Ув. hunter019
выложил интересные фотографии из польского архива. Я добавил немного букв к этим замечательным картинкам.
1. ТБ-3 над Польшей, 1934
В ноябре 1933 года в СССР находилась польская делегация во главе с начальником военной авиации полковником Райским.
2. Полковник Людомил Райский, 1934
Вероятно в ходе этого визита было намечено направить в мае 1934 года (на время национального праздника) с ответным визитом советскую делегацию во главе с Начальником ВВС РККА Алкснисом.
В феврале 1934 года в ходе визита в СССР польский министр иностранных дел Ю.Бек поднял вопрос об ответном визите в Польшу советской воздушной эскадрильи. Вопрос был рассмотрен на Политбюро:
27 марта 1934 г.
Опросом членов Политбюро
83/59 - О Польше.
а) До выяснения позиции Прибалтийских стран, оттянуть наш ответ Лукасевичу
б) Принять предложение Польши об обмене флотскими визитами и о посылке летной эскадрильи в Польшу, а также об обмене визитами высших представителей военных ведомств.
Выписки посланы: т.т. Литвинову, Ворошилову.
Протокол №4 (Особый) заседания Политбюро ЦК ВКБ(б) от 29.3.1934.
В апреле к этому вопросу вернулись еще раз:
15 апреля 1934 г.
Опросом членов Политбюро
210/192. - Об ответном визите во Францию. Польшу и Италию.
1) В ответ на визит на самолетах в СССР представителей Италии (29 г.), Франции и Польши (33 г.) НКВМ организовать ответные визиты отрядами самолетов - по три самолета Т.Б.З в эти страны.
2) Во главе отрядов во Францию и Польшу (летят разновременно) послать тов. Хрипина, в Италию т. Меженинова.
3) визиты осуществить в июле-августе.
4) Принять к сведению, что весной прибывает с визитом в Ленинград польская морская эскадра. Предрешить ответный визит в Польшу нашей Эскадры.
Выписки посланы: т.т. Ворошилову, Крестинскому, Артузову.
Протокол №5 (Особый) заседания Политбюро ЦК ВКБ(б) от 15.4.1934.
Таким образом, вместо Начальника ВВС РККА Алксниса, в Польшу предполагалось отправить его заместителя - т. Хрипина.
Опасения, что понижение уровня представительства до заместителя начальника ВВС вызовет дипломатические осложнения, заставило Политбюро еще раз вернуться к этому вопросу. 5-го июня Политбюро еще раз рассмотрело этот вопрос, подтвердило решение о главе делегации и установило ориентировочные сроки визитов: 25 июля - в Польшу, 10 августа - во Францию.
21 июня 1934 г. польской стороне было сообщено, что в ходе ответного визита, советскую делегацию будет возглавлять Хрипин, а Алкснис не сможет покинуть СССР из-за загруженности служебными обязанностями. По мнению поляков, замена Алксниса была вызвана тем, что "ген. Алкснис как человек очень простой, не знающий ни одного иностранного языка и не умеющий вести себя в обществе, не подходит для выполнения представительских функций"
В конце июня Политбюро в очередной раз рассмотрело состав делегаций. Авиационную делегацию в Польшу было решено доверить Председателю Центрального совета Осоавиахима Р.П. Эйдеману и В.В. Хрипину.
15 июля 1934 года очередным решением Политбюро вместо т. Эйдемана руководителем делегации был назначен заместитель начальника Штаба РККА С.А. Меженинов. Незадолго до вылета в состав "польской" делегации был включен начальник Транспортной авиации ГВФ Я.Анвельт и делегация перестала быть чисто военной. По мнению О.Кена и А. Рупасова "внесение "гражданской струи" демонстративно ослабляло значимость визита советских летчиков как акции по установлению доверительных отношений между руокодителями вооруженных сил СССР и Польши".
После рассмотрения фотографий у меня сложилось впечатление, что состав делегаций был изменен еще раз - Эйдеман отправился в Париж, а место Анвельта занял Начальник ГУ ГВФ И.Ф. Ткачев. А заметки советской прессы называют других членов делегации - Уншлихт, Ингаунис.
По информации В. Котельникова, для визитов в Европу было изготовлено десять специальных ТБ-3Р. Самолеты отличались отсутствием вооружения, улучшенной аэродинамикой и диванами в бомбоотсеках. Самолеты были окрашены в белый цвет, на их бортах были нанесены "регистрационные номера", совпадавшие с заводскими. Экипажи тренировались месяц, в конце тренировок каждому выдали "белоснежный комбинезон, новый шлем и две пары перчаток". На снимках ниже белоснежных комбинезонов почти не видно, но видны плащи :)
3. ТБ-3, вероятно в Москве, конец июля 1934 г.
