Балтийск. Трудовая жизнь и достопримечательности самого западного анклава российского туризма

Sep 18, 2021 13:10

Владимир Дергачев


https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/590xH/media/img/0/66/755161765729660.jpg
Балтийск.  Аванпорт Калининградского торгового порта

После распада СССР Балтийск был открыт для посещения и в городе начала формироваться гражданская власть. В 2004 году часть территории Балтийской военно-морской базы была передана Министерству транспорта РФ для использования в целях торгового мореплавания.

С 2019 года Балтийский муниципальный район Калининградской области, включающий городские поселения Балтийск и Приморск, а также сельское поселение Дивное, наделен статусом городского округа. Несмотря на неблагоприятную общую демографическую ситуацию в стране, население  Балтийска показывает устойчивый рост, здесь проживает 34 тыс. жителей (2021), на 7 тыс. больше, чем до распада СССР.

Основные отрасли  городской экономики - портовое хозяйство, судоремонт, пищевая промышленность, большие планы у местной власти на развитие туризма. Ведущее промышленное предприятие  - Судоремонтный завод с незамерзающей акваторией, работающий как с военными, так и с гражданскими судами. В городе расположено ЗАО «Балтийская нефте-перевалочная компания», обладающая мощностями для перевалки 2,7 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Вдоль южного побережья  Пиллауского полуострова проходит судоходный Калининградский морской канал, ведущий из Калининградского морского порта в аванпорт Балтийск - главную военно-морскую базу Балтийского флота России.  Протяженность  этого гидротехнического сооружения составляет  23 мили (43 км), ширина 50 - 80 метров, глубина 9 - 10,5 метров. Морской канал был открыт в 1901 году, в дальнейшем проводились работы по углублению и расширению канала. В прошлом из-за узости канала нельзя было организовать одновременного двустороннего движения, что ограничивало частоту захода судов к причалам. С 2007 года по каналу частично осуществляется двустороннее движение судов. Средняя разрешенная скорость движения судов по каналу 8 узлов, время прохождения канала составляет около 3 часов.

Калининградский морской канал у набережной города у выхода в Балтийское море.  Набережная Балтийска или Морской пешеходный бульвар начинается почти от порта и тянется до городского пляжа. В конце ее расположен, далеко уходящий в море Балтийский мол.


https://kaliningrad.er.ru/media/news/November2020/AjYjjcL2XpbnQE88UnU5.jpg

Маяк «Балтийский» (бывший Pillau) является самым западным в России. Первый деревянный маяк построен в Пиллау в 1741 году на холме Пфундбуденберг, а в 1816 году возведен каменный маяк на набережной. Фундамент был сложен из гигантских гранитных блоков, обнесенных сваями и стянутых коваными цепями. Высота маяка - 33,2 метра над уровнем моря, огонь виден на расстоянии 16 морских миль. В качестве источника света, поначалу, использовалось растительное масло, затем керосин, газовые лампы, и лишь в 1913 года маяк перешёл на электрическое освещение.

Во время Великой Отечественной войны маяк пострадал незначительно. Поскольку порт Пиллау (переименован в Балтийск 27 ноября 1946 года) стал местом базирования кораблей Балтийского флота, маяк быстро восстановили. Уже в советское время маяку был присвоен первый класс, а период работы маяка стал равен 12 секундам (три секунды темноты, девять секунд света). В настоящее время маяк светит белым затмевающимся огнём. Вместе с Передним Балтийским маяком, представляющим собой белый ромб и белую трапецию с чёрной вертикальной полосой на ажурной четырехгранной башне, он обозначает створ, ведущий в морской канал порта Балтийск.

Балтийский маяк в начале двадцатого  столетия.


https://pastvu.com/_p/a/y/i/2/yi2j1p7nccisd4yhbw.jpg

В праздничные дни на набережной у маяка всегда оживленно. До 1930 года цвет маяка был белым, затем верхняя часть стала красной.


https://pbs.twimg.com/media/D-jHaFMW4AAK-vO.jpg:large

Главным украшением набережной на Северном моле является конный памятник императрице Елизавете Петровне, изображенной в форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка, шефом которого она являлась.

