Абхазия. Религиозный раскол. Новый Афон

Aug 14, 2021 13:25

Владимир Дергачев


Автор: Photo: Hons084 / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37204531
Вид из Анакопийской крепости на Новоафонский монастырь

Православная церковь в Абхазии (или Пицундский католикосат) с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии, над территорией которой иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви (Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия). Де-факто православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ.

Существовавшая исторически автономная церковь в настоящее время не получила признания со стороны поместных православных церквей, произошёл внутри церковный раскол.
15 мая 2011 года Церковно-народное собрание, прошедшее в Новоафонском православном монастыре по инициативе архимандрита Дорофея (Дбара),  провозгласило автономную Священную митрополию Абхазии, которая постепенно должна быть преобразована в автокефальную Абхазскую православную церковь.

Важная проблема Абхазии связана с религиозной принадлежностью местного населения, где имеют место как христианство и ислам, так и язычество. При этом процессу укрепления православия в Абхазии препятствует формальная принадлежность этой республики к канонической территории Грузинского патриархата. Руководство Русской православной церкви не заинтересовано в изменении этой ситуации, так как Грузинская православная церковь ее активно поддерживает в длительном конфликте с Константинопольским патриархатом. (Владимир Евсеев Абхазия на перепутье. - Интернет-портал «Институт геополитики».  http://dergachev.ru/geop_events/070714.html).

22 октября 2018 года Церковный Совет Абхазской Православной Церкви выступил с заявлением, осуждающим действия Константинопольского Патриархата на Украине. Церковный Совет поддержал позицию Русской Православной Церкви и призвал «не вступать в молитвенное и евхаристическое общение с теми, кто разделяет и пытается властвовать, попирая церковные каноны и правила».

Средневековый религиозный центр Абхазии находится в селе Лыхны в Гудаутском районе.  здесь сохранился храм, руины  дворца  абхазских царей  и летняя резиденция владетельных князей Чачба, разрушенная в 1866 году после абхазского восстания по приказу русских властей. На протяжении столетий на обширной Лыхнинской поляне собирались абхазцы, чтобы обсудить важные проблемы и принять решения. В настоящее время здесь ежегодно отмечается праздник урожая.

На окраине села сохранились развалины христианского храма VI-VII веков. В X веке на Поляне была возведена  православная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Её фрески XIV века выполнены под влиянием византийского искусства и украшены дюжиной грузинских и греческих надписей. В 2007 году храм  был включен в список недвижимых культурных памятников национального значения Грузии. Внутри церкви находится усыпальница князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.

Абхазский князь в 1810-1821 годы Георгий II Шервашидзе (при рождении Сафар-Али-бей Чачба-Шервашидзе) -  незаконнорожденный сын Келеш Ахмед-бея Чачба. В раннем возрасте был отправлен аманатом в Санкт-Петербург. После того как в 1808 году его брат, Чачба Аслан-бей по одной из версий  убил своего отца, чтобы завладеть абхазским престолом, Сафарбей был вынужден скрываться в соседней Мегрелии под защитой мегрельского князя. Принял православие с именем Георгий и с помощью мегрельского дворянства безуспешно пытался захватить власть в Абхазии.

В 1809 году Шервашидзе подписал «всеподданнейшие просительные пункты», в которых попросил российского императора Александра I взять Абхазию под свою защиту, он отдавал себя и «всё находящееся в Абхазии в наследственное подданство … монарха всероссийского» при условии, что сам Сафарбей станет новым правителем княжества. Несмотря на то, что владетелем был его брат Аслан-бей, а сам он находился в Мегрелии. В 1810 году просьба была удовлетворена, и Абхазия получила покровительство Российской империи, о чем свидетельствует Грамота (Манифест о присоединении), данная императором Александром I владетелю Абхазии князю Георгию Шервашидзе, в которой российский император заявил о признании государственности Абхазии и о распространении на неё протектората России.

После решающих побед во время второй русско-турецкой войны русские войска смогли изгнать протурецкую партию, а также оставшиеся турецкие войска из региона. 17 февраля 1810 года Александр I утвердил Сафарбея Шервашидзе в качестве нового правителя Абхазии.

Был женат на княжне Тамаре Дадиани, дочери Владетельного князя Мегрелии Кации II (1757-1788), у них было четверо сыновей.

Действующий храм Успения Божьей Матери X-XI века на Лыхненской поляне. Здесь и далее фотографии Виолетты Зоновой.


В 2010 году абхазскими властями была начата реставрация церкви. Работы, по мнению грузинских специалистов, сопряжены с риском нарушения подлинности.






Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы Х века расположен в  центре села Моква, в 15 км к северу от райцентра Очамчира. Собор был построен абхазским царём Леоном III. Облик храма сближается с христианскими памятниками Киевской Руси, возведенными в византийском стиле. В храме находятся несколько склепов, в том числе с останками последнего владетельного князя Абхазии Михаила Чачба (Ширвашидзе) (1806 - 1866) и его сына Георгия.

Михаил Шервашидзе, последнего владетельный князь Абхазии (с 1822 и по 1866 годы), генерал-адъютант русской императорской армии, награжден  шестью российскими орденами. Георгия. Поскольку правящая абхазская династия исповедовала ислам, при рождении он получил турецкое имя Хамуд-бей. Отец заставил сына принять православие и отправил его в Тифлис в штаб главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом. За время Кавказской войны князь Шервашидзе неоднократно участвовал в экспедициях российских войск против горцев и за отличия в этих экспедициях получил чины вплоть до генерал-адъютанта. Во время Крымской войны был заподозрен в измене и связях с туркам, сослан в Воронеж, где и умер.

