Валаамский монастырь на пронизывающих ветрах истории

Sep 11, 2022 16:50

Владимир Дергачев


Фотография из Интернета

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, включая самый крупный остров Валаам (27,8 кв. км.). Всего на архипелаге проживает постоянно  примерно 1,8 тыс. человек. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала -  42 км, до Приозерска - около 60 км, до Санкт-Петербурга - более 220 км

Архипелаг Ваалам, названый в честь библейского месопотамского пророка,  известен как центр русской духовной культуры. История монастыря уходит вглубь столетий. Ваалам неоднократно переходил от шведов к русским и обратно, в 1721 году по Ништадскому мирному договору стал российским.

Спасо-Преображенский православный мужской монастырь особенно  расцвел к 19 веку, когда Валаам в составе Великого княжества Финляндского стал частью Российской империи. После получения Финляндией независимости православная обитель осталась  действующей. Во время советско-финской «зимней» войны 1939/40 годов  Валаам, где преимущественно на острове Оборонный были бетонные укрепления линии Маннергейма, подвергался интенсивной бомбардировки и монахи ушли на материк в Финляндию.

Остров Валаам неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, а так же многие церковные иерархи и политическим деятели. Природа Валаама вдохновляла художников И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. И. Куинджи, писателей и поэтов Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, А. Н. Апухтина, И. С. Шмелёва, Б. К. Зайцева, композиторов П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, учёных М. Н. Миклухо-Маклая, Д. И. Менделеева и многих других. В XIX веке во время путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.

Хорошо известны местные пейзажи, написанные И. И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А. И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). Посвящал Валааму свои работы гениальный мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев. Великий русский композитор  Петр Ильич Чайковский после посещения Валаама написал знаменитую Первую симфонию, музыкой из которой сопровождается отход туристических теплоходов в Северную Пальмиру.

Фрагмент острова Валаама


Иван Шишкин Пейзаж с охотником. Остров Валаам. 1867. Фото: Я. Гайдукова.


Краткая история Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви. По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие, после Черноморского побережья Кавказа, пройдя Крым, Днепр и Волхов, вошёл в «бурные воды озера Нево (Ладожского озера)» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. Возникновение на Валааме монашеского братства произошло спустя 900 лет, когда иноки Сергий и Герман пришли, возможно, из Греции. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными, поэтому  основание монастыря относят приблизительно к X или XI векам.  Имеется ряд летописных упоминаний о переносе во время нашествия шведов мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.

Относительно достоверная документальная история монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407. К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

Великая Северная война. В начале XVIII века Пётр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю и в октябре 1702 года  захватил крепость Нотебург (переименована в Шлиссельбург), а весной 1703 года - крепость Ниеншанц в устье Невы. Началось строительство Санкт-Петербурга, а на острове Котлин разместилась база русского флота - крепость Кроншлот (Кронштадт). В ходе военной кампании 1710 года русская армия взяла Выборг, и на основе Ингерманландии была создана Санкт-Петербургская губерния. В 1713 году в результате финской кампании русские войска оккупировали Гельсингфорс (Хельсинки) и Або (Турку).
В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм и сооружены келейные корпуса. В 1721 году, подписав Ништадтский мирный договор, Швеция официально признала присоединение к России Ингерманландии и части Карелии.
К 1730 году в Валаамском монастыре  возведена Успенская церковь, уничтоженная пожаром 1754 года, к 1765 году в обители жило всего 11 монахов. В 1774 году освящён храм Преображения Господня, вокруг него в виде квадрата были построены келейные здания, по углам возведены Успенская («зимняя») и Никольская церкви.

В 1805 году  воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, и больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом возвысилась 72-метровая монастырская колокольня. В XIX веке был отлит самый большой колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом тысячи пудов.

Вид монастыря в XIX веке.


Общественное достояние: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=606456

В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. До 1892 года обитель находилась в подчинении Санкт-Петербургских митрополитов, а затем вошла в учреждённую Выборгскую и Финляндскую епархию.

На XIX век пришелся наибольший подъём обители. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил монастырём. При нем строительные работы велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. Уже после смерти игумена завершилось строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3 тыс. человек.

Валаамские подвижники желали превратить обитель в Новую святую Палестину с Новым Иерусалимом, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие к временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит, река Иордан.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около тысячи человек.

