Владимир Дергачев
https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/54/2b10fadcf778769a333780677d51f182b0350858.jpeg«Любовь, которая переживает смерть любимого человека и сохраняется до ухода из жизни второго супруга, - сейчас редкость. Во многих современных мудрствованиях это рассматривается как нечто примитивное, устаревшее и бессмысленное. И всё же любовь до гроба была и остается самым замечательным, святым и красивым идеалом человеческой жизни - идеалом бессмертным и возвышенным». Питирим Сорокин «Дальняя дорога»
В петербургской квартире профессора Жакова ежемесячно проводились литературные вечера, собиравшие либеральных писателей, поэтов, студентов и политических деятелей. Частым гостем был Питирим Сорокин, который здесь впервые встретился и познакомился в 1912 году со своей будущей женой, миловидной, интеллигентной брюнеткой, дочерью потомственного дворянина и земского врача из Таврической губернии Еленой Баратынской. Она окончила Севастопольскую женскую гимназию с золотой медалью, поступила в том году на Высшие женские (Бестужевские) курсы в Санкт-Петербурге, получила в 1917 году магистерский диплом ботаника-цитолога. Гости пили чай с бутербродами, слушали музыку или литературные произведения, спорили на самые разные темы.
В статье «Моя жизнь с Питиримом Сорокиным», его супруга, Елена Петровна, вспоминает, как во время одного из таких вечеров внезапно нагрянула полиция. В квартире провели обыск и составили список всех присутствующих. Жандармский офицер, проверив удостоверение её личности, задал вопрос: «Как получилось, что такая красивая молодая женщина оказалась в компании лиц, занимающихся подрывной деятельностью?» На это Елена в резкой форме ответила, что она предпочитает общество именно этих людей. Жандармы в тот раз ни кого не арестовали, и после окончания вечера Питирим проводил девушку домой.
26 мая 1917 года Питирим Александрович и Елена Петровна поженились. Свадьбу, которую Сорокин назвал «революционным бракосочетанием», сыграли в перерыве между митингами и другими революционными мероприятиями. Короткая церемония венчания в церкви, полчаса на свадебный обед с друзьями - жених-эсер торопился на встречу с товарищем по партии, военным и морским министром Временного правительства Александром Керенским. Через неделю после венчания супруга отправилась в летнюю ботаническую экспедицию, а Питирим окончательно погрузился в революционный вихрь, был занят работой в газете и Исполкоме Советов крестьянских депутатов.
Елена и Питирим Сорокины проживут вместе более полувека, переживут голод и холод в родной России и будут насильственно отправлены в эмиграцию вместе с другими учеными, не разделявшими взгляды большевиков.
По приезду в Америку Елена как специалист по ботанике получила разрешение проводить опыты в цитологической лаборатории Колумбийского университета, а так же решила продолжить обучение в аспирантуре, начатое еще в России. В 1925 году Елена Петровна защитила в Университете Миннесоты докторскую диссертацию и на должности профессора преподавала в ряде американских вузов. Университет не мог предложить ей место преподавателя или исследователя, так как запрещалось работа в одном вузе мужа и жены. Поэтому супруга заняла место профессора ботаники в Хэмлинском университете Сент-Пола.
***
Друг Питирима Сорокина Николай Кондратьев с супругой прибыли в США в научную командировку в 1924 году, вернулись в Россию в 1925-м. После 1917 года Кондратьев несколько раз подвергался краткосрочным арестам, однако после «занятия высокого кресла» (по выражению Питирима Сорокина) с 1922 года он в тюрьме не сидел. Кондратьева арестовали в 1930 году, и более на свободу он уже не вышел.
В 1924 году для изучения организации сельскохозяйственного производства совершает научную поездку в США, Великобританию, Канаду, Германию в сопровождении жены (до рождения их дочери оставался год). Последний раз друзья встретились в университете штата Миннесота в начале 1925 года и гостил с супругой у Сорокиных около десяти дней. «Мы с удовольствием рассказывали друг другу, что происходило с нами за то время, пока мы не виделись, обменивались соображениями по основным интересующим нас обоих проблемам, в частности о России и большевистской революции». Во время встречи Питирим Сорокин предлагал другу остаться в Америке, но Кондратьев отказался. «Этот визит оказался последним. Несколько лет спустя Кондратьев был обвинен Сталиным в подстрекательстве и проведении антикоммунистической аграрной политики. Его включили в список фракционеров, якобы выступавших против Сталина, и вычистили вместе с ними после известных фальсифицированных процессов 1931-1932 годов». О месте ссылки и смерти друга Сорокин не узнал до конца своей жизни.
