Книги из серии "must have"

Apr 17, 2011 00:01

Книги про дизайн и про мышление. Написанные соратником конструктора Сергея Королева, физиком-механиком Борисом Раушенбахом**.

Удивительная разносторонность талантов и творческих интересов Бориса Викторовича Раушенбаха, привыкшего достигать высот во всем, чем бы он ни занимался, заставляет вспомнить имена мыслителей эпохи Возрождения. Ему было тесно на путях науки, его постоянно влекли новые горизонты. Обратившись к искусствоведению, к истории иконописи, Б.В. Раушенбах привнес в свои исследования методику точных наук, открыв новые возможности интерпретации уже многократно изучавшегося материала. Фундаментальные исследования "Пространственные построения в древнерусской живописи" (1975), "Пространственные построения в живописи" (1980), "Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы" (1986), a так же "Геометрия картины и зрительное восприятие" и "Пристрастие",  - это профессиональный вклад математика в теорию художественного творчества.

**Борис Викторович Раушенбах, русский ученый. 
Родился 18 января 1915 в Петербурге.
Умер 17 марта 2001 в Москве.

Окончив школу, работал столяром-сборщиком на авиационном заводе. В 1932 поступил в Ленинградский институт инженеров гражданской авиации, увлекся конструированием планеров, освоил расчеты на прочность и участвовал в испытаниях в Коктебеле, где познакомился с С.П.Королевым. В 1937 переехал в Москву и в Ракетном НИИ Королева занялся проблемами устойчивости полета крылатых ракет. В 1938 Королев был арестован, работу над крылатыми ракетами закрыли, и Раушенбах занялся теорией горения в воздушно-реактивных двигателях.

Осенью 1941 РНИИ был эвакуирован в Свердловск. В марте 1942 Раушенбаха вызвали повесткой в военкомат, но направили не в армию, а, как и других немцев, в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле. Раушенбаху «повезло»: на него обратил внимание известный авиаконструктор генерал В.Ф.Болховитинов и договорился с НКВД об использовании заключенного в качестве расчетной «рабочей силы». Новый руководитель РНИИ М.В.Келдыш добился возвращения Раушенбаха. В 1948 формально закончилась ссылка Раушенбаха, он вернулся в Москву и продолжал работать у Келдыша. В 1949 защитил кандидатскую, в 1958 - докторскую диссертации.

В середине 1950-х годов Раушенбах занялся теорией управления космическими аппаратами и перешел на работу к Королеву. Разработанные им системы ориентации космических аппаратов позволили сделать первые фотографии обратной стороны Луны. В 1960 Раушенбах принимал активное участие в подготовке первого полета человека в космос. В 1960 Раушенбаху была присуждена Ленинская премия, в 1966 его избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1986 - академиком.

По словам Раушенбаха, он «никогда не занимался темой, если над ней работает больше десяти ученых в мире». И постепенно интересы Раушенбаха начали перемещаться в совершенно иную область - в искусствоведение. Все началось с решения актуальной технической задачи: конструкция первых советских космических аппаратов была такова, что космонавт был вынужден производить стыковку, не видя стыковочного узла, с помощью монитора, и Раушенбах «задался вопросом: насколько правильно изображение на экране передает действительную обстановку, можно ли по нему управлять?» Так он углубился в теорию перспективы, а потом в искусство, в частности в иконографию.

Что видит глаз, и что видит мозг? Раушенбах пришел к выводу, что видят они не одно и то же. Математический анализ показал, что никогда не существовала и не могла быть разработана научная система перспективы, без искажений передающая пространственные характеристики объекта на плоскости картины. Согласно выводам Раушенбаха, законы зрительного восприятия различны применительно к пейзажу и интерьеру; и «обратная перспектива», характерная для русской иконописи, отражает особенности зрительного восприятия близких к глазу предметов. Искусствоведческие книги Раушенбаха вышли большими тиражами и привлекли внимание широкого круга читателей.

Еще одно многолетнее и плодотворное «пристрастие» Раушенбаха - преподавание. Сразу по возвращении из нижнетагильской ссылки он начал читать лекции на физико-техническом факультете МГУ, впоследствии выделившемся в Московский физико-технический институт. В 1959 стал профессором, более 20 лет заведовал кафедрой. Раушенбах придавал огромное значение качеству преподавания, считал, что для успешного развития таланта необходима некая «критическая масса» профессионально близких людей, с кем можно было бы обсудить получаемые результаты и возникающие проблемы. Его глубоко ранило состояние отечественной науки в последние годы, «утечка мозгов», массовая эмиграция способной молодежи.

дизайн-мышление, Борис Раушенбах

Previous post Next post
Up