Хошеутовский хурул в честь победы российского оружия
Владимир Дергачев
На территорию Русского государства калмыки стали переселяться в конце XVI - начале XVII веков в связи с дефицитом пастбищ и феодальными междоусобицами внутри Ойратского ханства (1399 -1634), возвышении которого началось после падения Улуса Великого (монгольского) Хана - Империя Юань. Часть калмыков откочевало в степи Западной Сибири, отошедшей Москве после походов Ермака. Кочевники приняли российское подданство, принесли присягу на подданство русскому царю и расселились в основном в междуречье Волги и Яика (Урала).
Впоследствии Калмыцкое ханство стало надежно защищать южные и юго-восточные российские рубежи, неоднократно совершая походы против крымских и кубанских татар, казахов, горцев Северного Кавказа, покорило мангышлакских туркмен. Но в результате русской колонизации калмыцких земель, сокращения пастбищных угодий, устройства укреплений Царицынской сторожевой линии на перешейке между Доном и Волгой начались конфликты. В зоне основных кочевий калмыков селились донские казаки. Среди калмыков начала укрепляться идея возвращения на историческую родину в Джунгарию. В 1771 году улусы левобережья Волги отправились в путь, обернувшийся национальной трагедией. Калмыцкая орда потеряла в столкновениях с местными племенами, а так же от ран, голода, холода и болезней до 100 тыс. человек и лишилась основного богатства (скота). В том же году Екатерина Великая ликвидировала Калмыцкое ханство.
Среди оставшихся в Волжском Понизовье калмыков выделялся Хошеутовский улус, ставка калмыцкого князя располагалась на левом (пойменном) берегу Волги в Тюменевке. По преданию, предки калмыков (хошуты, хошоуты) были ханской гвардией Чингисхана. Эта «тысяча отборных богатырей» составляла подразделение корпуса ханских телохранителей. В гвардию набирали смелых джигитов из покорённых племён, во время сражений она была в авангарде. Хошуты относятся к этнической группе западных монгол и в России не отделяют себя от калмыков.
***
Около 1630 года калмыцкий род нойона (князя) Дегжи откочевал из Киргизской (Тургайской) степи на Тобол. В XIII-XVI веках на берегу реки Тюменки, притока Туры (левого притока Тобола), находилась столица Тюменского ханства (1359 - 1563), включавшая степи от Тобола до Волжского Понизовья. Здесь с начала покорения русскими Сибири в 1586 году был основан Тюменских острог. Поэтому не случайно, мальчика, родившегося в семье нойона, нарекли имением Тюмень-Джиргалан.
После смерти отца, мальчика взял на воспитание и усыновил нойон Замьян, находившийся в ссоре с калмыцким ханом Дондук-Даши и его преемником. Его желание поселиться оседло и уйти из подчинения хану поддержал астраханский губернатор. Калмыцкому нойону в 1764 году по высочайшему повелению императрица Екатериной II разрешили поселиться на правом берегу Волги в урочище Крымский затон, в 60 верстах выше Астрахани (ныне село Замьяны).
В 1785 году после откочёвки части калмыков в Джунгарию в распоряжении местного нойона осталось всего 892 кибитки (3400 душ). Впоследствии единственным владельцем Хошеутовского улуса, расположенного преимущественно на левом берегу Волги стал Тюмен-Джиргалан, получившего звание премьер-майора российской армии. Его сыновья оказались способными людьми и принесли славу России и калмыцкому княжескому роду Тюменей.
Серебджаб Тюмень (1774-1858) - нойон (князь) Хошеутовского улуса, состоящего из 15 родов, полковник, командир Второго Астраханского калмыцкого полка (1811-1814 годы), провел пятисотенный полк от Пружан до Парижа в сражениях с Наполеоновской армии в 1812 году. В храме, построенном им в Тюменевке в честь победы русского оружия в 1812году, хранилось знамя 2-го калмыцкого полка, пробитого пулями французов. Князь Тюмень в европейском походе во главе полка был награжден орденом Святой Анны, орденом Святого Владимира с бантом, а за последний бой под Лейпцигом получил орден Святого Георгия.
Батур-Убуши Тюмень - писатель-историк, переводчик, архитектор Хошеутовского хурула, гвардейский офицер, погиб в бою под Остроленко в Польше. Сереп-Джаб Тюмень (1881-1937) стал землевладельцем, членом II Государственной думы от Астраханской губернии.
Во время Отечественной войны 1812 года в Астраханской губернии было сформировано три калмыцких полка. Из Тюменевки на войну начал путь Второй калмыцкий кавалерийский пятисотенный полк, отличившийся в боях на европейских полях сражений и дошедший до Парижа. После Отечественной войны 1812 года вернувшиеся из Европы калмыки воздвигли в честь Победы буддийский храм - Хошеутовский хурул в ставке князя Тюменя (Тюменевка, ныне село Речное).
Князь Сербечджаб Тюмень принял управление имением и улусом после смерти отца в 1847году. Им неоднократно принимались усилия по улучшению быта калмыков, привлекая их к оседлости, но не всегда успешно - не выдерживали калмыки скучной жизни на одном месте и возвращались в кочевья. В имении Тюменевка имелась прекрасная библиотека с книгами и рукописями на русском, тибетском, монгольском и европейских языках. Князь Тюмень до конца жизни проживал в Тюменевке, здесь он кремирован по буддийским обычаям.
