мама, частью отец, а частью ваши бесконечные предки.

Вы не можете выбирать родственников, но можете учителей, друзей, музыку, которую слушаете и фильмы, которые смотрите - а они составляют генеалогическое дерево ваших идей. Вы - смесь того, что впустили в свою жизнь, сумма вещей, оказавших влияние на вас. Как говорил Гёте: "Нас создает и формирует то, что мы любим".
Художник - это коллекционер. Не Плюшкин, который тащит и складывает без разбору - художник скапливает избирательно, те вещи, которые он любит.
Одна экономическая теория говорит, что если вы сложите доходы своих пяти ближайших друзей и найдете среднее арифметическое, результат будет очень близок к вашим доходам.
Клеон считает, что это верно и для доходов идей. Вы настолько хороши, насколько хорошо то, чем вы себя окружаете.
Он вспоминает фразу своей матери: Мусор на входе - мусор на выходе. (“Garbage in, garbage out.”)
Я не сразу ее поняла, но почитав, узнала смысл. Означает она, что если вы используете для чего-то "мусор", то "мусор" же и создадите.
Ваша работа, говорит Клеон, коллекционировать идеи. а лучший способ коллекционировать идеи - читать. Читать, читать, читать, читать, читать - газеты, прогнозы погоды, знаки на дорогах, лица незнакомцев. Чем больше вы читаете, тем больше вы можете выбирать, что окажет на вас влияние.
Найдите писателя, который вам очень нравится. Найдите и прочтите все, что он написал. А теперь найдите то, что он сам читал. И прочтите их всех. Взбирайтесь вверх по вашему личному дереву писателей - с ветки на ветку.
Тащите вещи и сохраняйте их на будущее. Носите с собой блокнот для набросков. Делайте пометки в книгах. Вырывайте картинки из журналов и клейте коллажи у себя в скрапбуках.
"Присваивайте" как художники.

2. Не ждите пока вы поймете, кто вы, чтобы начать создавать вещи.
В одном видео актер говорит: если вы не знаете, кто вы, или чем хотите стать, или во что верите, то практически невозможно заниматься творчеством.
Клеон говорит, что это разрешение людям откладывать и откладывать делание чего-то творческого. Если бы он ждал, пока поймет, кто он, да чего хочет - он до сих пор занимался бы попытками это понять, а не созданием вещей. Он считает, что именно в процессе создания чего-то реального мы и понимаем, кто мы есть.
Создавать= познавать себя.

Вы уже готовы. Начинайте что-то создавать.
Вам может быть страшно. Это естественно.
Среди образованных людей сильно распространена одна вещь. Она называется "синдром самозванца". Клиническое ее определение гласит: психологический феномен, при котором люди неспособны засчитать себе свои достижения. Это означает, что вам кажется, что вы ненастоящий, выходит у вас случайно, и вы понятия не имеете как это у вас вышло.
Угадайте что? Да никто не имеет понятия! И Клеон сам не имел понятия, что происходит, когда начал заштриховывать колонки в газетах, все, что он понимал - что это ему нравится, это не было работой. это была такая игра.
И если спросить любого настоящего художника, они скажут правду - они понятия не имеют, откуда что берется. Они просто находятся тут, при своем деле - и так каждый день.
Шекспир давно сказал, что весь мир - театр, и люди в нем - актеры.
Клеон перефразирует мысль Шекспира: прикидывайся, пока не начнет получаться. ( Fake it ‘til you make it). Фразу можно понять двояко. Прикидывайся, пока люди не поверят, что ты действительно то, чем хочешь казаться. Или - прикидывайся, пока ты на самом деле не научишься делать это. ( прим. пересказчика. Я делала второе на новой работе. Днем прикидывалась, что уже умею и знаю, вечером и ночью усиленно учила и читала все, что могла найти по предмету. Пока не подогнала внутренние знания к внешней уверенности. Но я знаю и случаи первого варианта, когда люди изображали сначала успех, а потом окружающие начинали в это верить)
Клеон цитирует книгу Патти Смит о том, как двое друзей поехали в Нью-Йорк, чтобы научиться быть художниками. И как они учились? Они прикидывались, что уже являются художниками.
Смысл: весь мир театр. Вам нужна сцена, костюмы и пьеса. Сцена - это ваше рабочее место, мастрская, стол или даже блокнот. Костюмы - ваша одежда, специальные штаны для живописи или смешная шляпа, в которой у вас появляются идеи. А пьеса - старое доброе время. Час тут, час там. Ваша пьеса - это время в которое вы создаете что-то.
Изображайте и прикидывайтесь, пока не начнет получаться по-настоящему.