Николай Кондратьев с женой Евгенией Давыдовной и супруги Питирим и Елена Сорокины. США, 1925 год. Фотография из семейного архива Е.Н. Кондратьевой.
https://ru.openlist.wiki/index.php?curid=3264204 В 1930 году Питирим Александрович приглашен на должность профессоре Гарвардского университета и супруги переезжают в Кембридж. В 1931 и 1933 годах у них родились сыновья. Они окончили университет в Гарварде, где защитили докторские диссертации: Пётр - по прикладной физике, Сергей - по биологии. После рождения Петра семья переехала из Кембридже в маленький "спальный" городок Винчестер, где они приобрели виллу. Город-пригород Винчестер (20,8 тыс. жители) расположен в восьми милях к северу от Бостона. Коттедж был построен для себя архитектором, чей отец был лесопромышленником. Усадьба с садом прилегала к большому заповеднику с лесами и озерами, где часами можно гулять в стороне от городского шума.
Дом Сорокиных в Винчестере, улица Клифф стрит, дом 8 (штат Массачусетс, США), Современный вид. Вилла двухэтажная, на первом этаже холл-прихожая, большая гостиная, столовая и кухня, на втором - две спальни, кабинет и библиотека.
http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/139/139333eccb21cccd87e53d078ff19ecd.jpg Как вспоминал Питирим Сорокин, рождение сыновей стало радостным событием для ощущения полноты жизни. При рождении крестными отцами и матерями мальчиков стали друзья, профессора Сергей Кусевицкий и Михаил Ростовцев с супругами.
Воспитание и образование детей принесли новые заботы и волнения, особенно доставалось супруге, она вынуждена была на время прекратить научную работу, сделав это с радостью, без сожалений и сомнений. Формирование личностей сыновей в физическом, умственном, нравственном и творческом отношении представлялось родителям главной задачей. Они давали им свободу в проявлении своих творческих возможностей, в то же время без колебаний отчитывали их за любые проступки, которые они, как все дети, иногда совершали. В комфортной семейной атмосфере они росли подобно цветам, естественно, без особых кризисов и потрясений.
Как большинство родителей, супруги гордились сыновьями. Как с гордостью вспоминал Питирим Александрович, что когда кто-нибудь просил к телефону доктора Сорокина, приходилось переспрашивать, которого из четырех. Некоторые приятели говорили, что семья Сорокиных - университет в миниатюре, со своим математиком-физиком, биологом-ботаником, медицинским биологом и социологом-психологом-философом.
Когда сыновья выросли и разъехались из дома, супруга вернулась к занятиям наукой. «Вот так, помимо прочих подарков судьбы, я получил Божьей милостью еще и двух сыновей».
Супруги Сорокины дружили со многими гарвардскими учеными, в том числе с экономистом и политологом Йозефом Шумпетером, экономистом, лауреатом Нобелевской премии Василием Леонтьевым, востоковедом Сергеем Елисеевым, социологом и политологом Самюэлом Хантингтоном и другими.
В 1968 году Питирим Сорокин умер в своем доме в Винчестере, где и похоронен на местном кладбище. Елена Петровна (1894-1975) переживет мужа на семь лет.
Источники:
Питирим Сорокин Дальняя дорога. Автобиография. Предисловие и примечания социолога А.В. Липского. - М.: Московский рабочий; ТЕРРА, 1992.
https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/234529-3-pitirim-sorokin-dalnyaya-doroga-avtobiografiya.html#bookДолгий путь вместе. Питирим Сорокин и Елена Баратынская
http://izbrannoe.com/news/lyudi/dolgiy-put-vmeste-pitirim-sorokin-i-elena-baratynskaya/ Питирим Сорокин. Американец с Русского Севера, крупнейший социолог двадцатого столетия Питирим Сорокин. Малая Родина. Русский Север, «собор живой природы» и «Богом данной красоты»Питирим Сорокин. Семинария. Смена мировоззренческих установок и первый опыт революционной деятельностиПитирим Сорокин. Университеты. «Госпожа Удача продолжила улыбаться мне»Питирим Сорокин. Ломоносов двадцатого столетия, чудом не сгоревший в пламени революции и изгнанный из ОтечестваПитирим Сорокин. Вынужденная эмиграция к вершинам мирового научного Олимпа. Гарвардский университет. Кузница миллиардеров и Нобелевских лауреатовПитирим Сорокин. «Властолюбие - самый опасный порок». Пророк не в нашем Отечестве Питирим Сорокин. Ближний семейный круг любви и альтруизма: университет в миниатюре Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»
Подписаться Добавиться в друзья
![](https://ic.pics.livejournal.com/dergachev_va/58474394/3321718/3321718_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/dergachev_va/58474394/3322473/3322473_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/dergachev_va/58474394/3322231/3322231_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/dergachev_va/58474394/3321955/3321955_original.png)