Владимир Дергачев
http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/andrew-che.89/0_4e975_883367c0_XL.jpg Федеральная автомобильная трасса «Амур». За рулем «Калины» Владимир Путин
В социальных сетях в 2010 году шутили о поездки Владимира Путина по федеральной трассе «Амур», оценивали её как предвыборную рекламу. Побольше бы таких поездок российских лидеров по построенным автодорогам и автобанам.
Я читал в конце 90-х годов лекции о международных транспортных коридорах для будущей бизнес-элиты, естественно речь шла и о дорогах самой протяжённой страны мира. В качестве иллюстрации я демонстрировал фотоснимок Восточного Забайкалья. И просил слушателей угадать, что на нем. Практически, не было замешательства с ответом. Все дружно отвечали «гравийный карьер». И глубоко ошибались. На снимке был изображен участок федеральной трассы «Амур».
Современный участок федеральной трассы «Амур» в Восточном Забайкалье
http://s002.radikal.ru/i198/1212/00/646e0778a8ed.jpg Как известно, безумно богатую Россию вечно преследуют две беды, одна из них - плохие дороги. За годы советской власти дороги на Дальнем Востоке строились только в военно-стратегических целях заключенными из лагерей ГУЛАГа или военными.
Генерал-майор Петр Григорьевич Григоренко (1907 - 1987), ставший в последствии известным диссидентом, служивший под руководством командующего Дальневосточным фронтом (1941-43)
генерала армии Иосифа Апанасенко, так описывает его вклад в оборону Дальнего Востока и строительство дорог.
Прибыв на Дальний Восток, Иосиф Апанасенко проявил не свойственные многим военачальникам качества «эффективного менеджера», создал новые военные производства и восстановил военные совхозы. Генерал обнаружил, что в приграничной зоне вдоль Амура отсутствуют дороги с твердым покрытием, что ограничивало маневренность войск на случай войны. Поэтому волевым решением мобилизовал местные ресурсы и построил дорогу Хабаровск - Куйбышевка-Восточная (ныне Белогорск), протяженностью 946 км. Дорога (отсыпной тракт) почти в тысячу километров была построена почти за два месяца к 1 сентябрю 1041 года. Как справедливо пишут во многих публикациях, это часть многострадальной федеральной трассы «Амур», которую строили более чем семьдесят лет.
***
Еще совсем недавно из Восточного Забайкалья и Дальнего Востока (Приамурья) не было автомобильной дороги на запад страны. Даже в Атласе автомобильных дорог СССР, изданном в 1987 году, постеснялись изобразить хотя бы автозимник. В Восточном Забайкалье только благодаря заключённым исправительного лагеря Гулага, размещённого в Могоче, построили две коротких местных дороги, в том числе к золотым приискам.
В Восточном Забайкалье гордились, что знаменитые чешские путешественники
Иржи Ганзелка и
Мирослав Зикмунд, проехавшие вдоль и поперек весь мир, осенью 1963 года не смогли преодолеть на «Татре» бездорожье союзного значения. И когда они путешествовали по СССР из Владивостока до Москвы, часть пути на Дальнем Востоке автомобиль вместе с пассажирами преодолел на железнодорожной платформе. Путешественников сопровождали «сотрудники» Академии наук СССР.
Путешественники критически описали реальность советской экономической системы, а так же отметили открытость, щедрость и бескорыстность сибиряков.
Решение о продолжении строительства автодороги, которую начал строить генерал Апансенко, Чита - Хабаровск было приято советским правительством в 1966 году только после ухудшения отношений с «братьями на век» - Китайской Народной Республикой. И через семьдесят (!) лет строительство федеральной трассы «Амур» официально завершилось 500-километровым автопробегом национального лидера России Владимира Путина.
P.S.
В социальных сетях мне прислали безымянный снимок еще одной российской дороги с надписью: «Для тех, кто хочет завоевать Россию. Вы сначала до нас доедти!». Плохие дороги являются традиционным гарантом российской безопасности. Если у Вас в другой жизни представится возможность, спросите об этом Наполеона или Адольфа Гитлера.
Благовещенск. Историческая столица русского Приамурья Российский Дальний Восток. Форпосты гидроэнергетики Долгая дорога с Дальнего Востока. Путин едет на «Калине» Хабаровск. Дальневосточная столица Вождь всемирного пролетариата не на своем месте Воздушные ворота Дальнего Востока на замке Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный преимущественно зеками Мертвые гиганты дальневосточной индустрии Предыдущие статьи цикла:
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни Чита. Столица Забайкалья Совершенно секретные части Красной Армии Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно Почему Япония не начала войну против СССР? Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы Забайкалье. Китайская лесная шкатулка Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча «Бог создал Сочи, а черт - Могочи» Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота Родина Чингисхана и Академия Буддизма Дальневосточная буржуазно-демократическая республика Японский проект украинского антирусского государства на Дальнем Востоке