Уважаемый
dr_guillotin зачем-то опубликовал колонку «
Упреждая большую войну: значение боев с японцами на Халхин-Голе» «о причинах нападения Японии и как Георгию Жукову удалось переиграть противника».
Колонка содержит большое количество ошибок и получает дизлайк не может быть рекомендована изучающим Халхин-Гол.
11 мая 1939 года, 85 лет назад, японская армия вторглась на территорию Монголии в районе нижнего течения реки Халхин-Гол. В этот день на монгольский пограничный пост на спорном участке границы совершил наступление отряд японо-маньчжурской (баргутской) кавалерии численностью около 300 человек. Атака немногочисленного отряда поддерживалась бронемашинами и авиацией.
Японская армия не вторгалась 11 мая на территорию Монголии в районе нижнего течения реки Халхин-Гол. В тот момент японская армия не знала о стычках монгольских пограничников и маньчжур. Бронемашины и авиация не поддерживали отряд японо-маньчжур. Бои были не в нижнем течении реки Халхин-Гол, где и находились спорные территории, а несколькими десятками километров выше по течению. И район, в котором начались бои стороны спорными не считали.
16 мая 1939 г. Докладная записка зам. главного инструктора войск МВД МНР Подосенова о провокациях японцев и японо-баргут на участке Халхингольского погранотряда МНР в период с 11 по 16 мая 1939 г. Авиация и бронетехника не упоминается.
II Вопрос границ
Уже после завершения конфликта, в мае 1940 года, в кабинете Иосифа Сталина триумфатору халхингольских боев Георгию Жукову был задан вопрос: "Какую основную цель преследовало японское правительство, организуя вторжение?"
В журнале посещений кабинета Сталина не зафиксировано визитов Георгия Жукова в мае 1940 года.
Первый раз Г.К. Жуков был в кабинете у Сталина 2 июня 1940 г. Почему автор не проверил тетради (журналы) записи лиц, принятых И.В. Сталиным? Другие майские листы не приведены для экономии места.
Ближайшая цель - захватить территорию МНР, находящуюся за рекой Халхин-Гол, а затем построить на реке Халхин-Гол укрепленный рубеж, чтобы прикрыть проектируемую к постройке вторую железную дорогу стратегического значения, которая должна пройти к границе нашего Забайкалья западнее КВЖД
Объяснение с военной точки зрения вполне убедительное. Китайско-Восточная железная дорога (с 1935 года в собственности Маньчжоу-Го) проходила в 125 км от района боев, строившаяся магистраль - в 60 км. В Японии вынашивался план войны с СССР с кодовым наименованием "Хати-Го" (план операции №8),
К границе нашего Забайкалья уже подходила железная дорога - знаменитая КВЖД, строительство которой заняло около 10 лет и стоило Российской Империи более 800 миллионов рублей (50 млрд долларов, если переводить в современные цены через золото). Предположу, что ресурсов и времени на строительство дублера КВЖД до станции Маньчжурия у Японии не было, и все военных планы Японии предполагали использование именно КВЖД.
Смысл строительства "второй стратегической железной дороги" Харбин-Маньчжурия не ясен. Денег и времени для строительства "наступательной железной дорого" у Японии в 1939 году не было.
Поэтому если ранее всех устраивала линия разделения просоветкой Монголии и марионеточного государства Маньчжоу-Го восточнее реки Халхин-Гол на 20-25 км, то с 1935 года на японских картах граница стала переноситься на рубеж самой реки Халхин-Гол, а позднее даже к востоку от нее. Переговоры о демаркации границы с этого же момента неизменно проваливались, а число стычек на границе неуклонно росло. Рано или поздно это должно было привести к крупному столкновению.
В 1934, 1935 и 1936 году в районе озера Буир-Нур («нижнее течение реки Халхин-Гол») проходили ожесточенные стычки. В марте 1936 года стороны задействовали в боях и бронетехнику и авиацию. Число стычек на границе неуклонно росло. На три года наступило затишье.
III Советское присутствие
С 1937 года советские войска в Монголии сводились в 57-й особый корпус, который к началу конфликта возглавлял Николай Фекленко
Летом 1935 года в МНР были введены советские бронетехника и самолеты, которые в документах назывались «технические войска» или группа усиления войск МНРА (Монгольской народно-революционной армии). В августе-сентябре в МНР были введены дополнительные части, из которых был сформирован 57 особый стрелковый корпус, который сначала возглавил Иван Конев, а затем Николай Фекленко.
IV Нападение с неба
Первое столкновение в воздухе между советскими и японскими летчиками состоялось 22 мая 1939 года.
Первое столкновение в воздухе между советскими и японскими летчиками состоялось 22 мая 20 мая, а 21 мая 1939 года был потерян первый советский самолет - Р-5.
уже 29 мая из Москвы в Монголию были направлены 48 советских летчиков, имевших опыт боев в небе Испании и Китая, в том числе 22 Героя Советского Союза.
В составе т.н. «Группы Смушкевича» в Монголию вылетели 48 35 человек, в том числе и летчики, в том числе и 22 9 Героев Советского Союза.
В июне обстановка в воздухе изменилась в пользу ВВС Красной армии.
Обстановка в воздухе изменилась в пользу ВВС Красной армии в июне конце июля-августе.
28 мая 1939 года последовало японское наступление на земле. Японцам удалось опрокинуть монгольскую конницу, но на выручку бойцам армии Монгольской Народной Республики пришел советский мотострелковый полк с танками. Он успешно отбил все атаки, а вырвавшийся вперед японский разведывательный отряд подполковника Адзума оказался разгромлен. Причем в бою были использованы советские огнеметные танки, которые произвели неизгладимое впечатление на противника.
К 28 мая на восточном берегу были и советские и монгольские части. Танки в боях 28 мая не применялись.
Расположение частей 6 КД МНРА и отряда Быкова (57 ОСК) на 14:00 26 мая 1939 года
Остановлюсь. Не буду комментировать общие рассуждения автора, его источники, данные по потерям, которые он приводит.
Дизлайк.