С 30 сентября по 1 октября 2011 в Москве прошёл
Российско - британский форум по креативной экономике. Форум, организованный Британским Советом при поддержке
Посольства Великобритании в Москве, открыл серию мероприятий, направленных на развитие государственной политики в области творческих индустрий и поддержку творческого предпринимательства.
В настоящее время креативная экономика является стратегическим приоритетом для укрепления материального благосостояния многих государств, увеличения занятости населения и усиления социальной сплоченности. Великобритания признана лидером в этой области. Четверть века назад, когда "черные" производства из Европы переезжали в Азию и традиционные английские шахты закрывались, Британия столкнулась с колоссальными экономическими трудностями и массовой безработицей. Верные себе, англичане нашли действительно креативный способ решения своих проблем: начали на локальном уровне развивать непромышленные отрасли, такие как Реклама, Архитектура, Искусство и Антиквариат, Ремесла, Дизайн, Телевидение и Радио, Кинопроизводство, Фотография, Fashion, Музыкальное и Сценическое искусство, Издательское дело, Разработка ПО. Сегодня 3% британского ВВП приходится на креативную экономику. По ссылке форума читатели могут ознакомиться с примерами удачных проектов, узнать за какой срок и с какими финансовыми вложениями англичане справились с задачей.
Для России большая часть перечисленных выше отраслей - не новость (разве что реклама). В СССР половину (!) госбюджета обеспечивал кинопрокат (как советских, так и импортных фильмов). Для нас кино действительно было важнейшим из искусств.
К сожалению, мы за истекшие 20 лет мы успешно справились с задачей не построения, а разрушения своей креативной экономики. Да так, что теперь приходится заново учиться решать такие интересные задачки.
Далее интересный материал Русского Журнала на заданную тему.
В России использование культурно-креативных технологий внедряется, скорее, методом проб и ошибок. На слуху «Культурные столицы Поволжья» и дискуссионный пермский опыт. То, что удмуртский Ижевск участвует в европейской инициативе «Межкультурные города», известно гораздо меньше. Про то, как в карельской глубинке гостевые дома преобразуются в этно-культурные центры, знает за пределами Карелии, пожалуй, только
Ольга Карпова. А ведь европейской программе «Культурные столицы» - 25 лет!
Результаты программы обобщила
Елизавета Лесовская.
* * *
Проблема социально-экономического упадка малых и средних городов в Европе возникла еще раньше, чем в России - в 1980-е годы. Многие города, не способные предложить жителям ничего взамен закрывающихся предприятий, столкнулись с проблемой сокращения рабочих мест, оттока населения и общего упадка социальной активности. Если крупные региональные центры более-менее справлялись с проблемой экономической реструктуризации, то малые города, в особенности моногорода, нуждались в новых стратегиях социально-экономического развития. Социально-экономический упадок закреплял имидж таких городов, ассоциируемый с глубокими экономическими и социальными проблемами.
С начала 1980-х годов отдельные города начали репозиционирование, при котором двигателем экономического развития стала сфера культуры. Индустриальные центры, в которых производство и тяжёлая промышленность умирали, стали стремиться к имиджу центров отдыха и комфортной жизни. Местные власти начали организовывать запоминающиеся культурные события, заказывать проекты символических строений, нанимать рекламные агентства для создания ярких логотипов и слоганов, поощрять самовыражение горожан творческих профессий.
В основе экономической регенерации стояли три компонента развития культурно-креативного сектора. Во-первых, непромышленные культурные отрасли, производящие невоспроизводимые блага, потребляемые на месте (визуальные искусства, рынки искусства и антиквариата, исполнительские искусства, культурное наследие). Во-вторых, промышленные культурные отрасли, производящие продукты культуры и направленные на массовое воспроизводство, распространение и экспорт (кинематограф, видеоигры, телевещание, музыка, печатная продукция). В-третьих, креативные отрасли, использующие культуру для производства товаров, отличных от культурных (дизайн, архитектура, реклама и т.д.).
Одной из наиболее устойчивых и результативных инициатив стал проект Евросоюза «Культурные Столицы Европы», стартовавший в 1985 году. Идея проекта состояла в том, чтобы каждый год различые города стран-членов ЕС превращались в культурные центры с заранее разработанной программой, одобренной и отчасти финансируемой Комитетом Еврокомиссии по Культуре и Образованию.