28 июля первые три ТБ-3 (командиры Байдуков, Ефимов и Леонов) отправились в Варшаву
5-го августа три ТБ-3 (Байдуков, Ефимов и Леонов) через Киев и Вену отправились в Париж, затем Лион и Страстбург. 17 августа через Прагу вернулись в Москву.
5-го августа еще три ТБ-3 (Соколов, Головачев, Рябченко) через Киев, Люблин и Краков вылетели в Рим. Вернулись 16 августа через Вену.
Ниже снимки "польских" и "французских" ТБ-3.
4. Прилет ТБ-3 (Байдуков, Ефимов и Леонов) в Варшаву
5. Встреча в Варшаве. В центре зам. начальника ГШ РККА Меженинов С.А.
6. Людомил Райский приветствует Хрипина. Хорошо виден номер одного из "польских" ТБ-3 - URSS-2236
7. Райский, полпред Давтян, Меженинов
8. Меженинов и полковник Барабанов(?)
9. Члены советской делегации с плащами.
10. ТБ-3 2236, 2237(?) и 2238 в Варшаве
11. ТБ-3 в Варшаве. Обратите внимание на флажки на носу воздушного судна.
12. Покрупнее
13. Группа офицеров на приеме в Королевском замке. Человек в гражданской форме очень похож на Ткачева И.Ф.
14. 5-го августа 1934 года те же экипажи, но вероятно на других машинах отправились в Париж.
По данным журнала Flight в Париж прибыли не 3 (как утверждает Котельников), а два ТБ-3 (URSS-2239 и URSS-2242)
15. На обратном пути они делали остановку в Кракове, где была устроена еще одна "фотосессия"
"Французский" ТБ-3 URSS-2242 в Кракове
16. Еще один "французский" ТБ-3 в Кракове
17. Заправка (Краков)
18. Председатель Центросоюза Осоавиахива Р.П. Эйдеман в Кракове.
19. "французские" ТБ-3 в Кракове.
Ну и немного советской прессы
20.
21.
Буду благодарен за комментарии к фотографиям.
Ну и если остались еще силы - можно почитать немного об этом визите в книге Бондаренко. В воздухе - испытатели.
В мае 1934 года Перевалов получил предписание выехать в Москву, на Центральный аэродром, для тренировки летного состава строевых частей в сложных условиях полета. Для этой цели было оборудовано несколько самолетов ТБ-3 - первоклассного творения конструктора А. Н. Туполева. На одном из них должны были летать командир авиабригады Адам Иосифович Залевский, летчик-инструктор, он же командир корабля, Георгий Филиппович Байдуков и штурман Петр Иванович Перевалов.
В сложных условиях в то время летало не так уж и много летчиков. Дело это было новым и, конечно, не легким. Ведь если в закрытой кабине довериться своим чувствам, то потери пространственного положения не миновать. Тебе будет казаться, что летишь ты с большим креном, а то и вовсе летишь кверху колесами, летишь к земле. И только показания приборов могут сказать тебе о положении самолета. И ты должен обязательно им верить.
В одном из полетов управление ТБ-3 взял на себя комбриг Залевский, которого Перевалов тщательно, чтобы он не видел ни земли, ни неба, закрыл брезентовым колпаком.
Байдуков установил курс, скорость, высоту и нулевой крен, и сказал:
- Держи, Батя, так!
- Держу, - ответил из-под колпака Залевский.
- Землю или небо видишь?
- Кроме приборов - ничего!
Вскоре тяжелый бомбардировщик стало бросать то влево, то вправо, крен был более пятидесяти градусов.
- Егор, бери баранку! Не могу я... - проговорил Залевский. [68]
- Пилотируй, пилотируй, - засмеялся в ответ Байдуков.
- Слушай, Петр, - уже сердито сказал Залевский Перевалову, - хватит! Не могу больше!
Петр Иванович бросился было открывать колпак, но Байдуков остановил его.
- Не надо, не надо. Пусть до конца прочувствует, что такое слепой полет! Полезно...
ТБ-3 все больше и больше заваливался в крен, шел к земле.
Наконец Байдуков взял на себя управление и установил машину в горизонтальный полет.
- Что за шуточки? - спросил недовольным тоном Залевский Байдукова, когда сняли колпак и он, сбросив с головы шлем, вытер с лица пот.
- Не сердись, Батя. Должен же я научить тебя летать по приборам!..
- Ладно учи, Егор, учи, - проговорил уже добродушно комбриг.
