Португалия. Лиссабон. Национальный музей карет

Nov 21, 2020 11:39

Владимир Дергачев, фотографии Антона и Анны Дергачевых


Церемониальная карета королевы Марианны Виктории Испанской (1718 - 1781). Карета изготовлена в Португалии в 1729 году

Национальный музей карет  расположен в Лиссабоне на площади Афонсу де Альбукерке,  в историческом районе Белен. Музей обладает одной из лучших коллекций старинных экипажей в мире и является одним из самых посещаемых в португальской столице. Собрание содержит многочисленные экспонаты XVI-XX веков, включая  роскошные кареты монархов.  При музее работает научная библиотека и реставрационная мастерская.

История музея берёт начало в 1726 году, когда король Жуан V приобрёл несколько домов, дворец и арену на берегу реки Тежу.  В 1786 год по инициативе сына короля, который увлекался верховой ездой,  старый стадион для скачек снесли и к 1828 году построили новый. В 1905 году манеж, украшенный  росписями, плитками и гравюрами, переделывают в музей, а  1940 строят дополнительный зал. В 1994 году  правительство Лиссабона приобретает коллекцию карет. В 2010 году произошло открытие нового музейного здания. Официальный сайт музея на английском языке: http://museudoscoches.gov.pt/en/.

Музей расположен в современном здании, сооруженном в стиле  хай-тек и старом манеже.


https://img.tourister.ru/files/2/2/7/7/0/6/3/7/original.jpg?t=1601385197387



В  музейной коллекции представлено свыше 20 видов карет, включая коляски, купе, седаны, кабриолеты, милорды и т. д. К некоторым моделям для наглядности приставлены фигуры лошадей. Все транспортные средства являются подлинными.  Есть особо ценные кареты, которые принадлежали знатным и королевским особам: экипаж королевы Марии Франциска Савойской, короля Педро II, Папы Римского Клемента XI, королевы Марии I и другие. Большинство карет украшено золотыми барельефами, росписями и кожаными салонами. Более скромные варианты появились в середине XIX века, например, почтовая карета. В отдельных залах демонстрируется собрание вещей, связанных с конными перевозками: колёса, охотничьи трубы, турнирные щиты для лошадей, наряды жокеев и т. п.

Экспонаты распределены по разделам: галерея живописи, конные игры, охота, униформа, сёдла и упряжь, отличительные знаки и т. д. В музее часто устраивают временные выставки. Например, выставлялись картины из серии «Короли и королевы Португалии», миниатюры известных экипажей и рисунки современных художников. В рамках просветительской деятельности проходят мероприятия, на которых знакомят посетителей с историей Португалии. Для детей есть интерактивные познавательные игры.

Здание Королевской школы верховой езды, возведенное в 1786 году, изначально являлось первым в мире музеем карет, официально открытым лишь в 1905 году. Внутреннее оформление выполнено по-королевски: потолок украшен медальонами с аллегорическими сценами конного искусства, построена балюстрада вокруг зала,  в деталях используются золотые барельефы. Историческое здание сохранено и отреставрировано.

Существует несколько тарифов для посещения музея: для взрослых 8 евро, школьники бесплатно, школа верховой езды 4 евро, музей и школа 10 евро. В первое воскресенье каждого месяца - бесплатные экскурсии.

Прежде чем войти в музей, напомним, что карета (от итал. Carretta, от лат. carrus - повозка) - закрытая пассажирская конная повозка с рессорами. Первоначально кузов кареты подвешивался на ремнях, с начала XVIII века стали использовать пружины, а с начала XIX века - рессоры. Наиболее часто кареты предназначались для личного пользования, а с позднего средневековья в Европе - в качестве общественного транспорта (дилижанс, омнибус и шарабан). Самым распространенным видом дилижанса можно считать почтовую карету. По одной версии слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими экипажами, когда  с середины XVII века они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились популярными среди московской знати. До этого использовались колымаги (закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия), берущие начало от колесных повозок кочевых народов. В этих экипажах передвигались женщины, иногда им пользовались больные и старики. Мужчины из боярских и дворянских родов предпочитали ездить верхом.