***
После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав получившей независимость Финляндии, на архипелаг прибыли военные. На островах, получивших название Оборонных и в зданиях рыбацкого посёлка, разместились сторожевой флот и станция морского дозора.

Валаамский православный монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии - лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны властей. Начиная с 1925 года, православные службы на Валааме были переведены на финский язык. Валаамский архипелаг был основательно укреплен в военно-инженерном отношении на случай конфронтации с СССР.

Финляндская православная церковь перешла  с 1923 года в юрисдикции Константинопольского патриархата и на новоюлианский календарь,  и под давлением финских властей приняла западную Пасхалию (методику расчёта даты Пасхи). Значительная часть братии Валаамского монастыря отказалась этому подчиниться, выехала в Сербию, Грецию, Македонию, Германию и США.
В 1930 году монастырь содержал 300 человек братии, 100 трудников и наёмных работников. При скромных финансовых возможностях  питались монахи скудно. Ежегодно в монастырь приезжало несколько тысяч паломников и туристов (в основном финнов). В 1936 году Валаам посетило 3540 человек из разных стран, из которых 2137 были финнами, 562 шведами и 40 русскими.

Во время Советско-финской «зимней» войны 1939-1940 годов монастырь попал в зону боевых действий. На Валаамском архипелаге,  преимущественно на острове Оборонный были созданы бетонные укрепления линии Маннергейма.

***
Один из Емельяновых островов Валаамского архипелага - Оборонный (Сухой, Келисаари, фин. - «путевой остров») распологается южнее острова Валаам, отделен от него узким проходом глубиной 2,4 метра. Во время войны 1939-1940 годов форт на Оборонном острове занимал центральное место в системе укреплений Валаама. Здесь находилась береговая артиллерия, но боевых действий на острове не велось. В качестве главнокомандующего Армией Финляндии  маршал Маннергейм инспектировал Валаамский укрепрайон и его центральный форт на острове Келисаари. По теме: Маршал Маннергейм. Патриот Российской империи и Финляндии.

В межвоенный период финнами на Ладоге было сооружено немало различных оборонных укреплений, но такой концентрации и разнообразия фортификационных сооружений, как на Оборонном, нет нигде. Укрепления на острове включают в себя двухъярусные подземные казематы, орудийные позиции, прорубленный в толще скалы тайный спуск к Ладоге, а также артиллерийскую вышку.

Форт на острове Келисаари занимал центральное место в системе укреплений Валаама. Здесь сохранились подземные казематы, блиндажи, орудийные позиции, прорубленный в скале спуск к озеру, разрушенный пирс  и наблюдательная вышка для управления артиллерийской стрельбой.

Форт представлял собой оборудованные батарейные позиции мощных морских орудий, усиленные полевой артиллерией и огневыми средствами боевого охранения со стрелковым вооружением. В центре позиций находился дот, два полностью заглубленных в скалу орудийных капонира, соединенных между собой коридором и железобетонными бункерами, в которых находились помещения для гарнизона. Казематы имели два выхода на поверхность  с бронированными дверьми. На уровне земной поверхности казематы были защищены перекрытиями из цементированного дикого камня. Толщина железобетонных стен и перекрытий достигала 2 метров.

В состав форта входили бетонные или выложенные из камня огневые точки (блиндажи, дзоты с перекрытиями из бревен) для ведения ближнего боя с десантом противника, минные поля и противодесантные проволочные заграждения.

Артиллерийские позиции с прочими огневыми точками соединяли траншеи, вырубленные в скалах. Наблюдательные и командные бункера артиллеристов был укрыты бронеколпаками с толщиной до 20 сантиметров. В центральном форте на о-ве Келисаари командно-наблюдательным пунктом служила 10-метровая железобетонная башня наведения артиллерийского огня с обширными подземными сооружениями (старая финская фотография). Для маскировки финны накрывали башню специальной гигантской сетью. Морские орудия  центрального форта были способны поражать цели на удалении в 20 километров. Орудия форта «заговорили» лишь однажды, в 1944 году, когда на горизонте показались советские корабли.  (Valamo.ru. Валаам. Виртуальная экскурсия).


