Dec 28, 2009 11:41
Здравствуй, дедушка Мороз…
В 40-80-х гг. XIX века на русской ёлке и в помине не было никакого Деда Мороза, тем более Снегурочки. Хотя у немцев, от которых этот праздник был нами заимствован, подарки детям на елку приносил Weihnachtmann - рождественский человек. Фигурировавший в образе деда, как самого возрастного и авторитетного члена семьи.
Затем и в России на ёлку стал являться даритель подарков. Уж очень приятно было взрослым поддерживать в детях эту симпатичную ёлочную иллюзию. Звали его по разному, кто во что горазд: рождественский дед, святочный дед, ёлочный дед, просто «дед». Встречался и привычный нам «дед Мороз», явно навеянный русской сказочной традицией про Морозку.
Причем, русский Дед Мороз изначально был не литературным образом, не навязанным прессой новогодним ньюсмейкером, а явным порождением русского городского фольклора. Или лучше сказать, ёлочной мифологии. Он возник как самый удачный из ответов на детские вопросы: почему в доме в рождественский сочельник наряжают ёлку и кто приносит в рождественскую ночь подарки? (дети находили подарки под ёлкой утром в Рождество).
К началу XX века Дед Мороз уже во всю функционирует как игрушка на ёлке, как фигура, стоящая под ёлкой, как рекламный манекен на витринах и как главный персонаж новогоднего (святочного) маскарада. Например, газета «Русская речь» от 25 декабря 1909 г так описывает детскую рождественскую ёлку: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки».
Если у Деда Мороза полным полно иностранных предшественников, то Снегурочку при всем желании не найти ни в одной западной новогодней или рождественской традиции. Это сугубо наше изобретение. В русском фольклоре есть образ Снегурки, сделанной из снега и ожившей девочки. Этот метеорологический персонаж непременно погибает с приходом весны. В чем собственно и заключается сюжет. Нехитрый народный сказ лег в основу пьесы А.Н. Островского (1873), а затем оперы Н.А. Римского-Корсакова (1882). Под названием - «Снегурочка». На дореволюционных елках Снегурочка присутствовала как женский маскарадный костюм, но, ни в коем случае, ни как главный персонаж самой ёлки.
В советское время после периода гонений на «старорежимные праздники» и прямого запрета ёлки (1927-1934) судьба ее главных персонажей изменилась чудесным образом. На первой официальной советской ёлке, 1 января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось явление утвержденного инстанциями советского Деда Мороза. В том самом виде (красная шуба, посох, мешок за спиной и т.д.) в каком мы его до сих пор имеем счастье лицезреть.
В те времена укромные, теперь почти былинные сценарии новогоднего праздника для главной елки страны партия поручила сочинять двум проверенным товарищам, детским писателям Льву Кассилю и Сергею Михалкову. В духе времени (женщина у нас имеет равные права с мужчиной!) они наделили Снегурочку равными правами с Дедом Морозом. С этих пор медленно, но верно Снегурочка начала теснить Деда Мороза на всех ёлках страны. В 1951 г. ее образ впервые зафиксирован на новогодних открытках. Как полноправной половины Деда Мороза.
До последнего времени два этих новогодних образа не вызывали никакой к себе оппозиции. А не так давно в одной сугубо научной работе, один дюже православный «ученый» обозвал их «демонами советского новолетия». На том основании, что Дед Мороз со Снегуркой «совершают насилие над православной традицией». Ибо появляются в новогоднюю ночь, когда у добропорядочных российских христиан продолжается рождественский пост.
Хотя в России этот абсурд, когда Новый год празднуется раньше Рождества, возмущает лишь календарных педантов. Россияне, в том числе и большая часть прозелитов, явившаяся в церковь после 91-го года, охотно отмечают новый Новый год, затем Рождество, затем старый Новый год.