Основное ядро экспозиции национального музея карет в Лиссабоне - экипажи королевской семьи Португалии. Многие представленные транспортные средства были оставлены в дар португальским монархам от испанцев, австрийцев, датчан, французов и итальянцев.  Самый старинный экспонат датируется XVI веком. Прогуляемся по музею и прокомментируем наиболее примечательные экспонаты.

***
Карета португальского короля Филипа II  и испанского короля Филипа III  - самая старинная и некомфортабельная в экспозиции.  Филип II посетил Лиссабон в 1619 году, за два года до смерти, и весь путь из Мадрида проделал в этой карете. Тяжелые шторы служили единственной защитой от ветра и холода. Но в карете имелось оригинальное удобство - отверстие в сиденье, которое позволяло Его величеству  справлять по необходимости нужду в движущем экипаже.


Карета Марии Франциска Савойской - вторая по древности, принадлежала двоюродной сестре французского короля Луи XIV. Она была  супругой  двух братьев: первым мужем был король дон Афонсо VI, вторым - его брат король дон Педро II.


Карета португальского короля Педро II Спокойного (1648 -1706). Он не только унаследовал престол своего брата, но и в 1668 году женился на его бывшей жене (её предыдущий брак был аннулирован), королеве Марии Франциске Савойской-Немурской (1646-1683), которая весьма способствовала перевороту.


Эта золотая карета изготовлена по приказу австрийского императора Жозе I в 1708 году, для свадьбы его сестры Донны Марии Анны Австрийской с португальским королем Жуаном V.




Церемониальная карета королевы Марианны Виктории Испанской (1718 - 1781) изготовлена в Португалии в 1729 году. Дочь испанского короля Филиппа V прибыла  в Португалию в том году по случаю брака с будущим королем Жозе I. В те далекие времена короли стремились  заблаговременно устроить династийные браки своих совсем юных дочерей-принцесс.   Марианну Викторию обменяли на французскую принцессу в трехлетнем возрасте и в 1721 году отравили в Париж, где она была помолвлена с десятилетним  Людовиком XV. При достижении совершеннолетия (14 лет) должна была стать супругой французского императора.  Но альянс не состоялся, для будущего император нашли другую жену. Людовик XV правил рекордных 58 лет и вошел в историю крылато фразой «После нас хоть плотом». Марианна Виктория была одной из возможных претенденток и на роль будущей жены российского императора Петра II (1715 - 1730), внука Петра Великого, вступившего  на престол в 1727 году  в 11 лет  и в 14 лет умершего от оспы. Одним словом,  о каждой музейной карете можно рассказать много, особенно о судьбе их владельцев.


Вид карета королевы Марианны Виктории Испанской сзади.


Карета Океанов является жемчужиной коллекции,  выделяется  роскошью и богатством отделки. Триумфальная карета изготовлена в Риме в 1716 году специально для визита португальского посольства в Ватикан. Делегация была отправлена во время расцвета Португальской империи, когда золото, хлынувшее из Бразилии, сделало Жуана V самым богатым монархом Европы. Карета Океанов украшена позолоченными барочными фигурами - аллегория на тему португальских морских открытий  (Лето, Аполлон и Весна) и соединения морским путем двух океанов, Индийского и Атлантического (два бородатых мужчины с рукопожатием).


Рядом с каретой Океанов еще два ценных экземпляра, входившие в картеж, направленный в Ватикан. Карета Коронация Лиссабона. В центре скульптурной композиции девушки, олицетворяющей Лиссабон (в португальском языке Lisboa женского рода).


Коронационная карета Лиссабона. Триумфальный экипаж, часть набора из пяти тематических карет и десяти сопровождающих карет, включенных в посольское шествие к папе Клименту XI, отправленное в Рим королем Жуаном V в 1716 году. Открытый кузов в римском стиле обшит красным шелком и украшен позолоченными скульптурами из дерева в стиле барокко. Интерьер обтянут красным шелком с цветочными мотивами c золотыми нитями. Изготовлен в Риме в XVII веке. В передней части кареты изображен дух, который, кажется, управляет экипажем, а рядом - символические образы Героизма и Бессмертия.


