Мировой круизный рынок. До и после падения

Jan 09, 2021 10:03

Владимир Дергачев


https://www.tourprom.ru/site_media/images/upload/2019/12/3/newsphoto/norvegi.jpg
2020 год. Штиль у круизных терминалов

В настоящее время мировая туристическая индустрия находится в состоянии глубокого кризиса из-за пандемии COVID-19, а круизное судоходство испытывает крупнейший и беспрецедентный кризис со времен Второй мировой войны. Только террористическое нападение на США в 2001 году привело к снижению круизного судоходства за пределами американского рынка на 30-40%. Эпидемии SARS в 2003 году и свиного гриппа в 2008 году в Китае практически не оказали влияния на работу круизного судоходства.

Мировой круизный флот, насчитывающий более 320 круизных судов вместимостью 550 тыс. пассажиров вынужден был прекратить работу и встать на отстой к апрелю 2020 года. Бизнес, ориентированный на 27 млн. круизных туристов в год, прекратился в течение трех месяцев после начала эпидемии во всех портах мира.

В последнее десятилетие  круизное судоходство в мире развивалось небывалыми темпами, стремительно строился новый флот и увеличивался тоннах лайнеров. Только с 2018 по 2020 год, по данным www.statista.com , было построено 37 новых круизных судов стоимостью 7 млрд. евро. До 2025 года запланировано строительство еще более 50 круизных судов для ведущих мировых брендов, а общая вместимость круизного флота, соответственно, должна вырасти почти вдвое, и достичь 1 млн. пассажиров.

В мире насчитывается около 90 компаний из 26 стран, выполняющих морские круизы. В настоящее время большинство крупнейших круизных операторов принадлежат компаниям из США (Carnival Corporation PLC, Royal Caribbean International, NCL Cruise Holding), это примерно 85% мирового флота. Исключение составляют компания MSC Cruises и ряд небольших региональных операторов, которые зарегистрированы в Европе. Круизные суда разделяются на эконом, стандарт, премиум, люкс и экспедиционные классы, от которых зависит уровень комфорта, качество еды, развлечения и экскурсии, количество пассажиров и обслуживающего персонала. Самый крупный круизный лайнер Symphony of the seas вмещает 6680 пассажиров и экипаж 2200 человек. Насчитывается пять люкс-компаний: Silversea Cruises, Crystal Cruises, Regent Seven Seas Cruises, Ponant и Seabourn. Люксовые компании имеют всего  от 100 до 350 кают при высокой цене,  доходящей в капитанских сьютах до 150 тыс. долларов.

Вспышка коронавируса на борту Diamond Princess в феврале 2020 года нанесла большие репутационные потери,  в результате морской круизный туризм был практически остановлен. Акции основных круизных компаний начали снижаться,  компании понесли миллиардные убытки, потеряв более 70% своей стоимости. За девять месяцев 2020 года продажи у трех крупнейших операторов - Carnival Corporation & PLC, Royal Caribbean Group и Norwegian Cruise Line - упали на 65-75%. По оценкам круизной ассоциации, приостановление поездок привело к сокращению экономической активности на более чем $25 млрд. и сокращению 164 тыс. рабочих мест только в США. Круизные компании по всему миру берут взаймы миллиарды, рефинансируют и продают суда, надеясь отправиться в плавание в 2021 году. Совокупные убытки, понесенные круизными линиями и береговым обслуживанием, составили в 2020 году триллионы долларов.
Из-за пандемии круизные компании вынуждены нести огромные убытки, суда стоят с экипажами в различных портах мира, их обслуживание и снабжение обходится в сотни тысяч долларов в месяц. Большинство новых судов построены на кредитные средства банков, что приводит к мультипликативному эффекту в части роста расходов при полном отсутствии выручки.
К осени 2020 года Ассоциации круизных международных компаний удалось согласовать новые санитарные правила безопасности пассажиров. Суда были переоборудованы новейшими очистительными и воздушными системами, обновились протоколы питания, введены в действие онлайн платформы, помогающие пассажирам регистрироваться онлайн, заказывать услуги и сервис, в целом ориентироваться на борту.

