Первые неслышащие студенты.

Dec 03, 2021 10:18

      Вчера узнала интересную историю, которую захотелось вам рассказать.
      В 1928 году было второе всесоюзное собрание глухих, которое посетил неслышащий Михаил Шорин, имеющий давнюю мечту, чтобы глухие люди могли учиться наравне со слышащими людьми не только в школах, но и в высших учебных заведениях.
     
В то неспокойное время многие чиновники были уверены в том, что глухого человека невозможно обучать наравне со слышащими людьми и их место - в специальном интернате с облегченной программой обучения.
      Это собрание посетил первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский, к нему и обратился Михаил Шорин с просьбой дать возможность неслышащим учиться наравне со слышащими людьми.
      Луначарский внимательно выслушал Шорина и решил провести эксперимент - смогут ли неслышащие получить высшее образование?
      После вступительных экзаменов на первый курс рабочего факультета зачислили 22 неслышащих студентов, в том числе и Шорина. Им дали сурдопереводчицу Зину, которая с ними прошла все годы обучения.

В то время одним из важных предметов была история, именно она сложнее всего давалась неслышащим людям - они просто засыпали над длинными и скучными текстами. И, чтобы сдать зачеты-экзамены, они сами придумали выход из ситуации. Самый простой выход!
      После каждого урока истории группой посещали музеи, подробно расспрашивали экскурсоводов, изучали экспонаты. Таким образом они смогли не только полюбить историю, но и стать самыми осведомленными студентами по истории!

Второй сложностью для них стал русский язык. Многие глухие не умели разговаривать и общались со слышащими людьми посредством переписки. Для них было полнейшим шоком узнать, что разговорная речь не такая, как письменная!
      Если честно, для меня тоже. Всю жизнь разговаривала так, как написано. Например, молоко - это мОлОко, а не мАлАко. И тут глухие студенты тоже нашли выход - уговорили преподавателя почаще им диктанты задавать, читали по губам слово и сопоставляли с письменным вариантом. Благодаря такому методу они успешно сдали разговорный русский язык.

А вот третья история получилась самой забавной.

Немного отступлю от рассказа и раскрою вам еще одну особенность из мира глухих. Каждому неслышащему человеку при знакомстве (чаще всего в садике или школе) давалась кличка на основании его фамилии, внешности, увлечений и прочего. Я никогда не понимала, зачем они так делают, никто толком не мог объяснить. Вчера эта тайна раскрылась!

В той студенческой группе не все глухие знали жестовый язык, среди них было 5 позднооглохших студентов, очень плохо знающих жестовый язык, из-за них часто тормозилось обучение, тк они требовали сурдопереводчика Зину помедленнее им объяснять.
      Глухие, использующие жестовый язык, решили им помочь в освоении жестового языка, чтобы те не тормозили учебный процесс. Начали с кличек. Одному из студентов Александру не понравилось, что ему решили дать кличку и он возмутился: "У меня есть имя!"
      Студент с кличкой "Шрам", попросил Александра произнести его имя и фамилию на жестовом алфавите, а сам начал засекать время. Вышло 16 секунд. И Шрам ему говорит, а теперь засекай время и смотри, после чего начал по кличкам называть своих студентов. За 16 секунд он успел назвать 8 студентов.
      Теперь я поняла важность кличек в мире глухих. Мы голосом можем быстро произнести фамилию и имя, а на жестовом алфавите это значительно дольше и муторнее, поэтому и неслышащие придумывают короткие и быстрые клички, которые можно показать за секунду, например, у моей подруги глухие родители по фамилии Волковы, их кличку показывают, проводя указательным и большим пальцем по макушке, как бы изображая ушки животного.

После успешного обучения первых неслышащих студентов, чиновники дали добро на получение высшего образования неслышащим людям. Правда, с поступлением в общеобразовательные школы глухим детям все намного сложнее, их и до сих пор предпочитают отправлять в школы-интернаты, после которых мало кто решается поступать в институты, потому что не всем и сейчас удается адаптироваться к миру слышащих.

Мир тишины

Previous post Next post
Up