Не все дизайнеры одинаково полезны

Oct 06, 2013 22:39

Оригинал взят у alex_levitas в Не все дизайнеры одинаково полезны

Иногда на семинарах я упоминаю о разнице между западным и российским дизайном, и меня просят объяснить, в чём же разница.

А разница, на самом деле, очень проста. Давайте посмотрим, в чём она заключается.

Договоримся сразу, что я не буду даже пытаться оценивать креативность - она всегда субъективна. Вместо этого я коснусь вещи совершенно объективной: создания новых качеств предмета и новых возможностей для пользователя.

Для удобства я беру только те образцы, где от дизайнера не требуется вести какую-то инженерную или научную разработку, а достаточно просто нарисовать предмет и передать картинку на производство, дальше инженеры без проблем всё спроектируют.

В качестве примеров российского дизайна я взял работы студии Лебедева как самой известной в России. Итак, дизайнерский матч «Запад против России»:

Раунд 1: Розетки

Европа

Россия





Европа представляет настенную розетку, которая простым нажатием кнопки превращается в удлинитель. Россия представляет жёлтую треугольную настенную розетку «Варнингус».

Раунд 2: Блоки розеток

Америка

Россия





Америка представляет скрытый блок розеток, который выдвигается по мере надобности - нужна одна розетка, получите одну, нужны две, получите две, а если не нужно ни одной, то они прячутся. Россия в ответ представляет здоровенную настенную розетку «Розеткус», в которую будет сложно вставить больше двух круглых вилок или больше одного зарядника/адаптера (но зато она красиво смотрится на картинке).

Раунд 3: Кружки

Европа

Россия





Европа представляет кружку с кармашком, в который можно вложить печенье или пакетик с сахаром либо вставить ложку. Россия представляет кружку «Атмарк», главная особенность которой - фигурная ручка (мне, кстати, держать эту кружку было неудобно).

Раунд 4: Зонты

Европа

Россия





Европа представляет зонт-ракушку, который гораздо лучше защищает Вас от дождя, особенно от косого дождя. Россия в ответ представляет зонтик «Фак дождю».

Раунд 5: Зеркала

Европа

Россия





Европа представляет пару зеркал, которые надеваются на обычное зеркало заднего вида в машине, давая водителю дополнительный обзор. Ответный ход России - креативное настенное зеркало «Воус».

Раунд 6: Светофоры

Европа

Россия





Европейские дизайнеры представляет концепт светофора, который позволяет понять, как долго осталось ждать смены сигнала. Россия отвечает концептом светофора «Люксофор», который отличается от обычных светофоров тем, что фонари в нём не круглые, а квадратные.

Бонус-трек

Бонусом предлагаю Вам сопоставить задачи, которые решают дизайнеры на Западе с задачами, которые решают дизайнеры в России. Я подчёркиваю ещё раз, что все примеры с Запада - это вещи, которые дизайнер может просто нарисовать, а уж как это сделать, чтобы оно ещё и работало, без труда разберутся инженеры на производстве. Т.е. дизайнеру не нужно иметь Ph.D. по ядерной физике, ему достаточно хорошей фантазии и умения рисовать.

Запад

Россия

































Западные дизайнеры представляют компьютерную мышь-перчатку, эстетский набор ножей (единственный в списке предмет, не создающий нового качества, а просто красивый), межкомнатную дверь-теннисный стол, мотоцикл для инвалидов-колясочников, солнечный зарядник для смартфонов, рюкзак с капюшоном на случай дождя или просто чтобы уши не мёрзли, батарейку с разъёмом USB, которую можно использовать в обычных электроприборах и для подзарядки гаджетов, а также кубик Рубика для слепых.

Российские дизайнеры в ответ представляют креативную компьютерную мышь в форме стрелки курсора, креативную подставку для ножей в форме ручки швейцарского ножа, креативные упоры для книжной полки, креативную копилку с прорезью в форме плюса, креативную скрепку с четырьмя петельками вместо двух, креативный брелок для ключей, креативные палочки для еды, раскрашенные «под берёзу», и креативный ёлочный шар с 14 крючками вместо одного.
  • Думаю, не будет несправедливым сказать, что дизайнеры, которых хватает в основном на то, чтобы придать одному предмету форму другого или заменить круглое на квадратное, едва ли могут претендовать на то, что они выросли из детских штанишек
Как видите, в европейском и американском дизайне сильна тенденция «Хотим сделать этот предмет не только красивым, но ещё и более функциональным, более удобным в использовании, дающим покупателю какие-то новые возможности» А в российском дизайне скорее держится тенденция «Хотим сделать, чтобы хорошо смотрелось на картинке» (а порой и «Хотим сделать, чтобы читатели бложика сказали "Гы-гы! Лол! Лайк!"»).

К чему я об этом говорю? В российском маркетинге, на мой взгляд, ровно та же проблема. Вместо того, чтобы подумать о клиенте и дать ему дополнительную ценность, дополнительные возможности - изобретают «уникальную копилку, которая отличается от других копилок крестовидной прорезью». Вместо того, чтобы в рекламе рассказать о выгодах клиента и о том, как продукт изменит его жизнь к лучшему - делают объявление, которое красиво смотрится на полосе...
  • И в конце года имеют в графе «Объём продаж» то, что имеют.
Надеюсь, ради всего святого, что хотя бы вы, леди и джентльмены, не бегаете по этим граблям?

дизайн-менеджмент, дизайн-мышление, дизайн

Previous post Next post
Up