30 октября американский Центр по контролю за заболеваниями (Center for Disease Control/CDC) выпустил Рамочное постановление об условиях работы круизных лайнеров в водах США. Для возобновления перевозки пассажиров компаниям необходимо создать лаборатории на судах и принять меры для изоляции или карантина пассажиров на берегу. Прежде чем лайнерам разрешили осуществлять рейсы, им пришлось провести имитацию плавания с волонтерами, изображающими заболевших пассажиров. Всего через несколько дней после отмены запрета на круизы, у нескольких пассажиров на борту лайнера SeaDream 1, находящегося в Карибском море, обнаружили COVID-19. Американские круизные компании из-за жестких правил безопасности были вынуждены по собственной инициативе отменить рейсы, пока до конца 2020 года.

Аналитики Конференции ООН по торговле и развитию прогнозируют, что мировой туристический бизнес может недосчитаться в 2020 году до $3,3 трлн.  Даже если восстановление отрасли начнется в 2021 году, потребуется несколько лет, чтобы круизная индустрия вышла на уровень 2019 года. С 2017 по 2019 годы количество туристов на борту круизных лайнеров выросло с 26 млн. до 29 млн., а в 2020 году сократилось до 8 млн. человек.  Прогнозируемое количество гостей в 2021 году составит около 17 млн. человек,  в 2022 - 22,5 млн.  и только  в 2024 году,  может быть,  незначительно превысит докризисный уровень.

Карта показывает вклад туристического бизнеса в ВВП европейских государств (в процентах) задолго до пандемии COVID-19. 


Источник: https://buff.ly/2UREUXz

Власти Венеции ввели запрет на вхождение круизных лайнеров в исторический центр города. Жители на протяжении многих лет выступали за запрет круизных лайнеров, которые разрушают фундаменты домов и заполоняют каналы. Теперь швартовка судов в городе запрещена.  Радикальные меры были приняты после инцидента с лайнером MSC Opera в июне 2020 года. Гигантское судно столкнулось с туристическим двухпалубным кораблем и врезалось в причал. В 2021 году треть судов будет швартоваться в удаленных от города портах, а в будущем для лайнеров построят новый порт.

В ноябре 2020 года в Сингапуре запустили пилотные круизы операторов Genting Cruise Lines и Royal Caribbean .При этом максимально допустимый порог загруженности судна  - 50%. Кроме того, поездки доступны только резидентам Сингапура. До посадки на лайнер пассажиры и члены экипажа должны сдают тест на коронавирус, а на борту необходимо носить маски и соблюдать социальную дистанцию  Лайнеры в недельных круизах не будут заходить в другие порты. Фактически это шаг отчаяния, смена изоляции на берегу, изоляцией на борту судна.

Лишившись доходов от туристической отрасли из-за пандемии, страны Карибского бассейна устроили распродажу «золотых паспортов». Теперь приобрести гражданство островных государств можно значительно дешевле

***
Акции круизных компаний на мировых биржах, по оценке экспертов, снизились на 85-90% за последние несколько месяцев, некоторым крупным компаниях грозит перспектива банкротства. По данным www.businessinsider.com , потери крупнейшего оператора круизных судов Carnival Corporation PLC (оперирует флотом в 130 судов)  за 2 квартал 2020 составили  $4,4 млрд. У других компаний похожая ситуация, финансовые потери приводят к увольнениям берегового персонала, остановке и отмене контрактов на строительства новых судов, продаже и утилизации устаревшего флота. Это, в свою очередь, ведет к рекордно низким ценам на вторичном рынке пассажирских судов.