3. Напишите книгу, которую вы сами хотите прочитать
Маленький Остин был увлечен фильмом про Парк Юрского периода. Он страстно хотел продолжения. но его не было. Тогда он сел за примитивный тогдашний компьютер и сам написал историю с продолжением. Он не знал тогда, что это будет впоследствии называться фан-фикшен.
Каждый молодой автор задается вопросом: О чем мне написать?
И получает ответ-клише: Пиши о том, что ты знаешь.
И совет этот ведет к созданию ужасных историй, в которых не происходит ничего интересного.
А лучший совет, который можно дать: пиши не о том, что ты знаешь, а о том, что тебе нравится.
Пиши то, что тебе самому нравится больше всего.
Мы создаем искусство потому, что нам нравится искусство.
Вся литература по идее - фан-фикшен.
Самый лучший способ найти дело, которым вам нужно заниматься, это подумать - что вы хотели увидеть сделанным, а оно не сделано - и пойти да сделать это.
Рисуйте то, на что хотите смотреть, сочиняйте ту музыку, которую вы хотите слушать, пишите те книги, которые вы хотели бы читать.


4. Пользуйтесь руками
Любимый карикатурист Клеона Lynda Barry однажды сказала :"In the digital age, don’t forget to use your digits! Your hands are the original digital devices". Непереводимая шутка состоит в том, что digit по-английски означает и цифру и палец на руке. В цифровую эпоху не забывай использовать пальцы. Твои руки - это изначальный цифровой девайс.

В колледже Клеон, как и все сдавал сочинения, напечатанные на компьютере, через два интервала, шрифтом Таймс Нью Роман. И то, что он сочинял, было ужасным. Тексты его стали улучшаться, когда он стал писать руками.
" Чем больше я держусь дальше от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Майкрософт ворд у меня во врагах. Хватит того, что я на работе все время с ним, в остальной жизни я стараюсь держаться от него подальше."
Чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше оно становится. Чернила на бумаге нужно чувствовать. Написанное можно разложить по столу и сортировать. Можно оставить его там, где всегда можно посмотреть.
Люди спрашивают, почему Клеон на создаст приложение для айпада или айфона для зачернения слов. ( Клеон придумал очень забавную и прекрасную вещь, он сочиняет поэзию на страницах газет. Поэзия в американском смысле - без рифмы и размера, просто некие поэтические высказывания. Для этого он закрашивает черным маркером все лишнее, оставляя только нужные слова. Его министихотворения и гороскопы можно посмотреть вот здесь).
И он всегда отвечает, что ему нравится магия - ощущать газетный лист, видеть как слова исчезают под маркером, даже запах чернил маркера добавляет к этому ощущению свою часть.
Искусство, которое идет только от головы, не имеет смысла. посмотрите на любого хорошего музыканта, чтобы понять это.
Когда он сочиняет свои стихотворения, это не ощущается как работа, это кажется игрой.
Найди способ включить тело в свою работу. Рисуй на стенах. Стой, когда работаешь. Распредели вещи по всему столу. Пользуйся руками!

