Интервью Роба Янофа - создателя логотипа Apple.

Dec 04, 2009 15:48

Любите ли вы Apple настолько, насколько любят его эти люди?





Логотип Apple является одним из самых известных логотипов в мире. Фанаты Apple не только клеят его на свои машины и наносят на одежду, но и делают татуировки в виде известного образа надкушенного яблока. Таким уровнем приверженности могут похвастаться очень немногие торговые марки.

Этот логотип восхищает людей своей простотой и в то же время своей многозначительностью. На него не влияет время. За 30 лет своего существования он не претерпел серьезных изменений, и, думаю, не изменится сильно и в будущем.

Когда Жану-Луи Гассье (исполнительный директор Apple Computer с 1981 г. по 1990 г.) задали вопрос о том, что он думает о логотипе Apple, он ответил:
Наш логотип всегда был для меня загадкой. Он является символом греховности и познания, надкушенный с одной стороны и раскрашенный всеми цветами радуги, расположенными в неправильном порядке. Мы даже не могли и мечтать о более подходящем логотипе: страсть, познание, надежда, анархия.

Есть множество теорий относительно того смысла, который заложен в этот логотип. Какие из этих догадок правдивы нам расскажет сам создатель логотипа Apple Роб Яноф (Rob Janoff)




Когда вы создали оригинальный логотип Apple с цветными полосами?
В начале 1977 года. В то время я работал арт-директором в агентстве Regis McKenna. Наше агентство получило заказ от компании Apple в январе. Логотип был официально представлен вместе с новым продуктом Apple II в апреле.




Роб Яноф, 1977 год

Вы встречались со Стивом Джобсом?
Да, конечно. Впервые как раз в этот первый год совместной работы. Это было еще до того, как он создал свою мега-компанию. Это были просто Стив Джобс, Стив Возняк и Майк Марккула. Стив был старше их и опекал этим молодых парней.
Я думаю, заказ попал к нам из-за Майка Марккулы. Он дружил с моим начальником Регисом МакКенна (Regis McKenna).

Вы получили бриф от них?
Изначально брифа не было. В действительности был довольно смешной эпизод с наставлением Стива Джобса, который сказал: «только не делайте его “милым”». Это потом уже появились брифы для последующих работ. Мы занимались не только логотипом, но и презентационными рекламными и ознакомительными материалами.
Кстати, был один довольно щекотливый момент в противостоянии моего логотипа и предыдущего варианта логотипа, который уже использовался. Его придумал Рон Уэйн (Ron Wayne) - один из партнеров двух Стивов на ранних стадиях развития компании. Он был некоторое время соучредителем, однако затем, посчитав Apple слишком рискованным мероприятием, забрал свои 800 долларов начального капитала и ушел. В отличии от других ребят у него была молодая семья. Его версия логотипа представляла выполненный чернилами рисунок сэра Исаака Ньютона, сидящего под яблоней. Всю эту композицию обвивала геральдическая лента с названием компании.




Первый логотип Apple Computer, нарисовынный одним из соучредителей компании, Рональдом Уэйном, в 1976 году

Я думаю, когда Стив Джобс получил прототип корпуса новой модели ПК Apple 2, он понял, что старый логотип не подойдет. Необходим новый логотип.




Персональный компьютер Apple II

Сколько версий логотипа вы делали для презентации?
Мы предоставили два варианта логотипа. Один вариант с укусом, другой без него. На тот случай, если бы он сказал, что вариант с укусом слишком «милый». К счастью, Стив выбрал именно вариант с укусом, который придавал знаку большую уникальность. В презентации были версии с полосами, одноцветная и «металлическая». Форма у всех версий была одинаковой.

Получается, что уже тогда вы знали, что будет востребована и однотонная и «металлическая» версия расцветки логотипа?
Да, пришлось сделать и эти варианты по чисто практическим соображениям. Если используется печать в один или два цвета, эффект от полосок пропадает. Это касается и заливки полос оттенками серого.

Оказала ли влияние на используемые цвета культура хиппи, которая была популярна в то время?
Да, частично влияние было и довольно значительное. И Стив и я родом с того времени. Но истинная причина появления полос состоит в том, что Apple II должен был стать первым персональным компьютером, который бы показывал изображение на мониторе в цвете. Таким образом это представление цветовых полос на экране. Кроме этого, эта была попытка сделать логотип более «молодежным». Стив хотел иметь возможность устанавливать Apple II в школах.