Монумент был воздвигнут  в ознаменование побед русской армии над Пруссией во время Семилетней войны в 1758 году.  Императрица  как бы встречает корабли и суда, заходящие в Калининградский залив. Высота статуи - 6,3 метра, общая высота с постаментом - 14 метров, вес статуи - 12 тонн.


https://pbs.twimg.com/media/D3yF9OwWkAIsc_q.jpg:large

Бронзовая статуя  императрицы возвышается над  мощным постаментом, напоминающим  фортификационное сооружение.


В Балтийске сохранились руины древнего рыцарского замка Лохштедт (XIII век). Здесь в разное время была резиденция наместника магистра, а до 1581 года размещалась янтарная администрация - управление по добыче янтаря. Особенно уникальные экземпляры янтаря хранились в «Бернштайнкаммере» («Янтарной камере»), известной далеко за пределами Пруссии. Во время Второй мировой войны замок был основательно разрушен и заброшен.
В начале XX века в городе были сооружены три водонапорные башни, самая высокая из них - 32-метровая водонапорная и наблюдательная башня с ёмкостью резервуаров в 300 м³, возведена в 1927 году.

Пехотные прусские казармы (в настоящие время штаб военной базы Балтийского флота)  расположены в центре  города. Во время Второй мировой войны в казармах осуществлялась подготовка подводников для службы на субмаринах немецкого флота. Во время штурма Пиллау весной 1945 года казармы пострадали, однако впоследствии были отреставрированы.

Памятник Петру I установлен в городе в 1998 году в честь 300-летия Балтийского флота. Император  посещал Пиллау трижды и называл его «мой маленький Амстердам». Монумент Петру I стоит на месте немецкого памятника (1913) курфюрсту Фридриху Вильгельму I, при котором Пруссия объединилась с Бранденбургом. Памятник ещё в 1943 году собирались пустить на переплавку для нужд вермахта, но он сохранился и ныне стоит в немецком городке Эккенфёрд.
***
Шведская крепость (цитадель) «Пиллау» сооружена в XVII веке по приказу шведского короля Густава-Адольфа II.  Строительство началось  в 1626 году, поэтому эту дату называют  основанием Пиллау. После того, как шведы передали недостроенную крепость прусским властям, возведение крепости началось быстрыми темпами. Строительство завершилось к 1670 году, затем модернизация велась в течение ещё трёх столетий. Цитадель представляет собой пятиугольник со сторонами в 80 метров, где в каждом углу -  именной бастион: Альбрехт, Пруссия, Кёниг, Кёниген и Кронпринц. В крепости располагался оружейный арсенал. В советское время цитадель была закрыта для посещения гражданскими лицами, однако в 1999 году  здесь открыт филиал Музея Балтийского флота.

В фортификационные сооружения XVII-XIX веков входят форт Западный, находящийся на Балтийской косе, и форты Восточный и Штилле (1889). Хорошо  сохранившийся форт Восточный был построен для укрепления обороны цитадели, от него остался ров и большая часть внешних стен. Форт Штилле частично разрушен внутренним взрывом, произошедшим в январе 1945 года, и не восстанавливался.


Вход в музей-крепость


Вокруг крепости вырыт широкий ров, вдоль которого с внешней стороны расположено пять равелинов.










Имеются три братские могилы советским воинам, погибшим во время штурма Пиллау: одна на территории города, две - в посёлках Коса и Севастопольский. В 2000 году на берегу Балтийского моря было открыто иностранное военное захоронение военнослужащих немецкой армии, мирных жителей города и военнопленных стран антигитлеровской коалиции.

Мемориал «Советским воинам, павшим при штурме Пиллау» в 1945 году.


***
Ангары бывшего немецкого аэродрома сооружены в 1939 году для базирования гидросамолётов и самолётов с колёсным шасси. После войны достался СССР в практически целом состоянии и использовался гидроавиацией и истребительной авиацией, затем был реконструирован, базировалась противолодочная авиация. В 1995 году воинские части гарнизона выведены, аэродром брошен.




У выхода Калининградского судоходного канала в Балтийское море.


Балтийский мол


Морской судоходный створ, ведущий в Калининградский канал


Балтийский грузовой район морского порта Калининград - один из 4-х грузовых районов порта, имеет выгодное географическое положение,  расположен непосредственно у выхода в открытое Балтийское море.

