Каждый уважающий себя город должен иметь герб. Очень часто даже не один - кроме общепризнанного могут быть еще и другие, менее популярные. Гербы отражают дух города, каждый элемент глубоко символичен, каждая мелочь значима. Сжатая до минимальных размеров графическая презентация города. Послание жителей города прежних времен будущим жителям. На протяжении сотен лет к городским гербам относились трепетно, с почтением. Даже просто возраст некоторых городских гербов вызывает уважение (первые гербы появились в конце XII века). Но не будем углубляться в геральдику, в данной статье разговор пойдет не о городских гербах. Хотя тема и довольно близка.
О логотипах для городов существуют два мнения, как вы уже поняли, диаметрально противоположных. Логотип как понятие уже давно привычен и не вызывает никаких вопросов. Но логотип города - вопрос спорный. Как может какой-то графический элемент дать понятие о целом городе? О маленьком мире с десятками, сотнями тысяч, а то и миллионами жителей. У герба с его символизмом больше возможностей для «записи» нужной информации, чем у логотипа. Логотип может понравиться, может не понравиться. Жители города сочтут его привлекательным, а туристы - нет. Логотип может следовать модному течению в логотипостроении, но что будет через год-два, когда это течение уже будет не актуальным? Одно дело, к примеру, «олимпийский» логотип города. Он хоть и выражает уникальность города, но все же он целевой. И век его жизни недолгий - он прослужит на время олимпиады, а затем войдет в историю. В такой ситуации у герба есть преимущество в его историческом происхождении. Сюжет герба неотделим от истории города. Нравится или не нравится - это в ситуации с гербами городов неуместно.
Однако логотип города все же имеет право на существование. Города живут, города развиваются, города стареют, города могут возрождаться. Герб - это как портрет предков на стене. Ты их помнишь, ты их чтишь, но у тебя своя жизнь, свои интересы. Логотип хоть и не обладает символичностью герба, но он более эмоционален, он способен боле явственно передать существующий дух города. Он способен рассказать, чем живут его жители в данный момент.
Нет ничего страшного в том, что у города есть и герб, и логотип, и зачастую они мало походят друг на друга. Хоть они и являются графическим выражением одного города, но у них разные задачи существования.
Городов, у которых есть логотипы, не так уж и много. Большая часть из них - это города-курорты. Что ж, это естественно: для таких городов привлечение туристов - вопрос жизни города. Там, где привлечение, там есть реклама. Не всегда достаточно рекламировать просто чистое море, свежий воздух, снежные вершины гор и т.п. Идет полноценное создание бренда города. И появление у города логотипа является закономерным и понятным явлением.
Производители подтвердят - реклама не всегда отображает действительность. Зачастую реклама - это то, что хочет видеть конечный потребитель. Эта еще одна из причин, почему жителям города может не нравиться новосозданный логотип. Он может быть чисто рекламным продуктом. Очень часто причина появления у города логотипа - напомнить о его существовании и прорекламировать его потенциальным туристам.
Наличие у города логотипа может послужить ему хорошую службу. Однако подходить к его разработке стоит крайне серьезно. Сделать хороший логотип для города - колоссальная по своей сложности работа. В идеале он должен нравиться как жителям города, так и туристам. Городской логотип должен быть пропитанным духом города, люди, видящие его, должны улавливать атмосферу конкретного города.
Таллин
Один из моих любимых логотипов городов
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004az5c/s320x240)
- Главная цель конкурса на логотип Таллинна - найти для города такой знак, который унифицировал бы местами хаотичную знаковую систему таллиннских департаментов и подведомственных учреждений, а также рождал бы положительные ассоциации и стал бы символом города как для самих горожан, так и туристов и наших партнеров, - сказал заместитель председателя Городского собрания Каупо Реэде.
Логотипу "Kõlab hästi" (звучит хорошо, sounds good) отдали свои голоса свыше 20 процентов голосовавших горожан, 24 процента туристов, 23 процента членов экспертного жюри и 20 процентов представителей города. Посредством SMS было отдано 827 голосов, свое мнение высказали 505 туристов.
Логотип "Kõlab hästi" представляет собой силуэт Старого Таллинна в виде звуковой волны и намекает на любовь эстонцев к песне. Автору выигравшей работы вручили скульптуру Тауно Кангро "Hea linna vaim".
Монреаль
Канадский город Монреаль также вот недавно обзавелся новым логотипом. Точнее был произведен ребрендинг в отношении имиджа города. Цена вопроса полмиллиона долларов. Хотя результат мне вполне нравится.
Старый логотип
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004pedt)
Новый логотип
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004q0g6)
Гаага
Anton Corbijn - фотограф, режиссер и дизайнер, известный по работе с U2, REM, Depeche Mode, создал логотип Гааги. Гаага - третий по величине голландский город, а также крупный культурный центр.
Один из самых неоднозначных логотипов. Ну, на то они и голландцы). А если честно - логотип как раз и симпатичен своей простотой и в то же время необычностью.
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004ba12/s320x240)
Хотя консервативная часть жителей города была шокирована. Их можно понять. После привычного символа города - аиста, новый логотип смотрится слишком по-современному.
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004ct04)
Анталия
У этого города я нашел два логотипа. Первый более официальный, второй - туристический. И в том, и в другом видно туристическую направленность города. Однако оба логотипа симпатичны.
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004dfgk)
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004ezt7)
Мельбурн
240 тысяч долларов. Но оно того стоило
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/00054cbh/s320x240)
Слева - до, справа - после.
Сочи
У этого российского города есть не только «олимпийский» логотип, но и такой официальный логотип города.
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004f0x9/s320x240)
Сам логотип и слоган явственно говорят о курортной ориентации города.
Ялта
Также официальный логотип города. Опять же курортная ориентация видна невооруженным взглядом. На мой взгляд, не самый лучший логотип для города. Но слоган заманчивый.
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004gp07)
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004hake)
Одесса
Наверное, одна из самых обсуждаемых тем в данный момент в Интернете - это логотип Одессы.
![](http://pics.livejournal.com/derter_art/pic/0004kw4r/s320x240)
По моему мнению, больше подходит для пионерского лагеря «Солнышко». Но со своей маркетинговой задачей, думаю, будет вполне справляться. Что понравилось в нем - это игра слов «море» на русском и «more» на английском.