Fiesta pillaoano

Apr 17, 2014 16:50

На выставке ацтекских артефактов в Мельбурнском музее - реплика "кодекса": 12 томов, написанных от руки в 1577 году какими-то испанскими монахами, на двух языках (правый столбец на каждой странице - по-ацтекски), с картинками, про весёлую жизнь коренных мексиканских народов:


Текст в левом столбце легко разобрать:

Llamauan aesta fiesta pillaoano, que quiere desir; borrachera, de los niños: enesta borrachera, todos beuian pulca, hombres y mugeres, niños, y niñas, viejos, y moços: todos enborrachauan publicamente, y todos lleuauan su pulca consigo: y los vnos dauan abeuer alos otros: y los otros alos otros, andaua la pulca, como agua en abundancia: y todos lleuauan vnos vasos, que teni.

В двух словах, производили алкогольные напитки у ужирались в хлам всем населением. Не уклонялись от бутылки.

Вообще выставка производит двойственное впечатление. Примерно две трети экспозиции посвящены разным скульптурам, керамике и прочей археологии, воспроизведены шаманские костюмы с перьями, чучело волшебной птицы Кетцаль и прочие признаки высокоразвитой античной цивилизации. Ещё одна треть - история вторжения Кортеса с товарищами и выпиливания всего этого под ноль. Всё это подаётся в духе "благородные воины императора Монтесумы, в отличие от жестоких кровожадных испанцев, не убивали своих врагов, а лишь брали в плен". Испанцы "обманом захватили императора", "нарушили слово", заразили всех болезнями, индустриальным методом резали по 100500 ацтеков в час и вели себя некрасиво. Цивилизация же коренных народов боролась с захватчиками за свою землю, на которую тех никто не звал.

При этом в соседнем зале выставлены огромные каменные скульптуры божеств с плоской наклонной сверху поверхностью, и наборы сакральных ножей разнообразных форм, которых было найдено дофигища. Объясняется, что жертвоприношения, при которых на поверхности выкладывались обязательно трепыхающиеся ещё человеческие сердца, были важной частью культуры, "объединяющей общество". Например, для бога дождя в конце сухого сезона надо было порезать таким образом множество детей, потому что "детские слёзы и есть дождь". Якобы до тысячи человек за церемонию могли так отправить путешествовать не небо. И любопытно, что тон описания всего этого - довольно-таки оправдательный, дескать жертвы тоже понимали свою важную функцию, верили, что вернутся обратно вместе с дождём, соединятся на небе с богами, и вообще это народная культура, фольклор и краеугольный камень национального единства. Как будто это что-то плохое.

Вполне в духе американской либеральной концепции "индихенизма": мало ли, чем мы тут у себя дома занимаемся. Вы бы сидели в своих Европах и не лезли к нам. Тут благородные коренные народы со своей развитой цивилизацией, а вы приплыли и устроили нам геноцид. А потом мы с вами сотни лет боролись за независимость и национальное освобождение. А теперь мы победили, и теперь всем покажем, какие вы были козлы и как вы тут всё испортили, и что из-за вас мы тут до сих пор по уши в говне. Такая позиция, зародившись, видимо, во время Мексиканской революции, сейчас стала настолько "политически корректным" мэйнстримом, что ни у кого не вызывает вопросов.
Previous post Next post
Up