Обучение в игровой форме

May 15, 2016 02:08

Оригинал взят у tehhi_karamir в Обучение в игровой форме
Столкнулась с тем, что оказывается многие родители не знают что это такое, хотя само словосочетание на слуху. Даю справку =)

В дошкольном возрасте (точнее до прохождения кризиса 7-ми лет) основная деятельность ребенка, а конкретно его НС - игровая, многие об этом несомненно слышали.После - познавательная, затем рабочая. То есть сначала мозг «заточен» на то что б играть, резвиться, фантазировать, затем на то что б познавать, удовлетворять любопытство, осваивать новые навыки, впитывать знания, а затем уже на то что б использовать все имеющие средства для поддержания и улучшения своего образа жизни, решения поставленных перед собой задач.

Отсюда следует, что обучение дошкольника должно проходить преимущественно в игровой форме. Как же она выглядит эта форма и каковы её основные артибуты?

Первое что приходит на ум - весёлые картинки в пособиях, улыбки, музыка, прибаутки педагога, помощь игрушек и всяких сказочных персонажей, приёмы, когда под видом игры детям дают упражнения и т.п.
От части так оно и есть. Однако это не главные атрибуты игровой формы обучения.

В игре основное не внешняя красивая оболочка и всякие фантики, в игре основное то, что она добровольна раз, носит развлекательных характер - два и не сопряжена с ожиданием определённого результата (родителями\педагогами от ребенка). Т.е. обучение в игровой форме должно быть для ребенка добровольным, развлекательным и безответственным.

Но добровольность должна определяться ребенком, причём каждый раз заново, а не один раз в сентябре сам добровольно согласился на лепку, так что теперь будем ходить. И в частности игровая форма обучения подразумевает, что ребенок может сам решить когда ему закончить игру в каждый конкретный раз - тогда, когда ему надоело и захотелось заняться чем-то другим. С интересом так же - интересно ребенку должно быть не только на первых занятиях, если ребенку перестало быть интересно ходить на хор, это уже не игровая форма обучения. Ожидания и ответственность за то что б их оправдать это то, что воскладывают на ребенка взрослые, в первую очередь родители, и этого в игре нет, нет и в обучении в игровой форме.

Теперь возвращаемся к слову «преимущественно» - обучение дошкольника должно проходить преимущественно в игровой форме. То есть некое количество дисциплины, ответственности, ожиданий всё таки имеет место быть и вполне нормальны, нежная психика ребенка не треснет =). Такая дисциплина и ответственность естественным образом выражается в графике занятий (нельзя пойти на рисование в любой момент, оно у нас по вторникам и четвергам), в некоторых правилах поведения во время занятий. В принципе мы даже можем в какие то конкретные, локальные моменты ожидать от ребенка неких результатов.

В старшем дошкольном возрасте на регулярной основе вполне можно вводить занятия с ребенком по форме близкие к учебным (например подготовка к школе, как это делается в садиках). Однако тут надо не забывать, что объём произвольного внимания у дошкольника равен приблизительно 15 минутам, таковы по длине и должны быть учебные занятия. Дольше - сугубо при наличии интереса и желания ребенка в данный конкретный момент продолжить заниматься этим.

Отвечая на вопрос сколько занятий, кружков, развивашек не вредно дошколёнку можно сказать что занятий в игровой форме, в по-настоящему игровой форме - добровольных, интересных, безответственных - может быть сколько угодно, хоть всё свободное от сна и еды время =) Элементы именно учебной деятельности разные дети способны осилить в разном количестве. Тут очень много зависит от устойчивости психики, от индивидуальной готовности к учебе и от врождённых талантов, способностей к тому или иному виду деятельности. Если у ребенка действительно есть талант к чему либо, то это стоит развивать и «страшной психической травмы» будущему Стадлеру серьёзные занятия скрипкой не нанесут даже в 5 лет.

И если вы вводите учебную деятельность в меню дошкольника, то имейте в виду что наибольшую нагрузку на психику оказывает ожидание результатов, обучение с конкретной целью. При чём далеко не все родители способны вот так на раз определить есть у них ожидания, давящие на ребенка или нет. Самодиагностика момент тонкий.

Наверняка кто-то спросит а как же быть с тем, какие требования предъявляет современная школа Питера и Москвы к первоклашкам. Тут я могу высказать сугубо личное мнение - это проблема школы, а не вашего ребенка. Школы наших мегаполисов очень часто вообще предъявляют столько требований, что это идёт в разрез с лучшими интересами детей (или это родители предъявляют, а школа лишь поддерживает реноме?). Но мы, слава богам, не в Европах с Америками, у нас другая система… всего =) И это позволяет нам не планировать обучение ребенка в таком то, саду (со всеми его вытребеньками), что б он мог попасть в такую-то престижную школу, а не то его через 14 лет не возьмут в приличный коледж, а тогда... У нас в стране нет такой линейной зависимости и, на мой взгляд это хорошо. Но с другой стороны тут на меня может и не стоит смотреть, у меня не самое стандартное мнение по поводу мозгов, школы и того, что человеку нужно для счастья.
Previous post Next post
Up