Греция. Возвращение на Афинский Акрополь к идеалу красоты и гармонии

Dec 25, 2021 10:53

Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева


Афинский Парфенон - идеал красоты и гармонии не только Древней Греции, а всех времен и народов.

Я много раз посещал Афинский Акрополь, особенно во время чтения лекций по основам предпринимательства в средиземноморских бизнес круизах,  и каждый раз не переставал восхищаться гением античных зодчих.

Древние греки впервые открыли  человеческую душу и дух. Это величайшее открытие всех времен и народов. Европейский мир родился из идей разума - порождающий идеи человек постепенно становится новым человеком, способным преодолеть конечность природы.

Конституция  греческого социального и политического мышления строится на трех китах: устройство космоса, устройство  полиса и устройство души. Основная политическая идея, вытекающая  из связи космоса, полиса и души, был такова, что общество должно максимально отражать то, из чего состоит человек.

Благоденствие  государства  зависит  не только  от размеров  природного богатства. Все дело в пропорциях, соотношении  между источниками созидательной энергии человека и другими ресурсами.

В отличие от древних  греков, живших «вечным настоящим», братья славяне всегда в ожидании «светлого будущего», всегда  готовы начать новую жизнь (по морали) завтра, а сегодня  можно расслабиться, имитировать действительность или подворовывать. Когда же наступает похмелье после затянувшегося праздника души, «золотого» застойного периода или глупого либерального оптимизма возникает традиционный славянский вопрос «кто виноват?» и появляется соблазн обвинить в убогости своего бытия лица не той национальности или другую цивилизацию.

Античная философская мысль  наряду с библейскими заветами не только возродилась в духе европейской цивилизации, но и содержит один из возможных ответов  на  злободневный  вопрос современности  - о выборе пути социального развития. Как преодолеть  конфронтацию в обществе и достигнуть согласия между людьми - достигнуть того, чем все дорожили?

Древнегреческая тайна Парфенона. В мире воспроизведено множество копий храма, больше и меньше оригинала, однако ни один из них не производит такого впечатления, как сохранившиеся развалины Парфенона, отполированные временем, солнцем и ветром. Значит суть не только в физических размерах (высоте, широте, длине), а есть нечто, что волнует человека. Технически возможно воспроизвести идеальную копию Парфенона, но это и будет всего лишь холодная копия. Афинский Парфенон - не просто архитектурный памятник античности, а воплощенная в мраморе гармония человека с природой и политическим миром, гармония души человека, полиса и микрокосмоса.  Уникальность Парфенона не в его размерах, а в пропорциях и воспроизвести их невозможно, если человек не познает самого себя.

При воспроизведении  многочисленных копий  Парфенона  это соотнесение утрачивается.

Древнегреческие храмы в отличие от христианских не были предназначены для совершения молебствий внутри их. Во время культовых действий в Парфеноне народ оставался вне помещений храма, обращенного архитектоникой вовне. Таким образом, достигалась гармония между устройством души, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. По аналогии с этим, демократия - всего лишь форма, а не предмет, который можно копировать или использовать как булыжник (орудие пролетариата). В Афинском Парфеноне древние греки закодировали модель мирового порядка созданного ими микрокосмоса.

***
Афины присоединились к независимому Королевству Греция в 1832 году, а через два года во время пышной церемонии Парфенон официально провозгласили памятником античного наследия и символом государства. После освобождения Греции от турецкого владычества первым королём независимой Греции в 1832-1862 годах стал сын баварского короля Людвига I, молодой принц Оттон I Виттельсбах (1815 - 1867). С ним в Грецию прибыли немецкие археологи, реставраторы и архитекторы и в истории Парфенона  началась эпоха археологии и реставрации.

Немецкий архитектор и художник Лео фон Кленце Акрополь в Афинах. 1846. Холст, масло. Новая Пинакотека, Мюнхен.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Akropolis_by_Leo_von_Klenze.jpg

С 1835 году Акрополь перешёл под контроль Греческой археологической службы,  и через полвека на нем не осталось ни одного следа «варварского римского и турецкого присутствия». И сегодня на Афинском Акрополе можно увидеть лишь несколько памятников 5 века до н. э. на фоне опустошения, почти полностью лишённого более поздней истории. Такой подход вызвал возмущение среди  современников. Однако официальная археологическая политика оставалась неизменной до 1950-х годов.

