Эстония. Пюхтицкий православный женский монастырь

Nov 20, 2013 19:22

Владимир Дергачев, фотографии Валентины Балакиревой


http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/27/515/27515949_kuremae.jpg
Православный Пюхтицкий Успенский женский монастырь Русской православной церкви расположен в Эстонии. Основан в 1891 году, имеет статус ставропигиального (независим от местной епархии и подчиняется непосредственно московскому патриарху). Пюхтица по-эстонски - «святое место».

По преданию местным жителям  явилась  Богродица, и на месте её явления рядом с дубом была найдена Успенская икона Божьей Матери и в 16 веке построена часовня.

Благодаря губернатору Эстляндии князя Сергея Шаховского (1852 - 1894) и княгине Елизаветы Шаховской (1844 - 1938) в 1885 году на Богородицкой горе был открыт православий приход и сооружен храм. В 1891 году состоялось торжественное открытие Успенской женской обители, преобразованной в 1893 году в монастырь. Участие в создании монастыря приняли святой праведный Иоанн Кронштадтский и российский император Александр III.

В монастырском храме во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) погребены благодетели - российский государственный и общественный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Шаховской (умер в возрасте 42 лет) и спустя 45 лет его вдова - княгиня Елизавета Шаховская.


Монастырь, который ныне находится в независимой Эстонии на территории Европейского Союза,  выжил, несмотря на революцию, гражданскую войну, во время хрущевский гонений на православную церковь, был в буржуазной Эстонии и под двумя немецкими оккупациями.

История монастыря связанная с драмой местной православной церкви в двадцатом столетии.

В 1917 году в Ревеле (Таллинне) была учреждена православная епископская кафедра во главе с владыкой Платоном, который в начале 1918 года был арестован и расстрелян отступающими из города красными. В начале 1918 года монастырь был оккупирован немцами, большая часть монахинь оказалась в эвакуации в России. В 1919 году монастырь оказался в буржуазной Эстонии, лишился земельных владений, за исключением небольшого надела. Была  создана трудовая община, преобразованная вновь в монастырь в 1935 году.  С1920 году монастырь  относился к автономной  Эстонской православной церкви, которая под давлением эстонских властей в 1923 году была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

В 1940 году в соответствии с секретными протоколам между Советским Союзом и Германией Эстония вошла в состав СССР, а в 1941 году Эстонская Православная церковь была воссоединена с Московским Патриархатом. Правда, вновь не обошлось без репрессий.  Был арестован НКВД и расстрелян владыка Иоанн.

После начала Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Эстонии произошел повторный переход местной православной церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, кроме Нарвской епархии. Немецкая оккупационная власть  не препятствовала деятельности  православных приходов, но запретила  контакты с Московским и Константинопольским Патриархатами.

Во время войны в монастыре  размещался немецкий штаб и воинские части, а в окрестностях были лагеря советских военнопленных. Монахини помогали им, как могли, передавали хлеб, одежду и лекарства. Советское командование направляло авиацию для уничтожения немецкого штаба в монастыре, то не одна бомба не упала на его территорию.

В 1944 году митрополит Александр  бросил паству и в Швеции организовал  Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании. В 1945 году вновь произошло воссоединение  оставшейся Эстонской православной церкви с Русской Православной церковью Московского Патриархата.

После войны уже в 50-е годы наступила очередная беда. При Хрущеве было принято решение
о закрытии многих храмов, включая Православный Пюхтицкий женский монастырь. Оградил обитель от посягательств советских властей Митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер). После его избрания Патриархом Московским и всея Руси  монастырь получил  статус ставропигиального. Были организованы делегации Всемирного Совета Церквей и лютеранской церкви из ГДР, протестантской церкви из Франции с посещением монастыря. Визиты широко освещались в западной печати, власть вынуждена была отступить.  Патриарх так же спас и кафедральный Александро-Невский собор в Таллинне от переоборудования в планетарий.

В обители 120 монахинь и послушниц. Настоятельница монастыря игуменья Филарета (Оксана Викторовна Калачева) закончила в 1992 году Самарский государственный университет по специальности эмбриолог и генетик.  Подворья Пюхтицкого женского  монастыря открыты в Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях и Когалыме (Западная Сибирь).

Монастырь организует Пюхтицкие чтения. В декабре 2013 года здесь пройдет международная научно-практическая конференция «Диалог педагогических традиций  православия и современного воспитания» под председательством игуменье Филареты.  В оргкомитет входят профессор, доктор географических наук, зав. кафедрой экономической географии РГПУ имени А.И. Герцена  Ю.Н. Гладкий (Санкт-Петербург), профессор, доктор педагогических наук, проректор НГПУ им. Кузьмы Минина  В.В. Николина (Нижний Новгород) и другие.


Святые Врата (вход в монастырь)




Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен в 1908 - 1910 гг.


Фотография из Интернета



Трапезный храм святых праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895)


Гостиница для паломников


Дом наставницы монастыря?


Вблизи монастыря находится источник ключевой воды Спасов ключ, с которым связывают чудеса исцеления людей.  Приведём две истории.

Одна девочка после купания в источнике  прозрела, но вновь ослепла, когда мать забрала её домой.  И ребенок вновь стал слепнуть. Мать опять привезла девочку к источнику и девочка вновь исцелилась.  После этого женщина благословила свою дочь  остаться в монастыре на всю жизнь.

В 30-е годы английский лорд привез  к источнику  парализованную дочь, и она вернулась в Англию без посторонней помощи.  После этого чуда вся семья лорда  со свитой  приняла  Православие.


Многолетнее беспрерывное существование обители, несмотря на бурный и трагический двадцатый век, приучили монахинь жить за счет собственного труда и натурального хозяйства без помощи извне. У монастыря имеется крупное подсобное хозяйство. На 75 гектарах земли выращиваются зерновые культуры, овощи и яблоки. На скотном дворе  обитают коровы, козы и куры. В монастыре  работают пошивочная, художественная и переплетная мастерские. Монахини сами заготавливают дрова.

Знаменитые Пюхтицкие поленницы

Эстония, Православные монастыри

Previous post Next post
Up