Малая Азия. Античный Эфес или Вожделенный город

Jan 20, 2024 15:47

Владимир Дергачев

тмт
Эфес в переводе с древнегреческого языка означает «желанный, вожделенный», был построен в честь богини Артемиды. На протяжении длительного времени являлся одним из величайших городов античной эпохи - в Древней Греции и Римской империи (после Рима, Антиохии и Александрии). Расположен вблизи побережья Эгейского моря и острова Самос в устье реки Малый Мендерес, образующей плодородную долину. Наивысшего расцвета Эфес достиг как столица римской провинции Азия, когда некоторое время имел статус самоуправляемого города-полиса с привилегиями гражданских свобод.

Портовый город был своеобразным коммуникационным узлом (мостом) между Востоком и Западом на средиземноморских рубежах Великого Шелкового пути. И одновременно местом высокого напряжения мысли, деловой активности и веселья, где суеверие сочеталось с любовью к роскоши и расточительству, а полет мысли - с развратом.

С учетом незначительной смены местоположения историки выделяют четыре Эфеса, непрерывно существующих более трех тысячелетий с 12 века до н.э. В период наивысшего расцвета численность жителей города достигала 250 тыс. человек. В 262 году античный (третий) Эфес был разрушен готами и уже никогда не возрождался в былой славе римского величия. В 5 - 6 вв. Эфес, уже преимущественно христианский,  становится вторым по величине городом Византийской империи.

В 614 году город был частично разрушен очередным землетрясением. Последующие  набеги арабов ускорили его упадок и  через несколько веков крестоносцы с изумлением увидели на месте блистательного Эфеса деревню. Как и многие другие местности исторической Ионии смертельным врагом города были не только «варвары», а многочисленные землетрясения и природные катаклизмы, включая заиливание акватории порта или морского канала. Этой участи постигли Эфес и Милет. Развалины современного Эфеса находятся в 6 км от моря.

Эфес был крупнейшим религиозным центром Древней Греции в Малой Азии. В отличие от  Дельф, Афин, Олимпии и острова Делос здесь главным культом поклонения была языческая богиня плодородия Артемида. В её честь в Эфесе был воздвигнут храм, который в несколько раз  превосходил по размерам Афинский Парфенон и считался одним из семи чудес света, притягивал многочисленных поклонников. Богиня была одной из почитаемых в Римской империи. Её было, за что беззаветно любить, культ матери богини Артемиды Эфесской почитался в трех ипостасях -  девственницы, женщины (с широкими не закомплексованными возможностями) и матери, что особенно было по душе античным мужчинам.

Эфес стал одним из важнейших центров раннего христианства. Во время своего третьего мессианского путешествия апостол Павел в 54 году задержался в Эфесе более чем на два года. Здесь он вел проповеди в иудейской синагоге и самом крупном амфитеатре античности.


Центр Эфеса с главным проспектом в золотой античный век. Реконструкция


Многогрудая Артемида являлась хранительницей Эфеса. Языческим богиням ничто человеческое не было чуждым,  и Артемида не была исключением. При непосредственном участии бога виноделия Диониса она родила  сына Приапа, но из-за его безобразия  (огромной величины члена)  отказалась от него.


Святилище в честь богини Артемиды было сооружено в эпоху римского императора Августа. У античного  муниципалитета  (Пританеона), в  храме Весты (III в. до н. э.) обнаружен очаг для священного огня,  постоянно поддерживаемый перед несколькими дорическими колоннами. Ответственность за поддержание священного огня несли жрицы Артемиды (девушки из богатых семей, которые должны были на протяжении всей своей жизни оставаться девственницами). Они высоко почитались в народе и жили в кельях, окружающих внутренний двор Муниципального дворца.  Во время раскопок в здании были найдены две прекрасных статуи Артемиды, ныне находящиеся в Музее Эфеса.


Около 150 года н. э. римский император Публий Ведий Антоний повелел соорудить Эфесский одеон (небольшой театр под крышей). Здание для спектаклей и концертов  вмещало около 1500 человек.  Верхняя часть театра была украшена колоннами из красного гранита в коринфском стиле. Входы находились по обе стороны сцены, и к ним вело несколько ступенек. Крытое здание предназначалось  не только в качестве античного театра, но и для проведения собраний. Здесь заседал местный муниципалитет (сенаторы).

Одион (реконструкция).


Одион. Современный вид.