Катастрофичное землетрясение 1894 года в значительной мере разрушило храм и потребовались годы, чтобы воспроизвести колоннады, соединявшие восточный и западный фасады. Разрушенный Парфенон приобрёл свой современный вид, но эти достижения неоднократно подвергались критике. Во-первых, не осуществлялись попытки вернуть блоки на их первоначальное место. Во-вторых, использовались для соединения античных мраморных блоков железные стержни и скобы, которые со временем заржавели и деформировались, из-за чего блоки растрескивались. В конце 1960-х годов  наглядно проявились результаты воздействия окружающей среды. Загрязнённый воздух и кислотные дожди повредили скульптуры и рельефы Парфенона. В 1970 году в докладе ЮНЕСКО предлагались самые разнообразные пути спасения Парфенона, включаю заключение холма под стеклянный колпак. В 1975 году был учреждён комитет, осуществляющий контроль за сохранением Афинского Акрополя, а в 1986 году начались работы по демонтажу железных креплений, и замены их на титановые. Осуществлена  реставрация западного фасада Парфенона. Здесь часть элементов фриза заменена копиями, а оригиналы помещены в экспозиции нового музея Акрополя.

Были залатаны дыры от венецианских ядер и пуль, выпущенных по Парфенону в 1821 году во время Греческой революции. Оценен ущерб, нанесенный Парфенону сильными землетрясениями 1981 и 1999 годов.  К  завершению восстановительных работ внутри храма можно будет увидеть остатки апсиды христианской эпохи, а также постамент статуи богини Афины Парфенос.

На протяжении многих лет важной проблемой для греческой власти  остаётся возвращение украденных мраморных фрагментов Парфенона, которые в настоящее время представлены в экспозиции Британского музея. Англичане продолжают утверждать, что спасли скульптуры от небытия, обеспечив им достойные условия хранения. В 2000 году состоялось слушание  в Британском парламенте по делу незаконного овладения Британским музеем мраморов Парфенона, однако договорённости достигнуто не было. Между тем в 2006 году немецкий Гейдельбергский университет первым в «цивилизованной» Европе передал грекам незаконно вывезенный некогда фрагмент античного шедевра.

В июне 2009 года в Афинах открылся Новый музей Акрополя - один из самых современных музеев в мире, который в состоянии обеспечить мраморам Парфенона достойные условия хранения. Британский музей выдвинул предложение вернуть оригиналы как музейный заём и при условии признания греческим правительством  англичан их законным владельцем. Греция отвергла это предложение, поскольку его принятие означало бы прощение факта кражи мраморных скульптур более двух веков назад.

Весной 2011 года греческие археологи сообщили о находке пяти фрагментов фриза Парфенона на южной стене Акрополя, вероятно, использовавшихся как строительный материал во время первой реконструкции стен в XVIII веке. До сих пор они считались навсегда потерянными во время взрыва храма в 1687 году.

Современная реконструкция Афинского Акрополя началась еще в 1975 году и продолжится в будущем, масштабный проект еще очень далек от завершения. Греки не пытаются вернуть достопримечательностям их прежний облик. Целью реставрации является сохранение формы и пропорций Парфенона, устранение следов многовекового упадка, ликвидация обломков, загрязнений и следов разрушений.

К одному из самых знаменитых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО привлечено пристальное внимание многих специалистов со всего мира, у которых нет единого взгляда на процесс реставрации и его конечной цели. В 2021 году бурное обсуждение вызвал проект реставрации лестницы, ведущей к пропилеям - парадному входу на Акрополь с колоннадами, построенному, согласно Плутарху, в 437-432 годах до нашей эры. Многие специалисты утверждают, что  план противоречит общепринятым международным нормам проведения подобных работ, «ведет к деградации и обесцениванию величайшего археологического и художественного сокровища, доставшегося современной Греции». По плану реставрации лестнице будет возвращен вид, который она имела в V веке нашей эры, а позднейшие изменения будут убраны. Оппоненты считают, что лестнице необходимо вернуть  вид, который она имела в V веке до нашей эры, когда были построены пропилеи.

Много противников строительства бетонных пешеходных дорожек, уничтожающих  многовековое каменное покрытие. Кроме того, применение бетона изменит водный режим почв холма, на котором стоит Акрополь, что может в будущем иметь для него непредсказуемые последствия.