5. Побочные проекты и хобби - это важно.
"Кстати об игре - за то короткое время, что я был художником, я понял одну вещь - выстреливают побочные проекты.
Под побочными проектами я имею в виду то, где вы просто пробуете что-то, делаете без обязательств, просто ради игры. И это реально хорошие вещи. Именно там происходит волшебство".
Зачеркнутая поэзия была таким побочным проектом. Если бы Клеон фокусировался только на главной цели - написании коротких рассказов - и не позволял себе дурацких экспериментов, он бы никогда не пришел к себе сегодняшнему  (а у него вышла книга зачеркнутой поэзии - Newspaper Blackout)
И очень важно иметь хобби, что-то, что принадлежит только вам. У Клеона такое хобби - музыка. Если его искусство видно всему миру вокруг, музыка принадлежит только ему и компании друзей. Они собираются по воскресеньям, производят шум в течение пары часов - и чувствуют себя замечательно.
Так что урок таков: тратьте время на занятия интересным просто так. Имейте хобби. Это и вам полезно и никогда не знаешь, куда это может привести.

6. Секрет: делай хорошую работу, а потом помести ее туда, где люди могут ее увидеть.
Клеон получает тонны писем от молодых художников с вопросами, как им найти аудиторию, как сделать так, чтобы их "открыли".
И он их вполне понимает. У него самого было время растерянности после колледжа. Классная комната чудесное, хотя и искусственное место: преподавателю платят, чтобы он обращал внимание на твои идеи, студенты сокурсники платят сами, чтобы обращать внимание на твои идеи.
И больше никогда у тебя не будет такой внимательной публики.
Вскоре ты понимаешь, что большую часть окружающего тебя мира вовсе не заботит, что ты там думаешь. Звучит жестоко, но это правда. Как сказал Steven Pressfield: " Люди не то чтобы были злыми и жестокими, просто они заняты".
Клеон говорит: "Если бы существовала секретная формула для заполучения аудитории или набирания зрителей, я бы с вами поделился. Но я знаю только одну вовсе не секретную формулу: Сделай хорошую работу и помести ее там, где люди могут увидеть."

Это процесс в два этапа.
Этап первый "сделай хорошую работу" чрезвычайно труден. Шорткатов тут нет. Делай что-то каждый день. Терпи неудачу. Делай лучше.
Этап второй " помести там, где люди могут видеть" был до недавнего времени очень трудным. Но в последние десять лет стал проще некуда: выложи это в интернет.
" Когда я говорю это людям, они спрашивают в ответ: А в чем секрет интернета?"


А секрет прост. Шаг 1. Удивись чему-то. Шаг 2. Пригласи других удивляться вместе с тобой.

Тебе нужно удивляться чему-то такому, чему больше никто не удивляется. Если все ахают про яблоки, пойди и начни дивиться апельсинам.
Чем более ты готов делиться тем, что ты любишь, тем больше люди будут любить твое искусство.
Художники не фокусники. У них нет штрафов за раскрытие секретов.
Клеон говорит, что получает вдохновение от людей типа Боба Росса или Марты Стюарт. Росс учит людей писать картины, Марта учит, как сделать свой дом и жизнь прекрасными. Оба выдают свои секреты.
Люди любят, когда с ними делятся секретами, и временами, если вы делаете это умело, они в награду покупают вещи. которые вы продаете.
Если вы рассказываете о процессе своей работы и приглашаете людей внутрь своей творческой кухни - вы сами учитесь. Клеон так многому научился у людей, которые присылали ему на сайт свою зачеркнутую поэзию, нашел множество вещей, которые можно позаимствовать. Процесс этот оказался взаимовыгодным для всех.

Так что совет таков: учите html. Научитесь делать сайты. Разузнайте про блоги. Изучите Твиттер и подобные сайты. Найдите в интернете людей, которые любят то же, что и вы, и задружитесь с ними. Делитесь с ними своим.

Чем, собственно, Бланк и занимается :).

креатив, Остин Клеон, дизайн, творчество

Previous post Next post
Up