Напротив Одеона расположена Агора, на которой проводились народные собрания, осуществлялись  биржевые, денежные и банковские операции.  В наши дни на Агоре туристы прячутся у античных колонн от палящего анатолийского солнца.


Богиня победы Ника. Воины, отправляясь на битвы, прикладывались рукой к самому интимному месту Богине. В результате оно больше всего пострадало от платонических прикосновений.  


Перед спуском с холма расположен мавзолей, сооруженный в эпоху императора Августа в I веке н.э. в честь Меммия, одного из внуков известного римского диктатора Суллы.


Главный мраморный проспект Эфеса или улица Куретов (мифических существ)  от Одеона и Дворца муниципалитета  до библиотеки Цельсия.


На этом проспекте и на других улицах города размещались ямы, накрытые решетками, где помещали осужденных за убийство или изнасилование. Каждый прохожий имел право плюнуть в яму, чем выражал свое осуждение. На проспекте также расположена стена из мрамора, на котором выгравированы городские законы, которые необходимо было неукоснительно соблюдать.


Древнеримская библиотека Цельсия была построена в 135 году во время правления императора Адриана для Тиберия Юлия Цельсия и стала второй  по величине в античном мире после Александрийской библиотеки.




Вид на библиотеку на фоне облесенной горы.

Для граждан богатого города было не достаточно «хлеба и зрелищ», им нужна пища духовная и телесная. Поэтому современные местные гиды с удовольствием повторяют легенду о библиотеке, соединенной с подземным ходом с Домом любви. Мужчины шли в библиотеку за духовной пищей, попутно получая телесное удовольствие. Когда учёные мужи  ощущали необходимость перерыва от умственного труда, они могли отправиться по подземному переходу в расположенный напротив бордель.  Сохранилась на камне  реклама услуг жриц любви. Высеченный рисунок состоит из изображений креста, женщины, сердца, ступни, кошелька и библиотеки, а рядом с ними в камне выдолблено отверстие. Трактуется эта реклама для мужчин следующим образом: «Слева на перекрёстке вы найдёте женщин, чью любовь можно купить. Но пожалуйста, юноши, приходите лишь в том случае, если ваши ступни доросли хотя бы этого размера, а при себе у вас достаточно монет, чтобы заполнить это отверстие в камне. В противном случае мы настоятельно рекомендуем вам отправляться направо - в библиотеку».

Дом любви или Публичный дом. Здесь патрициев принимали  прекрасные, обворожительные женщины. В отличие от жен-римлянок, бывшими образцовыми хозяйками, они меньше говорили и больше ублажали. 


Профессия жриц любви была почетной. Они славились не только образованностью и интеллектом, но и имели право  на выбор своего избранника.


Фонтан Трояна (или то, что от него осталось) построен приблизительно в 104 году в честь римского императора Траяна. Его статуя стояла в центральной нише фасада над чашей и изображала императора опирающимся ногой на мир, изображенный в форме земного шара, что доказывает знание древними римлянами настоящей формы Земли уже в первом веке нашей эры. Сейчас у фонтана остался только шар, самого императора видимо тоже переместили в музей. Чаша фонтана имела размер 20х10 метров и была окружена колоннами и статуями. Это были статуи Диониса, Сатира, Афродиты и членов императорской семьи. Сейчас они находятся в Эфесском музее.


Дальше по проспекту красуется Храм Адриана (около 138 г. н. э.), посвященный  императору Адриану. Перед храмом расположены пьедесталы от четырёх статуй, когда-то украшавших храм. По надписям, которые сохранились на пьедесталах, определили, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимина, Констанция и Галерия. В середине храма можно увидеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую обожаемого императора Адриана.


В начале 20 века, при раскопке античного города Эфес, рядом с дворцом Императора, святилищами и величественными храмами был найден античный общественный  мраморный туалет, можно сказать бренд Римской империи.