Министерство культуры и спорта Греции, по мнению оппонентов,  больше забоится  о расширении пропускной способности и  увеличения потока туристов, а не о сохранности памятника.  Министерство с этим утверждением несогласно.

Панорама Афинского Акрополя на фоне городской агломерации, включающей Пирей.


https://img.tourister.ru/files/2/4/7/4/2/7/9/6/original.jpg



На юге Афин расположена марина Алимос, откуда совершим яхтенное путешествие по Эгейскому морю. Подробно: Яхтенный поход поздней осенью в Эгейском море из Афин по героическим местам

Перед входом в Афинский Акрополь.








Пропилеи (парадный вход) Афинского Акрополя.


Макет храма богини Афины - Парфенона.


Парфенон сегодня.





Храм Эрехтейон - памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421-406 годами до н. э. Храм выполнен в ионическом ордере и посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.


Вид на Афины с Акрополя. Справа -  античная афинская Агора с сохранившимся  храмом Гефеста.  На отрогах холма находится элитный квартал, здесь селятся состоятельные афиняне.


Гора Ликавиттос является самой высокой точкой города (277 метров над уровнем моря). С вершины холма открывается панорамный вид на раскинувшиеся внизу Афины, Акрополь, море и горы, окружающие греческую столицу. Согласно древнегреческой легенде, богиня Афина хотела увеличить высоту Акрополя, чтобы её святилище стало ближе к небу. С одной из гор она оторвала огромную глыбу и отправилась с ней на Акрополь. По пути к ней подлетели две чёрных птицы, сообщивших о неотложных делах, требующих срочного вмешательства. Разгневанная богиня бросила ношу. Так и появилась остроконечная скала в центре Афин.


Слева на снимке -трехуровневое здание нового музея Акрополя, созданное к 2009 году по проекту швейцарского архитектора Бернара Шуми, строительство обошлось в 130 млн. евро.  Для возведения музея снесли старинные дома, их предварительно исключили списка исторически значимых строений. При этом современное здание, по мнению экспертов, плохо вписалось в сложившуюся у подножия холма Акрополя застройку.


В римскую эпоху вблизи  театра Диониса  в 161 году Геродотом Аттиком был сооружен Одеон, где проводились  конкурсы по вокалу и исполнению инструментальной музыки.  Здание Одеона соединяет в себе черты греческого и римского театра, внутри тридцать два театральных ряда на 5 тысяч зрителей. В средние века театр был превращен в редут и после забвения был открыт в ходе раскопок 1848-1858 гг.




В ночь на 31 мая 1941 года греческий подпольщик  Манолис Глезос (1922 - 2020) вместе с товарищем забрался на Акрополь и сорвал установленный  нацистский флаг со свастикой. Это был первый акт сопротивления нацистским оккупантам в Греции, поднявший многих греков на борьбу. За этот подвиг Шарль де Голль назвал Глезоса «первым партизаном Второй мировой войны». В общей сложности Глезос провёл в заключении за свои убеждения 16 лет, четырежды приговаривался к смертной казни. В современной Греции политический деятель и писатель Глезос  является символом антифашистского движения. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».




Вид Акрополя с вершины афинской Агоры.


Афинская Агора. Византийский храм Святых Апостолов (X век). Эта одна из самых древних христианских святынь Афин, возведённая после римской эпохи. Единственный храм, сохранившийся на Агоре, когда все другие строения этого времени были снесены.


После посещения Акрополя прогуляемся  по современному центру столицы Греции.

Площадь Синта́гматос (Конституции) расположена перед Королевским дворцом, зданием Парламента Греции. Конституция предложена греческим королём Оттоном I в 1843 году.  Королевский  или «Старый королевский дворец» - первая королевская резиденция в современной Греции. Дворец был спроектирован баварским архитектором для короля Греции Оттона и его жены, королевы Амалии на средства отца Оттона, короля Людвига I Баварского. Строительство началось в 1836 году и закончилось в 1843 году. Здание служило в качестве дворца греческих монархов около ста лет,  с 1934 года  в нем работает греческий парламент.

Некоторые члены королевской семьи, в основном, вдовствующая королева Ольга, жили во дворце вплоть до 1922 года.