Залевского снова закрыли колпаком. Терпеливо выполняя команды Байдукова и Перевалова, он с каждой четвертью часа пилотировал по приборам все лучше и лучше.
Когда приземлились, Адам Иосифович начал, улыбаясь, выговаривать Перевалову:
- Ты что это ослушался своего комбрига? Тебя же никто не возьмет в Европу!
- Еще вопрос: возьмут ли вас с такой высокой должностью? И такой техникой пилотирования... - парировал Петр Иванович.
- Много ты, Перевалов, понимаешь в технике пилотирования! Вот подучусь немного и тогда еще посмотрим, - засмеялся Залевский.
А «Европа» - это готовящиеся перелеты по маршрутам: Москва - Варшава и Варшава - Москва; Москва - Вена - Париж и Париж - Прага - Москва. [69]
...Тренировочные полеты готовящихся для полета за границу экипажей были закончены в срок, с отличной и хорошей оценками.
Для полета за границу было оборудовано шесть самолетов АНТ-6. Это были, по существу, те же ТБ-3, но в пассажирско-транспортном варианте, без вооружения, конечно, но зато с мягкими диванами, установленными в бомбоотсеках. На самолетах было также установлено хорошее пилотажно-навигационное оборудование.
В конце июня 1934 года летный состав группы стоял перед начальником ВВС РККА Я. И. Алкснисом.
- Для перелета за границу правительственной авиационной миссии назначаются шесть экипажей - объявил Алкснис. - Командиром эскадрильи назначается Залевский Адам Иосифович. Командиром первого корабля АНТ-шесть Байдуков Георгий Филиппович. Штурманом эскадрильи назначается Беляков Александр Васильевич. Вторым пилотом у Байдукова будет командир эскадрильи Залевский. Понятно вам, товарищи Залевский и Байдуков?
- Товарищ начальник ВВС, - обратился к Алкснису Байдуков, - пусть Залевский будет командиром эскадрильи и корабля, а вторым пилотом мне его не надо - не будет слушаться...
Адам Иосифович не выдержал и сказал смеясь:
- Егор, что ты говоришь? Буду тебя слушаться, честное слово. Возьми!
- Ничего, - улыбнулся Алкснис и повторил: - Вторым пилотом у Байдукова будет Залевский.
- Понятно! - обрадованно ответил Залевский. Затем начальник ВВС объявил список лётных экипажей на остальные корабли.
Командиром второго корабля был назначен летчик Ефимов из строевой части, вторым пилотом - Петров, штурманом - Гордиенко (оба от нас). Командиром [70] третьего корабля АНТ-6 был назначен летчик Леонов, вторым пилотом - Блинов (оба из строевой части), штурманом - Перевалов (от нас). Был объявлен также список технического состава.
Петр Иванович Перевалов и не думал, что будет назначен штурманом корабля, летящего за границу. Ведь он - всего лишь штурман-инструктор. Однако летчик Леонов попросил Начальника ВВС РККА Алксниса:
- Дайте нам Перевалова. Он нас учил. Ему мы верим.
Алкснис посмотрел в сторону Белякова и спросил:
- Как считаете, овладел Перевалов астроориентировкой? Справится он в дальнем перелете с обязанностями штурмана корабля?
- Справится! - коротко ответил Беляков.
- Хорошо, - сказал Алкснис, - раз летчики просят, пусть Перевалов летит!
Когда строй был распущен, Перевалов подошел к Залевскому и, намекая на его тренировку под колпаком, спросил шутя:
- Ну что, товарищ комбриг, кого летчики берут, а кого не берут?
- Ладно тебе... - улыбнулся в ответ Залевский.
Адам Иосифович Залевский был талантливым летчиком-испытателем. Был он и по-настоящему отличным человеком. Как и все, Залевский трудился на строительстве полотна железной дороги, связывающей городок испытателей со станцией районного центра. Трудился на строительстве стадиона, при посадках деревьев, которые теперь в память о нем шумят на ветру своей листвой...
Комбриг Залевский - это волевой командир. Его любили, его побаивались... Безжалостно требовательный к себе, Залевский строго относился и к подчиненным. И тем не менее все шли к нему с радостями и горестями, звали «нашим Батей». [71]
В тот день, когда возвращались домой с аэродрома, Адам Иосифович с гордостью сказал Перевалову:
- Вот мы и полетим в Европу... Полетим, Перевалов, показать, на что способен народ, сбросивший иго капитала!..
