Владимир Дергачев
Советское Дунайское пароходство (СДП) было одним из крупнейших государственных судоходных компаний СССР со штаб-квартирой в Измаиле, а порт Рени - крупнейшим морским портом на реке.
В составе СДП было международное предприятие «Интерлихтер» с крупными лихтеровозами «Юлиус Фучик» и «Тибор Самуэли» дедвейтом 36,6 тыс. тонн. Работали регулярные линии по перевозке грузов придунайских государств - Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Советского Союза - из порта Усть-Дунайск в Бомбей (Индия), Карачи (Пакистан), Меконг (Вьетнам). Лихтеровозые трудились также на средиземских линиях.
После распада СССР повезло только самому крупному советскому лихтеровозу «Алексей Косыгин», построенному на Херсонском судостроительном заводе. Его купила и эксплуатирует после капитального ремонта американская компания «Waterman Steam Ship». Новое название судна «Atlantis Forest». Следы лихтеровоза «Юлиус Фучик» теряются в одном из греческих портов. В Интернет имеется информация, что из металла других советских лихтеровозов японцы уже давно сделали новые автомобили.
Всего транспортный флот СДП насчитывал тысячу судов дедвейтом около 1 млн. тонн. Ежегодный объём перевозок составлял до 12 млн. тонн. Речные и морские круизные лайнеры осуществляли перевозки иностранных и советских туристов. Особой популярностью пользовалась круизная линия «От Альп до Черного моря». Его обсуживали речные теплоходы «Амур» и «Дунай». Им на смену пришли комфортабельные суда нового поколения «Волга», «Днепр», «Украина» и «Молдавия». В Измаиле туристы пересаживались на морские суда «Белинский», «Осетия» и самый комфортабельный лайнер «Айвазовский», которые направлялись в Ялту и Стамбул.
Советское Дунайское пароходство было главным градообразующим предприятием Измаила и крупнейшим в Украинском Придунавье.
Распад СССР, балканские войны 90-х годов, вступление большинства придунайских стран в Евросоюз и переформатирование грузовых потоков оказали отрицательное влиянии на судьбу пароходства. Необходимо добавить «шкурные интересы» самостийной элиты Украины.
За годы независимости Придунавье превратилось в депрессивный регион, куда периодически правящие партии направляют орды «эффективных» менеджеров. В результате не только из объективных факторов, Украинское Дунайское пароходство оказалось на грани банкротства.
В настоящее время пароходство является убыточной компанией, количество судов сократилось на несколько сотен, включая лихтеровозы и единственный морской круизный лайнер «Айвазовский». Многие годы компания держалась на плаву благодаря продаже флота.
Мировой и европейский кризис отрицательно сказались на работе портов, утративших только за последние годы до 50 % грузов. Кроме того, в 2012 году низкий урожай зерновых в европейских странах привел к дальнейшему катастрофическому падению грузовой базы. Высокие железнодорожные тарифы так же сдерживают развитие портов.
Навигация 2013 года характеризовалась сложными навигационными условиями. На Верхнем Дунае в результате катастрофического наводнения был размыт шлюз на австрийском участке, а в августе произошло обмеление реки. Это отрицательно сказалось на круизном судоходстве, представленном оставшимся от советского наследства пока еще комфортабельными речными лайнерами «Украина», «Молдавия», «Волга» и «Днепр». В пароходстве отсутствуют круизные суда нового поколения.
Как утверждает трудовой коллектив УДП в письме к премьер-министру Украины, в случае банкротства пароходства произойдет не только утрата навсегда рынка дунайских перевозок, но и социально-политический взрыв нестабильности в регионе.
Комфортабельный круизный лайнер «Молдавия» на рейде Будапешта
Ветеран речного пассажирского флота Советского Дунайского пароходства «Дунай»
Рекламная открытка
В 1883 году на Дунае появилось первое русское пароходное общество «Князь Юрий Гагарин и К°». Российская империя установила регулярные международные торговые связи с придунайскими государствами. На снимке памятный знак в Измаиле к 100-летию этого события.
Здесь и далее фотографии Антона Дергачева
На горизонте речной порт Измаил
Морской сухогруз у причалов порта
Речной теплоход-толкач «Караборье» (Белград, Сербия) на рейде Измаила. В прошлом такие советские суда успешно проводили по Дунаю караваны лихтеров.
Измаильский морской и речной пассажирский вокзал
Памятная доска напоминает о времени, когда пароходство возглавляли профессионалы, а не «эффективные» менеджеры от правящих партий.
Привокзальное кафе в ожидании туристов
На местных туристических прогулочных линиях еще работают, частично поржавевшие, советские катера.
Украинское Придунавье К годовщине взятия Измаила Измаил. Город русской славы и моряков Воспоминания о Советском Дунайском пароходстве Прощай, «Айвазовский»!