Ольга Константиновна (1851, Павловск -1926, Рим) - великая княжна, жена второго греческого короля Георга I. Член династии Романовых, она была дочерью великого князя Константина Николаевича и его жены, принцессы Александры Саксен-Альтенбургской. Ольга в 1867 году вышла замуж за короля Греции Георга I в возрасте шестнадцати лет. В Греческом королевстве она со временем занялась общественной и благотворительной деятельностью. После убийства мужа в 1913 году Ольга вернулась в Россию. Когда началась Первая мировая война, она открыла военный госпиталь в Павловском дворце, в котором была заперта после Русской революции 1917 года, пока датское посольство не вмешалось, позволив ей бежать в Швейцарию. Ольга не могла вернуться в Грецию, так как её сын, царь Константин I, был свергнут. Но в октябре 1920 года она прибыла в Афины из-за смертельной болезни своего внука, короля Александра, и после его смерти была назначена регентшей до восстановления Константина I. После поражения греков в Греко-турецкой войне 1919-1922 годов королевская семья снова была изгнана, и последние годы своей жизни Ольга провела в Великобритании, Франции и Италии.

В 1924 году по результатам референдума монархия была упразднена, и в 30-е годы власть разместила в здании парламент.


Эвзоны у могилы неизвестного солдата. Эвзоны (греч., «хорошо подпоясанные» + «пояс») - элитное подразделение пехоты греческой армии, возникло как лёгкая пехота в годы Греческой войны за независимость в начале XIX века, формировалась в основном из горцев. С 1833 года они вошли в состав регулярной армии, с 1940 года служили в частях лёгкой пехоты и в королевской гвардии. Эвзоны в настоящее время являются Президентской гвардией, которая несёт почётный караул у Могилы неизвестного солдата и охраняет Президентский дворец в Афинах. Кандидаты проходят очень строгий отбор, обязательным требованием является привлекательность и высокий рост - не ниже 187 сантиметров.








Афинская академия наук - крупнейшее научно-исследовательское учреждение в стране, основана в 1926 году и своим названием обязана древней Академии Платона. Основным направлениям деятельности Национальной академии являются: естественные науки, искусство, мораль и политические науки.  Под эгидой Афинской академии работают 12 научно-исследовательских центров, 10 научно-исследовательских отделений и центральная библиотека. В 2002 году был создан Фонд биомедицинских исследований Афинской академии. Греческий институт Византийских исследований (Венеция) также функционирует под руководством Академии.




Национальная библиотека Греции - центральное хранилище печати, центр национальной библиографии Республики. Главное здание библиотеки, наряду с Афинским университетом имени Каподистрии и Национальной академией, является составной частью неоклассической, выполненной в дорическом ордене,  Афинской трилогии, созданной по проекту австрийский архитектор норвежско-датского происхождения Теофила фон Хансена.


Афинский национальный университет имени Каподистрии - старейший вуз Греции, основан в 1837 году. В настоящее время  является вторым по величине высшим учебным заведением страны после Университета Аристотеля в Салониках.


Представители старейшей в стране Коммунистической партии Греции собирают подписи у граждан под протестом, связанным с политикой Турции.


Несмотря на пандемию в столице можно встретить иностранных туристов.


Отель Аполло и соседний дом с изображением древних греков


Афинский Акрополь  поздним вечером.  Вид с балкона отеля Аполло.


На портале «Институт геополитики»:
Путешествие из славян в греки в поисках демократии
Древняя Греция. «Вечное настоящее»
Древняя Греция. «Пуп Земли»
Древняя Греция. «Золотой век» цивилизации
Древняя Греция. Начало политической жизни. Геродот
Древняя Греция. «Я искал самого себя». Гераклит
Древняя Греция. «Повивальная бабка» человеческих душ. Сократ
Древняя Греция. Государство - это человек в еще больших масштабах. Платон
Древняя Греция. Для чего создается государство? Аристотель

В  журнале «Ландшафтах жизни» 84 статьи о Греции, в том числе:
Афинский Акрополь. «Красота, воплощенная в простоте»
Древнегреческая тайна Парфенона. Послание будущему
Акрополь. Вид с холма. Афинская Агора

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Путешествия, Древняя Греция, Музеи мира, История, Афины, Греция

Previous post Next post
Up