Вскоре экипажи облетали свои корабли и стали готовиться к перелету по первому маршруту Москва - Варшава. Всем было пошито новое из добротного отечественного материала повседневное обмундирование. В него входили: саржевая гимнастерка, синее галифе, хромовые сапоги, фуражка с черным околышем и красной звездой, коричневые замшевые перчатки. Было также всем выдано и новое выходное обмундирование: темно-синий френч под галстук, брюки навыпуск, белая рубашка, туфли, пилотка. Каждый из идущих в перелет получил еще прорезиненный коверкотовый плащ, штатский костюм и солидного вида фибровый чемодан.
28 июля 1934 года на Центральном аэродроме столицы собралось много народу. В этот день посланцы страны Советов во главе с начальником штаба ВВС Межениновым и заместителем начальника ВВС Хрипиным отбывали за границу.
И вот в десять часов утра Георгий Филиппович Байдуков повел корабль на взлет. Следом за ним повели на взлет свои корабли и Ефимов с Леоновым.
И взлетающие наши красавцы, и гул их двенадцати моторов - все отечественное - еще раз подтверждали, что есть в мире авиационная держава - Советский Союз, раскрепощенная Октябрем страна, твердо стоящая на ногах коллективизации и индустриализации, сумеющая в случае чего всегда постоять за себя!
Эскадрилья шла в строю «клин» над Москвой. Тысячи москвичей, подняв кверху головы, с гордостью провожали ее, желая мысленно экипажам удачи.
Выйдя на исходный пункт маршрута и став на курс, корабли поплыли в сплошной облачности в четырехстах [72] метрах от земли. Но через некоторое время облачность кончалась и в иллюминаторы хорошо были видны уходящие к горизонту лесные массивы, луга и поля, на которых трудились, убирая спелые хлеба, колхозники. Это были русская и белорусская земли, сродненные вековой борьбой с завоевателями.
Георгий Филиппович Байдуков и Александр Васильевич Беляков шли точно по проложенному на картах маршруту. Ведомые ими экипажи вели также общую и детальную ориентировку - в случае чего они в любую минуту могли самостоятельно выполнять задание.
Все дальше и дальше уплывала на восток родная земля. Самолеты АНТ-6 - три островка Родины, с населением, имя которому экипаж, летели уже над панской Польшей.
- Как далеко шагнули мы в будущее! - торжественно произнес Петр Иванович Перевалов, глядя на испещренную, словно в калейдоскопе, квадратиками хуторских, единоличных наделов польскую землю.
- Да, тоска тут какая-то... - отозвался второй пилот Блинов.
- Другой мир! Счастливые мы все же. - Не отрывая взгляда от корабля Байдукова, заключил Леонов.
* * *
Через восемь часов сорок минут после взлета АНТ-6 приземлились на аэродроме под Варшавой и легко подрулили к ангарам. Делегация и экипажи спустились по трапам на землю. Экипажи выстроились перед самолетами. К ним с приветствием обратился Главнокомандующий ВВС Польши. Затем выступил начальник штаба ВВС Меженинов.
Я не буду писать о следовании делегации и экипажей в отведенные им резиденции, о всевозможных приемах, об осмотре нашими летчиками достопримечательностей Варшавы. Это не относится к теме моей книги. И вообще, [73] рассказав об этом перелете, я хотел тем самым подчеркнуть, что в довоенные и послевоенные годы, когда требовалось нанести визиты в зарубежные страны, лететь на рекорд в стратосферу и на высадку экспедиции на Северном полюсе, лететь над просторами Северного Ледовитого океана из одного края необъятной Родины в другой ее край, штурмовать небо Арктики, решать многие, многие другие, поставленные правительством задачи, то делали это в основном либо наши люди - испытатели, либо наши воспитанники. И всегда они с честью выполняли все задания партии и правительства!
После Варшавы в августе 1934 года наши экипажи прилетели в Париж, где так же с гордостью, как и полякам, показывали свои АНТ-6.
Георгий Филиппович Байдуков выполнил даже несколько показательных полетов, о которых примерно так писали парижские газеты: «...Говорят, что у русских нет своей авиации, нет летчиков, что и прилетели-то они к нам с немецкими инструкторами. Но посмотрите, разве это правда! Все теперь у русских есть! На огромном современном самолете-гиганте прекрасный русский летчик летает над Парижем, имея на борту французских старших офицеров, с французским министром авиации в качестве второго пилота. Причем взлет и посадку он производит по малому неудобному старту, с боковым опасным ветром...»
...17 августа 1934 года наши самолеты, ведомые нашими экипажами, оторвались от чужой земли и взяли курс к границам Родины. Через девять часов беспосадочного перелета они приземлились на Центральном аэродроме в Москве.
Источники:
Спасибо вездесущим hunter019 и
rata16