Потрясающая харизма Валентина была заметна еще в детстве, - маленький Валя обожал играть в школьных театральных постановках. Его воплощения отличались необыкновенной глубиной и знанием жизни, - тому весьма способствовало окружение мальчика. Вокруг дома на улице, где обитала его семья, были рынок, тюрьма и психиатрическая лечебница, а также студенческое общежитие. Естественно, любопытный и бойкий парень исследовал все вокруг.
С таким талантом вопрос о выборе профессии даже не поднимался, - конечно же, Валентин мечтал быть актером! Правда, в Щукинское училище поступить у него не получилось, - уж очень нервничал. Зато в МХАТ все экзамены были сданы на отлично. С работой тоже все вышло лишь со второй попытки, - в Театр Сатиры юношу не взяли. Мотивация оказалась настолько мощной (в зале сидела невеста Гафта, красавица-модель Елена Изоргина), что на него напала необычайная скованность и пробы были провалены… Однако через некоторое время Валентин все-таки устроился на работу по свежеприобретенной специальности, а в 21 год впервые появился на экране в роли злодея-убийцы («Убийство на улице Данте»).
Гениальный человек гениален во всем, - вот и Валентин Иосифович не ограничивает себя только лишь актерской деятельностью, - он озвучивает мультфильмы, организовывает радиопостановки, занимается режиссерской работой, а в свободное время иногда сочиняет стихи и эпиграммы. За свою жизнь он придумал их столько, что решил любимое хобби оформить в виде литературных изданий. Сегодня, в честь дня рождения Валентина Гафта, мы подобрали для вас несколько самых известных, точных и остроумных его эпиграмм. Давайте посмотрим?
О В. Высоцком, с глубочайшим уважением:
- Ты так велик, ты так правдив, Какие мне найти слова, Мечте своей не изменив, Твоя склонилась голова. Не может быть двух разных мнений Ты просто наш советский гений.
А вот искусство М. Боярского особого впечатления на Валентина не произвело:
- Зачем ты, Миша, так орешь? Словно ограбленный еврей. Ты Д’Артаньяна не тревожь, Он дворянин, а не плебей.
Предыдущую эпиграмму можно назвать спорной. Но вот о фильме «Трое в лодке, не считая собаки» Гафт высказался определенно и четко. Правда, адресовал слова Миронову, Державину и Ширвиндту. Справедливо ли? Парни сделали со сложным сценарием все, что смогли!
- А зря собачку не считали, Вам всем бы брать с нее пример. Мы, чудаки, не замечали, Что рядом умный фокстерьер. Нет, братцы, вы не англичане, Жаль вас и жалко ваших дам, Джером, как это не печально, Лишь фокстерьеру по зубам.
О Художнике:
Короткий взгляд, мазок, еще мазок. И подпись краткая… Ван Гог.
Немножко язвительно о М. Глузском:
Он выдержит стойко любые нагрузки, Мгновенно исчезнут сомненья и боль, Когда в договоре написано ГЛУЗСКИЙ, Приличная сумма и главная роль.
О М. Казакове, с улыбкой:
Все знают Мишу Казакова Всегда отца, всегда вдовца Начала много в нем мужского, Но нет мужского в нем конца.
Загадочному О. Далю предлагает задуматься:
- Уходит Даль куда-то в даль… Не затеряться бы в дали. Немаловажная деталь: Вы все же Даль, а не Дали.
О Лии Ахеджаковой, иронично и тепло:
- Везде играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова. Великолепно! В самом деле Везде играет на пределе.
Об А. Джигарханяне, забавно и конкретно:
- Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где играл Джигарханян.
И. Cмоктуновскому:
- Нет, он совсем не полоумный, Из театра в театр неся свой крест. Всегда выигрывает в сумме От этой перемены мест.
Ю. Богатыреву, с затаенной насмешкой:
- Богатырь ты, Юра, с виду И актер душой. Мы на сцену вместе выйдем Ты махнешь рукой. Сколько горьких слез украдкой По тебе прольют Об актерской жизни сладкой Песенку споют. Ты играй, моя голубка, в матушке Москве, Если выгонят, зав. клубом будешь на селе.
Отдавая должное Н. Белохвостиковой, «вытянувшей» неудавшийся по общему мнению «Тегеран-43»:
- Вы в «Тегеране-43» одна Что там разведчики, шпионы, Премьеры, президенты и вожди. Парили вы, хоть без короны И без таланта, Натали.
И. Муравьевой, по мнению Валентина, нужно совершенствоваться:
- В искусстве для тебя теперь Открыты двери. И зря твердит молва - «Москва слезам не верит». Сыграла Ира очень натурально, Еще чуть-чуть и будет гениально.
А Леонова, действительно, цитируют везде:
- Иду по школьному двору И слышу за спиной Леоновское «Пасть порву»! Гляжу, кричит другой. Давным-давно с тех пор Вошли слова твои в фольклор.
Беспримерный комплимент В. Стржельчику:
- Ты элегантен как вельможа, Умен, интеллигентен. Ты актер. И твои роли не похожи На сыгранные до сих пор. Ты не умеешь повторяться, Без штампов делаешь костер. Тобой нельзя не восхищаться, Ты уважаем. Ты актер.