Объявлено о продаже на слом всех судов компании Pulman Tour, входящей в холдинг Royal Caribbean Int ( www.cruiselawnews.com ). По данным ресурса www.cruisecritic.co.uk , компания Carnival Corporation Plc продала 13 судов различных брендов возрастом более 15 лет. Компания Pulmantour Cruises сдала на металлолом два больших судна. Соответственно в настоящий момент сложилась уникальная ситуация на мировом круизном рынке в отношении возможности приобретения круизных судов отличного качества по минимальным ценам. Стоимость некоторых судов (вместимостью 1500 - 2000 пассажиров) доходила на рынке до 10 млн. евро. Привлекательность цен объясняется и тем, что стоимость металлолома на мировых рыках сейчас также минимальная, а круизные компании вынуждены продавать флот возрастом 15-20 лет. В результате сейчас можно купить круизные лайнеры постройки 1990-2005 годов за $10-15 млн., или за 10-15% их докризисной стоимости.

***
Кризис в туристической отрасли из-за коронавируса заставляет владельцев круизных компаний отправлять часть флота на металлолом. На судоразделочную  турецкой верфи Алиага, для утилизации пришло восемь круизных лайнеров из США и Великобритании. Одним из лайнеров является Carnival Fantasy американской крупной круизной компании Carnival Cruise Line. Судно совершило свой первый рейс в 1990 году и только в 2019 году прошло капитальную реновацию. Carnival Corporation  выведет из действующего флота 13 судов.

Снимок сделан на верфи турецкого города Алиага, что в 30 км от Измира. В 2020 году бизнес по утилизации судов вырос на 30 % в сравнении с предыдущим годом.


Getty Images, Reuters

На верфи в Алиаге работают около 2,5 тыс. человек, которым требуется около шести месяцев, чтобы полностью разобрать пассажирское судно. За год верфь увеличила объемы демонтированной стали с 700 тыс. т до 1,1 млн. при этом неметаллическая фурнитура судов не пропадает и будет востребованной, так как гостиничные операторы приходят на верфь за полезными материалами.


Reuters https://www.business-vector.info/wp-content/uploads/2020/11/zast.jpg

На паромном рынке ситуация  относительно лучше, чем в круизном судоходстве, так как пассажирские паромы могут перевозить грузы и частично восстановили трафик на европейских маршрутах. Тем не менее, ряд операторов в Скандинавии испытывают серьезные трудности из-за кризиса, так как высокий сезон 2020 года уже потерян, а в низкий сезон компании работают на минимальном или отрицательном уровне рентабельности.

Круизный бизнес в России. За сезон 2020 года в Санкт-Петербург было совершено 146 судозаходов с 22 тысячами туристов на борту, тогда как в 2019 году -  500 судозаходов с 95 тысячами человек. 8 ноября 2020 года речной флот компании «ВодоходЪ» завершил навигацию. Компания на протяжении многих лет удерживает звание крупнейшего оператора речных круизов России, активно проводит модернизацию и реновацию флота, разрабатывает новые направления. В 2020 году началась навигация нового круизного лайнера класса Люкс  «Мустай Карим». Он спроектирован Морским Инженерным бюро и построен на верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде по заказу компании "ВодоходЪ". Вместимость: 329 туристов и 144 человека экипажа, максимальная скорость  22,5 км/час. 22 августа теплоход отправился в свой первый круиз по направлению Москва - Санкт-Петербург, а в сентябре - по Азовскому морю. Судно относится к классу "река-море" и является уникальным на российском круизном рынке. В 2020 году теплоход совершил 12 рейсов с 2,5 тыс. туристов на борту. Лайнер можно сравнить с пятизвездочным отелем на воде, оснащенным комфортабельными каютами, удобными и функциональными зонами отдыха: ресторанами и барами с панорамными видами, винной библиотекой, с уникальным собранием шедевров литературы и коллекционных вин, спортивно-оздоровительным комплексом с сауной  и услугами профессиональных массажистов, большой солнечной палубой.
Теплоход "Александр Пушкин" класса "ВодоходЪ. Премимум" в июле открыл прямые круизы на Соловецкие острова. "Максим Горький" класса "Люкс" совершал с туристами рейсы по Енисею и за время навигации из Красноярска в Дудинку шесть раз пересек полярный круг. На плато Путорана на вертолетной экскурсии побывало более 200 туристов.