Грузопассажирский паромный терминал.  Паромные линии соединяют Балтийск с Санкт-Петербургом, Засницем (Германия), Клайпедой (Литва), Карлсхамном (Швеция), Гдыней (Польша). Проектный грузовой оборот паромного терминала - более 5 млн. тонн в год. С началом работы паромного терминала в Балтийске, увеличились объёмы железнодорожных грузовых перевозок.


Паромная грузопассажирская линия Балтийск-Усть-Луга (паромы «Амбал» и «Балтийск») обеспечивает доставку грузов без прохождения территорий сопредельных государств Балтии. Время в пути составляет 36-40 часов.

Железнодорожный паром «Амбал» (первоначально Railship III, год постройки 1990) является грузовым паромом, приспособлен для транспортировки железнодорожного подвижного состава и колесной техники.  На пароме имеются комфортабельные каюты на 12 пассажиров из числа сопровождающих груз, экспедиторов и водителей. Вес грузовой партии составляет в среднем 8 тыс. тонн. В месяц паром совершает 5-6 круговых рейсов.


Грузовой морской железнодорожно-автомобильный паром «Балтийск» (ранее Railship II, Finnrider, Rider, Baltijsk), построенный в 1984 году на верфи в Бремерхафене в Германии. Паром под именем Railship II был передан любекской компании ФРГ,  эксплуатировался на линии Травемюнде - Ханко, позже работал под названиями: Finnrider (с 2002), Rider (с 2004). В настоящее время эксплуатируется на паромной линии Усть-Луга - Балтийск. Ходил по маршруту в паре с пассажирским паромом Petersburg, до того, как тот был отправлен на линию Керченской паромной переправы летом 2014 года. Судном-близнецом является Амбал.

В 2006 года зарегистрировано в России (Санкт-Петербург) и переименовано в «Балтийск» после модернизации в Бремерхафене (ФРГ).  Паром вышел сначала на линию Санкт-Петербург - Любек, затем состоялся  первый коммерческий рейс по маршруту Усть-Луга - Балтийск продолжительностью 32 часа.  С 2020 года оператором парома «Балтийск» является компания «Новотранс».

По теме: Путешествие в Аджарию на морском пароме «Каунас Сивэйс»21 августа 2020 года на верфи Kuzey Star в Турции состоялся спуск на воду головного парома проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский». Судно, строящееся Невским судостроительно-судоремонтным заводом  в кооперации с турецкой верфью, было заложено в 2018 году, а первый серийный паром «Генерал Черняховский» - в 2019 году.
Новый паром «Маршал Рокоссовский».


https://ruwest.ru/upload/iblock/f9b/f9b0b9d01c1fe455284c4a0390aac794.jpg

Автомобильно-железнодорожный паром-газоход ледового класса «Маршал Рокоссовский» может работать круглый год и в зимнюю навигацию ходить без помощи ледоколов. Паром предназначен для перевозки железнодорожных вагонов и других накатных грузов. Имеет две грузовые палубы. Также судно может перевозить опасные грузы, и берет на борт до 30 рефрижераторных контейнеров (20-футовых). Паром строился с учетом новых экологических требований на Балтийском море. Использование экологически чистого топлива позволит уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20-30 %, оксидов азота - свыше 90 %, оксидов серы и сажи - на 100 % по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе.

Технические характеристики парома: длина - 200 м, ширина - 27,4 м,  осадка - 6 м и эксплуатационная скорость - 16,5 узлов. Численность экипажа - 24 человек, численность пассажиров - 12 человек.

Однопутная неэлектрифицированная  47- километровая железная дорога из Балтийска до Калининграда  обеспечивает  работу паромной переправы и пассажирские перевозки - по линии курсирует дизельный поезд и рельсовые автобусы. В 2008 года началось строительство автомагистрали Приморское кольцо с ответвлением к Балтийску.

***






До Второй мировой войны Пиллау был популярным местом отдыха. В районе современного посёлка Мечниково располагался известный в Германии курорт «Нойхойзер». После войны город стал закрытым, сейчас въезд российских и иностранных граждан разрешён. Существовали планы по созданию  свободно-экономической зоны и центра международного туризма, однако пока туристическая инфраструктура развита слабо.