Очерёдность принимающих стран заранее определялась ответственным Комитетом, в то время как города должны были самостоятельно подавать заявки и состязаться между собой за право представлять себя в качестве культурной столицы. Первичный отбор осуществляется национальными и европейскими органами, а окончательное решение принималось в масштабе Евросоюза.
За 25 лет существования программы более сорока европейских городов получили статус «Европейской Столицы Культуры». Многие из них смогли использовать эту возможность для создания устойчивой базы для экономического роста, основанной на развитии туристической отрасли, увеличении населения - и в особенности его части, состоящей из молодых образованных специалистов, создании новых рабочих мест как в культурно-креативной, так и в остальных отраслях экономики.
Одним из наиболее успешных примеров является Глазго - культурная столица 1990 года - который из пустеющего бывшего индустриального центра превратился в один из наиболее привлекательных городов для туристов со всего мира и для специалистов различных отраслей третичного сектора, а также справился с проблемой убыли и старения населения. Безработица в Глазго снизилась в течение десяти лет после проведения мероприятия более чем в два раза: с 22,7% в 1991 году до 10,5% в 2001 году.
Во многом за счёт привлекательного имиджа, сегодня Глазго - это город с растущей численностью населения (главным образом путём миграции, однако, рождаемость также повышается), причём по сравнению с остальной Шотландией доля молодого насления (20-39 лет) здесь намного больше. Доля людей пенсионного возраста (16,4%) постоянно уменьшается и является ниже среднего по Шотландии (19,7%).
Недавние столицы также показывают пример трансформации из ранее малоизвестных городов в как минимум популярные места культурного отдыха - французский Лилль (столица-2004), ирландский Корк (2005), австрийскиц Линц (2009) или немецкий Эссен (2010).
Результаты, которые были получены после проведения проекта «культурной столицы» в европейских городах, впечатляющие: поток туристов значительно увеличивался в год проведения мероприятия, но и по окончании оставался на уровне более высоком, чем до события, а затем, в большинстве случаев, также продолжал расти. Например, в Веймаре, Культурной Столице 1999, наблюдалось увеличение посещаемости на 50% с 1998 по 1999 год, затем некоторое падение и медленный рост посещаемости в дальнейшем.
При грамотном использовании культурно-креативного сектора города получали целый ряд долгосрочных положительных результатов: создание качественной инфраструктуры, увеличение инвестиционной привлекательности города, преображение имиджа города в глазах существующих и потенциальных его жителей и, как следствие, привлечение высококвалифицированной рабочей силы.
В 2006 году для Еврокомиссии было подготовлено исследование, подсчитавшее вклад культурно-креативного сектора в экономику стран ЕС. Результаты таковы. Культурно-креативный сектор способствовал созданию 2,6% ВВП ЕС в 2003 году. Вес цифры понятен в сравнении: операции с недвижимостью добавляли 2,1%, производство продуктов питания, напитков и табака - 1,9%, лёгкая промышленность - 0,5%.
Сектор трудоемкий, и, скорее, способствует не созданию добавленной стоимости, а занятости. Но и показатель занятости очень важен, особенно - в депрессивных регионах. В ЕС число занятых в креативно-культурном секторе в 2004 году составило 5,8млн. человек (или 3,1% всей занятости). Еще интереснее следующее: в ЕС с 2002 по 2004 год росла безработица, общая занятость уменьшилась, - а в культурном и креативном секторе она росла.
При сложности создания добавленной стоимости в рамках креативно-культурного сектора, его доля в экономике ЕС с 1999 по 2003 год выросла на 19,7%. В те же годы темп роста этого сектора превышал темп роста экономики ЕС в целом.
Кроме того, вместе с ростом креативно-культурного сектора в Европе наблюдалось усиление смежных секторов экономики, в частности - информационно-коммуникативного. Шло преображение территорий за счёт привлечения высококвалифицированных специалистов. Развивался культурный и креативный туризм.
Словом, опыт можно перенимать, и за этим нет проволочек. Успех «Европейских Столиц Культуры» уже вдохновил многие страны на введение подобных мероприятий: существуют программы американской и арабской столиц культуры, планируется запуск азиатского аналога. Национальная программа такого плана была бы полезна и для России, - но дело пока не идет дальше разрозненных и спонтанных действий.