Я долго думала, с чего начать рассказ про, собственно, общественные отношения, или как оно там называется.
Причина, конечно же, в том, что в душе я - анархист-одиночка, и вообще своенравная, асоциальная сука.
Мне трудно, например, завтракать когда скажут, а не когда я захочу, и с экскурсиями то же самое, и мне нравится отвечать только за себя - ну, или за совсем узкий круг.
Поэтому мне в волонтерском лагере было сложновато.
С другой стороны - все это дружелюбие, оно совершенно искреннее, и ты понимаешь, что вокруг тебя собрались не просто хорошие, а светлые люди. И даже люди на деревенских улицах - ты идешь, и они улыбаются тебе и здороваются - это здорово, еще как здорово.
В общем, внутри меня боролись два начала.
Будете смеяться, меня одолевал еще один вопрос. Вопрос неслучайности. До меня вдруг дошло, что куда бы я ни ездила, так или иначе я оказывалась в местах, связанных с одной и той же идеей. Кентербери, Иерусалим, Стамбул, виа Франчиджена, наконец. Это как звенья одной цепи. Путешествие в поисках духа. Кто были эти люди, что отправлялись в крестовые походы, шли паломниками в Рим, отстаивали христианские святыни в осажденном городе? И что это за невиданная концентрация духа, котрую несет в себе католическая вера?
Меня настолько одолели эти мысли, что я пошла послушать мессу в деревенской церкви. Церковь совсем маленькая, органа там нет. Слева от кафедры сидят два гитариста, и еще несколько женщин им подпевает. В зале сидят старые, очень старые люди. За кафедрой улыбающийся священник.
И впервые в таких местах я не ощутила привычного звона в ушах и чувства переполненности, когда тебя захлестывает прямо у горла. Я чувствую что-то подобное везде - в православных церквях, в мечетях, в англиканской церкви, даже у Сам Бабы - и поэтому я просто ничего не могла понять. Куда-то подевалась святость.
Да и местные как-то не разделяли моих чувств. Я спросила у Бруно про Туринскую плащаницу, он долго вспоминал, потом сказал: кажется, это называется Sacra Sindona. Марио вообще предлагал посмотреть в Турине совсем другие вещи, музей кино, например. Никто из них не знал, что Sacra Sindona закрыта для посетителей, и ее можно будет увидеть только в 2025 году.
Странно, странно.
У меня было ощущение, что я почувствовала зов. Нет, не так: я поняла, что повинуюсь зову уже некоторое время.
Наверное, логично было бы все-таки добраться до Рима и что-то понять наконец.
Но это уже в следующий раз.