Эфес имел городские мраморные  общественные туалеты, каждый  на несколько десятков посадочных мест. Фрагменты туалетов можно увидеть и сегодня (и даже посидеть), но категорически запрещено использовать по прямому назначению.  Как правило, в роскошном туалете  три длинные мраморные скамьи были оборудованы 36 отверстиями для отправления потребностей, а у ног простирался жёлоб с относительно чистой водой. Поскольку туалетная бумага ещё не была изобретена, жёлоб использовали для смачивания привязанной к палке губки, предназначавшейся для личной гигиены и последующего ополаскивания. Каналы для жидких отходов находились на значительной глубине (от 2 до 4 м). В холодное время знатные горожане отправляли вперёд рабов, чтобы те согрели для своих хозяев сиденья. Заплатив за возможность доступа к сантехнической роскоши, граждане приятной компанией беседовали о политике и на другие животрепещущие темы.


https://perfectforhome.com/wp-content/uploads/2017/11/.jpg

В здоровом теле - здоровый дух. Знаменитые римские бани (термы то есть с термальным источником) были прототипами современных фитнес-центров. В них кроме посещений парных и бассейна, проводились дружеские и деловые встречи, занимались спортом и утоляли жажду. Так выглядела римская баня, ставшая местом не только омовения (помывочная, парная), но и культурного притяжения. Истинные граждане посещали её каждый день.


В верхней части Эфеса расположились хорошо сохранившиеся бани (термы Вариуса). Они были построены примерно во 2 веке н.э. из мраморных блоков и имели три отделения: Frigidarium (с холодной водой), Tepidarium (с теплой водой) и Caldarium (с горячей водой), к которым были подведены керамические трубы.


***
В Древней Греции амфитеатры воздвигались на склоне горы, в Эфесе его строительство  на 25 тыс. человек было завершено во 2 веке до н.э.  Римляне убрали несколько первых рядов, чтобы проводить бои гладиаторов. Здесь святой пророк Павел неоднократно  выступал с христианскими проповедями, а в настоящее время устраиваются  выступления знаменитых певцов. Акустика настолько хороша, что во время одного из представлений в результате образовавшегося резонанса обрушился один из пролетов амфитеатра.






Вид на проспект.


Театрализованное представление.


Храм богини Артемиды пережил несколько жизненных циклов, расположен на удалении от центра Эфеса. На этом месте существовало несколько древних святилищ (примерно с  VII века до н.э.).   Около 550 года до н. э. началась реконструкция, а фактически - сооружение нового, большего по размерам храма. Строительство длилось около двух веков, и было завершено около 380 года до н. э. Величественное сооружение украшено многочисленными  колоннами. В 356 году до н. э. храм был успешно сожжён местным жителем Геростратом, желавший таким способом обессмертить свое имя, вписав его в историю.  На восстановление последней версии  храма выделил средства  Александр Македонский. В 268 году н. э. храм Артемиды подвергся разграблению и разрушению готов, но был вновь восстановлен  и использовался для богослужения в эпоху расцвета христианства. Окончательно  храм закрыт в результате преследований язычников в конце существования Римской империи, а имя Артемиды было стёрто из надписей по всему Эфесу.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fecf81489a8fa35e32ebd

Английскими  археологами только в 1869 году установлено место, где находился Храм богини Артемиды Эфесской. Увы,   жалкие остатки  одного из семи чудес антично мира расположены в ….болоте.  Когда я снимал руины, на вершине одинокой колоны было гнездо аистов.


Горожане долго не могли забыть, что защитница  города Афродита  не смогла защитить  даже свой храм. Поэтому тысячелетий культ языческой богини был подорван, что облегчило переход к христианству  одного из крупнейших центров античности. Если вид «чуда света»  - храма Артемиды Вас немного настроил Вас на пессимистический лад, для поднятия духа можно посетить на эфесском стадионе верблюжьи бои. Бойцовый верблюд стоит $1,5 тыс. Приз за победу хозяину верблюда  - 200 турецких лир + шелковый  ковер. Стоимость коллекционных ковров доходит до $150 тыс. Правда, за победу верблюда дадут ковер дешевле.

Путешествие из славян в греки в поисках демократии.
Этюды по геофилософии античности

Древняя Греция. «Вечное настоящее»
Древняя Греция. «Пуп Земли»
Древняя Греция. «Золотой век» цивилизации
Древняя Греция. Начало политической жизни. Геродот
Древняя Греция. «Я искал самого себя». Гераклит
Древняя Греция. «Повивальная бабка» человеческих душ. Сократ
Древняя Греция. Государство - это человек в еще больших масштабах. Платон
Древняя Греция. Для чего создается государство? Аристотель

Малая Азия. Иония. «Новый Вавилон»
Малая Азия. Философская Ривьера
Малая Азия. Кария. Галикарнас. «Рай вечной синевы»
Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия
Малая Азия. Римская провинция Азия
Малая Азия. Зарождение христианства

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Путешествия, Малая Азия, История, Античный Эфес

Previous post Next post
Up