Благодаря компании более 1300 туристов вернули часть потраченных средств на туры. Такого результата удалось достичь за счёт участия "ВодоходЪ" в программе кэшбэка, организованной Ростуризмом при участии платежной системы "МИР". Благодаря акции «Билет в подарок» (до места отплытия) туристы расширили географию своих маршрутов и смогли оптимизировать транспортные расходы.

Осенью "ВодоходЪ" совместно с телеканалом "Моя Планета" запустили проект, повествующий о путешествиях по главным рекам России: Волге, Дону и Енисею. У телезрителей появилась возможность увидеть все чудеса путешествия и отдыха на теплоходах.

Самый длинный круиз составил 26 дней на теплоходе "Сергей Кучкин" по направлению Астрахань - Санкт-Петербург - Карелия - Астрахань, а самый короткий рейс меньше суток, совершил теплоход "Николай Чернышевский" по направлению Нижний Новгород - Макарьево - Нижний Новгород.

В топ-3 популярных круизов у туристов вошли: Соловецкие острова; круизы по Азовскому и Черному морям; классические маршруты из Москвы до Санкт-Петербурга. Самый посещаемые локации в завершившейся навигации: города Углич и Мышкин, остров Валаам.

В России сезон 2020 года, хоть и с задержкой в два месяца, состоялся, и круизные речные компании «выплыли» с минимальным ущербом. Вынужденный простой вначале сезона удалось компенсировать последующей хорошей загрузкой.  Общие потери не превысили 30-35% пассажиропотока. Из-за закрытия границ пришло много новых клиентов, а в  2021 году в круизы отправится 20-25% новых туристов.

Эксперты с оптимизмом смотрят в будущее. Правда, круизные кампании  предупреждают клиентов, что многие туристы перенесли свои речные путешествия с 2020 на 2021 год, поэтому круизные лайнеры  частично заполнены. Продолжится переориентация некоторых теплоходов, работающих с иностранными туристами, на отечественный рынок. Например, теплоход «Сергей Дягилев» планирует работать предстоящий сезон с русскими туристами. Также для россиян будут доступны теплоходы класса «комфорт +" и «премиум»: «Максим Литвинов», «Принцесса Анабелла», «Иван Бунин», «Антон Чехов», «Волга Стар». Это послужит своеобразным драйвером к повышению качества сервиса в здоровой конкурентной среде.

В России активно обсуждаются варианты воссоздания туристической отрасли после пандемии, включая морской туризм на Балтике, Черном море, Арктике  и на Дальнем Востоке. Исходя из сложившейся в мире ситуации,  привлекательна  возможность покупки на рынке уже готовых круизных  лайнеров по минимальным ценам.  В этом случае удастся выиграть время и деньги, а к моменту восстановления морского туристического рынка Россия сможет создать национальную компанию для организации морского туризма из портов Российской Федерации.

Западный Арктический регион России на круизном рынке представлен портами Мурманск, Архангельск и портопунктом Соловки. Международные круизные компании, например Norwegian Cruise Line Holdings, регулярно включают в маршруты  лайнеров класса «Люкс» порты Мурманск и Архангельск, совмещая их с посещением жемчужины Белого моря - Соловецких островов. Маршрут вокруг побережья Северной Европы к берегам Новой Земли, впервые проделанный в далеком 16 веке легендарным голландским мореплавателем Виллемом Баренцем, спустя столетия привлекает внимание туристов из разных стран. Такие компании, как Hapag-Lloyd Cruises и Silversea cruises, располагающие флотом судов, специально построенных для экспедиционных круизов, в том числе  по Арктике и Антарктике, готовы рассматривать варианты с посещением Земли Франца-Иосифа и Новой Земли.