Светлейший князь Георгий Михайлович Шервашидзе (1846-1918) - наследник абхазского престола с 1866 года, поэт, общественный деятель Грузии. В 1866 году восставшие абхазы провозгласили Георгия Шервашидзе своим правителем, за что после подавления восстания он выслан в Россию. Служил в Оренбургском казачьем войске, в Одесском военном округе, с 1872 по 1875 годы - в отставке, затем снова на службе. Адъютант наместника Кавказа (1875), штабс-ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка (1876), флигель-адъютант (1879), состоял в Свите (1880-1881). Право вернуться на родину получил только в 1905 году, жил в Кутаиси.








В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии на базе храма основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а после революции его разграбили. В 1968 году отмечался 1000-летний юбилей Моквского собора, была проведена частичная реставрация. Рядом с собором сохранились руины колокольни.






Христианский храм Святого Георгия Победоносца в селе Илори, в Очамчырском районе является  образцом грузинской архитектуры XI века. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня. Храм возведен на месте одного из семи главных абхазских языческих святилищ, расположенного  в низинной местности, окруженной дубовым лесом, где прибывал божество Елыр-ныха. . Название переводится с абхазского языка как  «правосудие». Во времена становления христианства в Абхазии духовенство возводило храмы в местах, особо почитаемые местным населением. В течение столетий храм имел особое значение для абхазцев,  в сложных жизненных ситуациях люди обращались к этому святому месту. Здесь приносили очистительную присягу, чтобы снять с себя подозрения в постыдных поступках или преступлениях. Считалось, что молитвы, произнесенные в Илоре, всегда доходили до Бога.






С Илорским храмом  связано много  народных легенд и преданий. Однажды князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, олень скрылся в густых зарослях. Следы крови привели охотника к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на том месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.

Легенда об «илорском чуде» встречается у многих авторов. В день памяти Святого Георгия Победоносца возле храма устраивались большие ярмарки.

Накануне праздника двери церкви закрывали, и князь собственноручно опечатывал их печатью. На следующее утро в открытом храме обнаруживали быка.  Люди верили, что его неведомым путем приводил сам Святой Георгий. Бык по велению князя закалывался, а его мясо раздавалось по маленькому кусочку только мужчинам.

В 1733 году храм в Илоре разорили турки, которые были изгнаны в том же году.  Как отмечал грузинский царевич, историк и географ Вахушти Багратиони,  эта победа была «чудом, сотворенным Святым Георгием, так как в ту ночь он велел абхазам выступить и придавал силу в сражении».

В Илорском храме хранились древние иконы и различные приношения покровителю церкви и окрестных земель. Во второй половине XIX века в ризнице еще оставалось множество предметов старины, включая знаменитую золотую чашу. В храме было несколько глубоко почитаемых древних икон Cвятого Георгия, одна из них была известна как чудотворная.Сегодня в Илорском храме ежедневно проводятся богослужения. В церкви хранятся частицы мощей Cвятого Георгия Победоносца, мироточащие и даже кровоточащие иконы. Храм  посещают паломники из-за рубежа.

***
Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь расположен у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона с Афона (Греция) (Константинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».


https://i.ytimg.com/vi/bRPJLQ-zH2Y/maxresdefault.jpg

У въезда в поселок Агудзера располагается храм святого Илии Пророка, привлекающий внимание своей необычной архитектурой. Храм был построен в 1908 году известным меценатом, лесопромышленником Николаем Смецким. На рубеже столетий этот костромской помещик приобрел в Сухуме в районе Гулрыпша и Агудзеры несколько участков земли, где устроил дендрарий с редкими субтропическими растениями, санатории для легочных больных.

Церковь, освященная во имя Георгия Победоносца, недолго оставалась храмом. В годы советской власти в храме располагались библиотека, курсы, складские помещения. Возрождение храма началось после грузино-абхазской войны, его освятили во имя Илии Пророка. Ведется  работа по реконструкции храма и  восстановлению церковного хозяйства. Силами прихожан к храму пристроена трапезная и баптистерия (крестильная). В храме Илии Пророка богослужения ведутся на древнеславянском и абхазском языках, а византийские песнопения - на древнеславянском, греческом и абхазском.








Абхазия. Маленький, бедный, но гордый форпост российской геополитики на Кавказе 
Нестор Лакоба. Друг Сталина, строивший коммунизм. «Враг народа» посмертно
Атомный проект. Совершенно секретные объекты в Абхазии
Абхазия. Религиозный раскол. Новый Афон
Абхазия. Бывшая всесоюзная здравница для народа. Столица Сухум, Гагры, Гульрипш
Абхазия. Специальные объекты для отдыха советских  вождей
Абхазия. Воспоминания об отдыхе в Золотой бухте между госдачами Хрущева и Сталина
Абхазия. Воспоминания. Безрассудный переход через закрытый Клухорский перевал. Кодорское ущелье войны и мира
Абхазия. Черноморская жемчужина курорт Пицунда. Природный антидепрессант
Абхазия. Кавказская жемчужина озеро Рица

Добавиться в друзья






Путешествия, Новый Афон, Абхазия, Религия, История, Православные монастыри

Previous post Next post
Up