Вовремя «зимней» войны 1939/40 годов монахи Валаамского монастыря оказали поддержку православным беженцам из Восточной Карелии. Остров подвергался интенсивной бомбардировки, и монахи ушли на материк в Финляндию.  В феврале 1940 года в монастыре осталось пятеро человек, включая двух иеромонахов (для окормления финских православных военнослужащих). Эвакуировавшиеся монахи увезли с собой всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери, другие святыни и колокола. 18 марта 1940 года над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители. На момент эвакуации братия монастыря состояла из 173 человек. Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, где основали Ново-Валаамский монастырь. На его воссоздание поступили пожертвования из-за рубежа от Толстовского фонда (США) и от Папы Римского. В настоящее время благоустроенный Ново-Валаамский монастырь с музеем, культурным центром и библиотекой продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч паломников и туристов.

При советской власти с 1940 года в монастырских зданиях Валаама разместили школу боцманов и юнг. В коммунистической печати история Валаама 1918-1940 годов преподносилась как история антисоветского форпоста на северо-западных границах СССР, маленького «государства монахов - мракобесов».

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны состав школы боцманов и юнг отправили на оборону Ленинграда, а  20 сентября Валаамский архипелаг был занят финнами. В 1942-1944 годах монастырь был восстановлен и действовал. Финская армия оплачивала монастырю постой в его зданиях, причём на эту плату обитель приобретала продукты. На Валаам вернулась лишь небольшая часть эвакуированной в 1940 году братии, причём монахи принимали участие в боях против СССР.

Ущерб монастыря от Красной Армии использовался пропагандистами Третьего Рейха. В обитель  часто приезжали немцы, а также журналисты других стран фашистского блока - Болгарии, Румынии, Словакии, Венгрии и Хорватии.

В сентябре 1944 года СССР и Финляндия заключили перемирие, а затем мирный договор, граница установилась по рубежам 1940 года, были эвакуированы войска и местное финское население.

19 сентября финские войска и монахи покинули Валаам. На архипелаге было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена метеостанция. В 1950 - 1984 годы в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда, в том числе принудительно, помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград. Подробно: Валаам. Позорные страницы истории. Советские «самовары»

С 1960-х годов Валаам открыли для организованных туристов, в 1979 году организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников монастыря. В 1984 году создан Валаамский лесхоз.

***
Поселок Валаам входит  в составе Сортавальского городского поселения Республики Карелия. Поселок  образовался по окончании Великой Отечественной войны, когда территория Ладожской Карелии, ранее относившаяся к Финляндии, отошла СССР. Финляндское население было перемещено за границу, а освободившиеся территории заселены советскими гражданами, преимущественно русскими. В 1950 году на Валааме был образован Дом ветеранов войны и инвалидов Министерства здравоохранения СССР. В 1952  поселению на Валааме был присвоен статус курортного поселка городского типа. В 1984 Дом инвалидов был переведен на материк в поселок Видлица Олонецкого района Карелии.

Кроме Дома инвалидов, на острове действовали Валаамский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник (1979-1992), Валаамский лесхоз, метеостанция, сельская больница, школа, детский сад, Дом культуры, дорожный ремонтно-строительный участок, отделение связи, библиотека.

В 2003 году посёлок наделён самостоятельным статусом муниципального образования - Валаамское сельское поселение. Однако в последующие годы была предпринята попытка  упразднения его самоуправления в связи с включением в состав Сортавальского городского поселения. Возникший конфликт рассматривался в Верховном суде Российской Федерации. В 2006 году при вмешательстве Патриарха Алексий II государственная и муниципальная собственность, включая жилые дома, была передана монастырю.

За годы существования поселка Валаам в составе Сортавальского городского поселения на острове прекратили работу сельская больница (открыта амбулатория), детский сад, три частных продовольственных магазина. Валаамский поселковый клуб стал подразделением Сортавальского муниципального учреждения культуры «Досуг», а лесхоз стал участком Сортавальского лесничества.

К 2016 году в посёлке действовали Валаамская общеобразовательная школа, врачебная амбулатория, дом культуры с универсальным зрительным залом, отделение связи, магазин, пункт полиции. Муниципальное транспортное сообщение с городом Сортавала отсутствует.

Население поселка сократилось с 1351 жителя в 1959 году до 466 человек в 2013 году, а в настоящее время осталось, возможно, несколько десятков мирян.

***
На упрощенной советской туристической карте конца 60-х годов к минимуму сведена религиозная символика, даже три скита наывают по цвету храмов.