В имении калмыцкого князя были в разное время члены императорской семьи и другие известные личности. Знаменитый немецкий географ, натуралист барон Александр фон Гумбольдт в 1829 году во время своих путешествий по России гостил у Серебджаба Тюменя. В 1838 году князь Тюмень встретился с художниками братьями Чернецовыми, Григорием и Никанором, совершавшими необычное путешествие по зарисовке обоих берегов Волги на всем ее протяжении. Он рассказал им о некоторых событиях из жизни калмыков. В 1858 году в Тюменевке побывал великий французский писатель Александр Дюма (отец). Он прибыл из Астрахани на пароходе «Верблюд» в сопровождении статского советника и двух великосветских дам. Князь Тюмень встретил гостя по высшему степному этикету. Он показал соколиную охоту, скачки, прогон 20-ти тысячного табуна лошадей через Волгу, и укрощение диких необъезженных лошадей.
В Астраханской губернии по переписи населения 1897 года проживало один миллион человек, в том числе 40,8% русский, 25,0 % казахов, 13,8 % калмыков, 13,3% украинцев, 5,3% ногайцев. Земли кочующих калмыков занимали обширные правобережные территории Волги и частично левобережные, на этих территориях по переписи 1897 года проживало 128,6 тыс. калмыков. Население Киргизской (казахской) орды составляло 214, 8 тыс. кочевников. В Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волге располагались уезды Царицынский, Черноярский, Красноярский и Астраханский с доминированием русского населения, включая казаков. В уездах Черноярском (40,7%), Царевском (38,2%) Енотаевском (18,0) проживали украинцы. До 1917 года Астрахань была в империи одним из крупных центров татарской общественно-культурной жизни. Татары проживали в Казанской татарской слободе, где функционировала медресе «Низамия».
Астраханская губерния в начале двадцатого столетия.
***
После установления советской власти в 1924 году из Астраханской губернии в Калмыцкую автономную область был передан Хошеутовский улус с Тюменевкой (на карте в Заволжье к северу от села Замьяны), что отражено на карте Калмыцкой АО 1928 года (из старого атласа СССР).
Во время Великой Ответственной войны 110-я Отдельная Калмыцкая дивизия успешно сражалась с врагом, но была расформирована в феврале 1943 года из-за малочисленности калмыков. Во время немецкой оккупации часть калмыков (от 5 до 7 тыс.), недовольных советской властью, служило в Калмыцком кавалерийском корпусе и 1-й казачьей дивизией вермахта. В декабре 1943 года около 100 тыс. калмыков был депортировано в Сибирь, в ссылке умерло более 40 тыс. человек. Калмыцкая АССР была ликвидирована и образована Астраханская область.
После Великой Отечественной войны в связи с острой нехваткой рабочей силы советское правительство разрешило некоторым сословиям бывших российских граждан вернуться на Родину. В 1947 году часть русских старообрядцев (липован), чьи предки бежали за границу еще во время церковных реформ Никона за Дунай в Румынию, мигрировали в Речное (Тюменевку).
После возвращения калмыков из Сибири вновь была воссоздана Калмыцкая АССР. Республике возвращен волжский поселок Бурунный, которому вернули историческое название «Цаган-Аман». В этом месте территория Калмыкии вклинивается в Астраханскую область, включая участок Волги и пойменные луга. Но другой волжский «клин» - бывший Хошеутовский улус с Тюменевкой - остался в составе Астраханской области.
При советской власти Хошеутовский хурул в селе Речном был превращен в школу, затем в зернохранилище. Я видел частично порушенный храм в 1952 году, когда мой отец - председатель колхоза «Красный партизан» - взял меня в поездку в село Заволжье, расположенное рядом с Речным. Во время половодья сухопутной дороги не было, плыли на речном баркасе. В местном клубе отец присутствовал на собрании, на котором местный колхоз «Карла Маркса» присоединялся к «Красному партизану».
Доминирующий над Волгой калмыцкий храм в Речном, приходящий в упадок, еще производил впечатление.
Но в 60-е годы понадобился кирпич для строительства колхозного коровника, для этого снесли галереи и малые башни хурула. Сохранившаяся часть храма объявлена в демократической России архитектурно-историческим памятником федерального значения.
http://khurul.ru/lib/wp-content/uploads/2009/02/nnfnnfdh2_resize.jpg В 2004 году Хошеутовский хурул был передан в безвозмездное пользование местной буддийской общине, началась его реконструкция. Однако к 200-летию Отечественной войны 1812 года работы не были завершены из-за ограниченного финансирования. Только 10 августа 2018 года в селе Речное состоялось торжественное мероприятие, посвященное построению мандалы Манджушри (символической модели Вселенной, в центре которой находится дворец божества), в честь 200-летия Хошеутовского хурула. В празднике приняли участие глава Калмыкии, губернатор Астраханской области, местные жители, священнослужители Центрального калмыцкого хурула, а также монахи старинного индийского монастыря Таши Лхунпо, прибывшие в Россию в рамках фестиваля Тибетской культуры «Год благодарности России - 2018», при содействии верховного ламы Республики Калмыкии.
https://tegrk.ru/wp-content/uploads/watermarked-DX8A2746.jpg Источник:
Владимир Дергачев
ЛАНДШАФТЫ ЖИЗНИ. Воспоминания. Третье издание, расширенное и дополненное. Издательский проект профессора Дергачева 2023. URL: .
Книга первая
Ландшафты жизни. Родословная. Русское пограничье Дикого Поля. Забайкалье. Волжское Понизовье. 330 с. .
Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»
Подписаться Добавиться в друзья