Небольшая гостиница «Золотой Якорь» построена в 1909 году как «Остзейский отель». Здесь останавливались  народные артисты Николай Крючков, Михаил Жаров, Людмила Чурсина, Владимир Меньшов, поэт Иосиф Бродский, певец и композитор Андрей Макаревич, Юрий Шевчук и группа ДДТ; космонавты: Алексей Леонов и Павел Беляев, композитор Оскар Фельцман, главный строитель «Северной верфи» -  Герман Цветков.

Основные туристические направления - экологический туризм на Балтийской косе и осмотр достопримечательностей. Ежегодно в последнее воскресенье июля День Военно-морского флота на морском канале Балтийска проходит большой парад соединений Балтийского флота, собирающий много зрителей. В городе открыт культурно-оздоровительный комплекс «Прибой» (ныне «ЦСКА») с аквапарком. Жители Калининградской области предпочитают кратковременные поездки в Балтийск, на выходные, для рыбалки и водного туризма.

В территорию Балтийского городского округа входит участок Балтийской косы, которая отделяет Калининградский залив от Балтийского моря. Балтийская коса является одним из приоритетных направлений развития туризма  на Янтарном побережье Калининградской области.  Общая протяжённость российского участка косы - около 25 километров, ширина составляет 300-1800 метров. В советское время эта местность была практически полностью закрытой для гражданских лиц, здесь сохранилась почти нетронутой уникальная природа Балтийской косы.  На российской части косы расположены посёлки Коса и Рыбачий - административно районы города Балтийска. Между Балтийскую косой и Балтийском организована грузо-пассажирская паромная переправа: ежедневно автомобильные паромы «Нида» и «Вистула» совершают регулярные рейсы между косой и городом.

Местный климат переходный от умеренно морского к умеренно континентальному с мягкой зимой и относительно прохладным летом, когда а августе морская вода прогревается в августе  в среднем до 19,2 °С (максимальная - 26,7 °С).

Городской неблагоустроенный пляж Балтийска.


На польской стороне косы расположены три посёлка, включая популярный курорт Крыница Морска, один из лучших на балтийском побережье. Во времена Третьего Рейха здесь была построена резиденция любовницы Адольфа Гитлера Евы Браун.

Вид польского курорта Крыница Морска на Балтийской (Вислинской) косе


https://poland2day.com/wp-content/uploads/2018/05/DJI_0374-min.jpg

В 2004 году в Калининградской области разразился скандал вокруг намерения польских властей построить в заповеднике на Балтийской (Вислинской) косе судоходный канал, который позволит  заходить в лагуну Вислы  кораблям НАТО, что представляет угрозу российской безопасности.

Но поляки с февраля 2019 года начали строительство канала, он создаст второй проход между Калининградским и Гданьским заливом. Это позволит морским судам заходить в польский порт Эльблонга, не пользуясь российским Балтийским проливом, что сэкономит более 100 км пути. Кроме того, новый пролив позволит судам заходить в порт Эльблонга без разрешения российских властей, которые периодически блокируют или ограничивают движение судов в зависимости от их осадки или страны регистрации. В Польше был создан специальный фонд для сбора денежных средств на строительство канала,  стоимость сооружения составит около $20 млн.

Эльблонг (128 тыс. жителей) основан в устье одноимённой реки крестоносцами в 1237 году. В 1945 году во время подготовки к штурму города советскими войсками здесь был арестован  капитан Александр Солженицын. Будущий западный лауреат Нобелевской премии по литературе стал одним из главных антисоветских колоколов.
Планируемая длина составит 1305 метров, канал предназначен для прохождения судов с осадкой до 4 метров, длиной до 100 метров и шириной до 20 метров. Строительство канала будет завершено в 2022 году.

Добро пожаловать в Балтийск!


Города-побратимы Балтийска:  Нефтеюганск (Россия), Карлскруна (Швеция), Эльблонг и Ныса (Польша), Севастополь и Серпухов (Россия).

Западный форпост России. Путешествие из Калининграда в Балтийск вдоль Янтарного берега
Балтийск. Западный военно-морской форпост России
Балтийск. Трудовая жизнь и достопримечательности самого западного анклава российского туризма

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»Подписаться

Добавиться в друзья






Путешествия, Балтийск, Россия, Калининградская область, История

Previous post Next post
Up