В сентябре уже далекого 1971 года после завершения двухгодичной службы в Советской Армии автор совершал с группой туристов  путешествие по Русскому Северу, включая посещение Валаама из Сортавалы, где действовал пограничный режим. У меня еще  не было гражданского паспорта, а только  военный билет офицера запаса, одним словом,  отсутствовало разрешение на посещение погранзоны. Это создало проблемы, которые с трудом, но удалось преодолеть. Мы  должны были отплыть катером на Ваалам, однако из-за плохой погоды рейс задерживался. Выручила съемочная группа знаменитого впоследствии фильма «А зори здесь тихие», у которой был выходной день и они уговорили капитана катера на рискованный рейс. С ними отправилась и наша туристическая группа, вместе пели песни под гитару.

По теме: Путешествие на Русский Север. Зона советского зазеркалья
Информация для размышления. Несмотря на американские «Оскары»,  лучшим фильмом всех времен для китайского народа (четверти населения Земли) является советский фильм «А зори здесь тихие», снятый режиссером Станиславом Ростоцким в 1972 году по одноименной повести Бориса Васильева.

Фильм «А зори здесь тихие» стал культовым в Китае.  В  1990 году, когда автор впервые посетил КНР, советская картина почти ежедневно транслировалась по одному из государственных телевизионных каналов. «Архитектор китайских реформ» Дэн Сяопин называл фильм самым китайским по духу, а повесть Бориса Васильева  вошла в школьные программы КНР.  В 2005 году по заказу китайского коммунистического  руководства  к 60-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне  Центральным телевидением КНР по небольшой повести Бориса Васильева  был снят двадцати серийный (!) телевизионный фильм  «Тихий рассвет» с русскими актерами (студентами ВГИКА и актерами Благовещенска).

Подробно: «А зори здесь тихие». Лучший фильм китайского народа

***
Валаам на старых советских фотографиях, которые автор прибрел на острове в сентябре 1971 года.  Фактически это был самоиздат без указания на обратной стороне исходных данных печати. Фотографии не случайно чёрно-белые, это позволяло ретушировать виды давно не реставрированных храмов.






Путешествие на Валаам в Северный Афон на теплоходе «Ленин»
Валаамский монастырь на пронизывающих ветрах истории
Валаам. Позорные страницы истории. Советские «самовары»
Валаамский монастырь. Возрождение  жемчужины русской духовной культуры
Валаам. Никольский скит и Монастырская бухта
«Валаамская Палестина» и «Новый Иерусалим»

Другие публикации в ЛЖ о Русском Севере:
Путешествие на Русский Север. Зона советского зазеркалья
Жаркое лето 71-го года
Архангельск. Столица Русского Севера или Поморья?
Английский танк как символ победы в Гражданской войне
Советский отечественный морской пассажирский лайнер
Холмогоры. Первый советский концлагерь на родине Ломоносова

Соловецкий архипелаг
Советская Россия - родина СЛОНов
Кемь. Ворота в Ад. Единственный правильный путь к  счастью
Медвежьегорск. Столица строительства Беломорканала и урочище Смерти

Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Глеб Бокий. Чекист, оккультист и пароход
Нафталий Френкель. Архитектор лагерной экономики. От
контрабандиста до строителя коммунизма

Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа

Путешествие из Санкт-Петербурга по Карельскому перешейку и югу Карелии
Выборг. На службе трех господ
Выборг. Пейзажный парк Монрепо (Мой покой)
Карельский перешеек. Средневековая крепость Корела
Карелия. Клубный отель «Гардарика»
Карелия. Горный парк «Рускеала»
Карелия. Рускеальские водопады. А зори здесь тихие
Карелия. Каменный сад
Карелия. Сердоболь. Сортавала
Кронид Гоголев. Гениальный резчик по дереву
Карелия. Притяжение природой
Возрождение после «мерзости запустения». На родине Балтийского флота

Карелия. Столица Петрозаводск. Краткая история и современность
Карелия. Столица Петрозаводск. Достопримечательности
Петрозаводск лицом к Онежскому озеру. Набережная с подарками побратимов

Карелия. Заонежье. Северная Эллада. Китеж старообрядчества
Кижи. Жемчужина «Серебряного ожерелья России»
Кижи «Русское Заонежье». Крестьянские усадьбы

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья




Валаам, СССР, Россия, История, Российская империя, Православные монастыри

Previous post Next post
Up