В то время большинство логотипов были либо одноцветными, либо с использованием двух цветов. Кто нибудь критиковал цветные полосы?
Стиву идея понравилась сразу. Ему всегда нравилось то, что находится за гранью обыденного. Сейчас этот логотип не выглядит слишком уж революционным, не то, что тогда. В оппозицию ко мне стал один из руководящих сотрудников агентства, где я работал. Он выступал против меня на наших совещаниях со Стивом. Он сказал, что эта молодая компания попросту обанкротится даже не успев начать свой бизнес, если будет выпускать стационарные ПК всех этих цветов. В принципе, это была официальная точка зрения агентства. Но Стиву логотип понравился сразу и бесповоротно. Он творческий человек, и логотип понравился ему за его уникальность. Кроме того, добавлю, что идея собственного компьютера у вас дома была слишком противоречивой. До сих пор они используются в мире большого бизнеса, все эти супер сложные тонкие технологии…
Большинство продуктов в этой сфере в то время носили сложные технические названия - TRS-80 и тому подобное. Название Apple совсем наоборот - простое, абсолютно не техногенное. Именно поэтому оно было столь замечательным. В сочетании с ним цвета были еще одним «упрощающим» фактором и значение их в этом плане было очень велико.

Что символизирует укус на яблоке в логотипе Apple? Это ссылка на термин «байт»? (byte [байт] и bite [укус] в английском языке произносятся одинаково.) Или может связано с библейской историей, когда Ева вкусила запрещенный плод? А само яблоко - не дает ли это нам отправку к открытию Ньютоном силы притяжения, когда он сидел под деревом и ему на голову упало яблоко?
Эти теории действительно интересны, но, боюсь, не имеют никакого отношения к реальности. Для многих дизайнеров возникновение этих теорий является загадкой - когда работаешь над каким-то проектом, а потом годами позже слышишь от кого-то объяснение, почему вы сделали именно так, а не иначе. Все это чушь. Это сродни городским легендам. Кто-то запускает эту сплетню, а потом люди говорят: «А ведь да, наверное так оно и есть!».

Т.е эти теории даже подсознательно не оказали на вас никакого влияния?




Я совсем не религиозный человек, так что история с Адамом и Евой тут не причем. «Вкусить познание» звучит очень подходяще, но, к сожалению, не имеет к логотипу никакого отношения.

Также сюда приписывают историю с Аланом Тьюрингом - отцом информатики, который, кстати, и ввел сам термин «компьютер» в повседневный обиход. Он был обвинен в гомосексуализме и покончил жизнь самоубийством в британской тюрьме. Люди думают, что я сделал логотип с цветными полосками из-за гей-флага. Другие предполагают что причиной стал способ самоубийства Алана Тьюринга. Он покончил жизнь самоубийством, отравившись цианистым калием. Раствор цианида Тьюринг впрыснул в яблоко. Надкусив его, он скончался.
Существует еще несколько легенд о происхождении логотипа. Но все они не имеют к правде никакого отношения.
Я вам объясню реальную причину возникновения укуса на яблоке.
Я сделал его для масштаба, чтобы люди понимали, что это яблоко, а не вишня. Укушенный фрукт обычно ассоциируется с яблоком. После того, как логотип был разработан, мой креативный директор сказал мне: «А знаешь, есть такой компьютерный термин, называется байт» (byte [байт] и bite [укус] в английском языке произносятся одинаково.). Я был так удивлен, что даже не поверил поначалу. Вот уж действительно очень удачное совпадение.

Скорее всего, логотип вы делали не на компьютере?
Да, не на компьютере. Этот факт является откровением для многих молодых дизайнеров. Я получаю огромное количество писем со всего мира. И это действительно удивительно - не каждый дизайнер имеет такую возможность благодаря своим творениям. Люди часто спрашивают меня, использовал ли я компьютер при разработке этого логотипа. В то время компьютер еще не мог предоставить мне такую возможность. Только спустя многие годы я начал использовать компьютер в своей работе. Логотип Apple создавался с помощью рук, карандаша, бумаги, ножниц, клея и т.п.

Нравятся ли вам внесенные со временем изменения в изначальный дизайн логотипа?




Нравятся. Полосы выполнили свою роль, и теперь они, безусловно, уже слишком устарели. Очень важно, что логотип Apple изменяется в соответствии с последними тенденциями в дизайне, подчас, сам же и создавая их. У Стива Джобса работает прекрасная команда удивительных дизайнеров. Силуэт логотипа остался тот же. Apple слегка изменила форму моего оригинального дизайна в начале 80-х. Изменения сделали дизайнеры фирмы Landor & Associates. Они сделали цвета более чистыми, очертания более симметричными, геометрическими. Когда я работал над логотипом, в значительной степени это была «ручная работа». Я думаю они проделали значительную работу. Мне очень интересно наблюдать за современными интерпретациями знака.




Роб Яноф в 2009 году

Источник: Ivan Raszl
creativebits.org

дизайн, логотип

Previous post Next post
Up