В 2021 году в России  продолжится тенденция к росту внутреннего речного туризма, позволяющего более глубоко  познакомиться с историей, культурой своей страны и насладиться речными красотами и отдыхом  на воде. Из-за закрытия границ увеличится  спрос на люкс-сегмент круизного рынка. В 2021 году в речные круизы отправится до 25% новых туристов, которые никогда ранее не выбирали этот вид отдыха. Будут развиваться авторские туры и экспедиционные круизы, значительно увеличится спрос на экскурсионный,  познавательный и гастрономический туризм.
***
Наряду с мировой туристической индустрией 2020 год стал худшим в истории гражданской авиации, по итогам года  прогнозируются убытки $84,3 млрд. По информации  Международной организации гражданской авиации в 2020 году из-за пандемии Covid-19 и сокращения авиационного трафика мировая авиационная индустрия потеряла 51% пассажиров - общее сокращение составляет до 2,892 млрд. человек. Приблизительные финансовые потери авиакомпаний составляют свыше 390 млрд. долларов США.

По прогнозам IATA, в 2020 году пассажиропоток упадет примерно на 66% в сравнении с прошлым годом, до 2,25 млрд. человек (уровень 2006 года). При этом, коэффициент загрузки кресел в среднем составит 62,7%, это примерно на 20 % ниже рекордного 2019 года - 82,5%.

В первую половину 2021 года ситуация останется тяжелой, гражданскую авиацию ждет общее сокращение кресел в самолетах до 42%, сокращение пассажиров - до 1,238 млрд., финансовые потери -  до 179 млрд. долларов США. По оптимистическим прогнозам, восстановления трафика может произойти лишь в  начале 2024 года.

***
На фоне упадка мирового круизного судоходства Китай начал реализацию  программы, предназначенной исключительно для китайских туристов. Миллионы жителей Поднебесной могут совершить круиз, организованный отечественной компанией Astro Ocean International Cruise Co. Ltd. Получивший зелёный свет международный круизный маршрут будет начинаться, и заканчиваться в Шанхае с заходом исключительно в порты КНР, Вьетнама и Японии. Иностранным судам по-прежнему запрещено заходить в китайские порты, и международные круизные компании Carnival Corp. и Royal Caribbean Group, вложившие немалые средства в индустрию, лишаются этой возможности.  Круизные лайнеры под  иностранными флагами могут заходить только в Сингапур и Тайвань. Это не может компенсировать для Carnival Corp. и Royal Caribbean Group потерянные 2,5 млн. китайских туристов. Пекин требует обязательного введения в международный круизный бизнес китайского капитала на основе создания совместных предприятий в КНР. Как сообщает The Wall Street Journal  компания Genting Cruise Lines, входящая в состав малайзийского конгломерата Genting Bhd, получила согласие китайских властей развернуть круиз на Хайнань в Санью. Условием этого стала передача контрольного пакета акций совместного предприятия китайскому партнёру. До пандемии коронавируса китайский рынок был вторым по величине для мировой индустрии. Половина пассажиропотока приходилась на США, а Китай занимал менее 10%.  Но после пандемии в связи с ужесточением условий круизов в других странах,  Поднебесной прочат первенство на мировом рынке. Поэтому международные операторы для сохранения доли рынка требуется  договариваться с китайцами на их условиях. Инвесторы рассматривают Китай как единственную страну, оставшуюся на плаву после пандемии коронавируса.

До пандемии в круизную столицу Флориды Форт-Лодердейл в сезон  за сутки заходило до десяти круизных лайнеров.


https://www.cruisegid.ru/assets/gallery/804/14396.jpg

Читайте в Ландшафтах жизни: Морские круизы (34 статьи)

Источники:
Софья Винарова Морской круиз в глубоком кризисе https://portnews.ru/comments/2870/
В Турции начали массово разбирать круизные лайнеры на металлолом.
https://cfts.org.ua/news/2020/10/05/v_turtsii_nachali_massovo_razbirat_kruiznye_laynery_na_metallolom_foto_61098 5 октября 2020.
Круизный рынок. Как не потонуть в сезоне 2021 года. https://profi.travel/articles/48944/details
Александр Петров КНР возрождает международные круизы, но только для своих компаний. http://www.e-vesti.ru/ru/knr-vozrozhdaet-mezhdunarodnye-kruizy-no-tolko-dlya-svoih-kompanij/

Добавиться в друзья




Путешествия, Круизы, Россия

Previous post Next post
Up