Карета со столом. Этот экипаж использовался в 1729 году на церемонии «Обмена принцесс» на границе Португалии и Испании. По этому случаю Португалия передала Испании дочь короля Жуана V, принцессу Барбару Браганса, наследнику испанской короны Фердинанду VI для вступления в брак. В свою очередь приняла испанскую принцессу Мариану Витторию, дочь Филиппа V, чтобы выйти замуж за будущего короля Португалии, принца Жозе I.  Карета изготовлена в Португалии в 1729 году, внутри стоит съемный столик, от которого произошло название.






Как пишут посетители музея после его посещения - ««Карету мне, карету!».

Паланкин  - средство передвижения в виде укреплённого на длинных шестах крытого кресла или ложа, переносимого носильщиками. Паланкин  использовался многие столетия, особенно в культурах, где женщины были изолированы от общества вне их домов. Он переносится 2 или 4 лакеями с помощью кожаных ремней, надеваемых на плечи, с использованием двух съемных шестов, закрепленных на двух боковых металлических опорах.

Паланкин в португальском музее был изготовлен во Франции в XVIII веке,  использовался  как транспортное средство без колес, перевозимое двумя мулами, прикрепленными к опорам боковым панелей кузова. Закрытый кузов рассчитан на двух человек, сидящих лицом друг к другу. Панели кузова украшены пасторальными сценами в стиле Людовика XV.


Кабриолет. Прогулочная коляска, используемая королевской семьей в  дворцовых садах. Его корпус открыт и украшен растительными мотивами. Интерьер выложен красно-охристым бархатом. Дверь в салон находится спереди,  на задней панели находится щит с королевским гербом и место для грума. Кабриолет изготовлен в Португалии в XVIII веке.


Детские кабриолеты были похожи на транспортные средства для взрослых и использовались молодыми князьями для игр и прогулок по дворцовым садам и паркам. В детский кабриолет могли запрягать пони, овец или коз. Пассажирское сиденье оснащено ремнем безопасности. Подобные кабриолеты изготавливались в Португалии, Великобритании и Италии.


Милорд - прогулочная коляска. Ее кузов открытого типа с сиденьями для одного или двух пассажиров со складывающейся крышей и дополнительное откидывающееся сиденье напротив. Приподнятое сиденье кучера оснащено с правой стороны рычагом управления дисковыми тормозами. Коляска изготовлена лиссабонским каретным мастером в XIX веке.


Другой вариант милорда.


Виктория - элегантная карета, изготовленная на основе фаэтона.  Свое называние  экипаж получил в честь английской королевы Виктории. Она включает два сиденья: одно - приподнятое из дерева для кучера, а другое со складной крышей для пассажиров. Крылья передних и задних колес соединены, образуя ступеньку для доступа в кузов. Карета изготовлена в Англии в XIX веке.


Ландо Цареубийца. В этой карете был убит предпоследний король Португалии дон Карлуш I и ранен наследник престола, будущий последний король дон Мануэл. На дверях экипажа можно рассмотреть следы пуль.


1 февраля 1908 года, когда королева Амелия с мужем и двумя сыновьями возвращались с отдыха во Франции в Лиссабон, два террориста-республиканца на площади Коммерции открыли огонь по их открытому экипажу. Король был убит на месте, престолонаследник Луиш Филипе умер через 20 минут, младший сын Мануэл был легко ранен в руку. Королева Амелия пыталась защитить своего мужа и отогнать убийцу с помощью единственного имевшегося у нее «оружия» - букета цветов. После трагедии королева удалилась во дворец Пена в Синтре, откуда выходила только чтобы поддержать младшего сына Мануэла II, ставшего последним португальским королем. В результате революции 5 октября 1910 года Португалия была провозглашена республикой.


Экипаж для небольших поездок принадлежал королеве Амелии Орлеанской (1865 -1951),  жене убитого короля Португалии Карлуша I. Кузов с двумя фонарями имеет кожаную складную крышу с небольшим круглым задним стеклом. Рядом с сиденьем находится рычаг управления дисковым тормозом. Карета изготовлена в Португалии в XIX веке.


Карета Короны сделана в Лондоне в 1824 году. Свое название получила благодаря короне, расположенной на крыше. Эту корону поместили там специально для церемонии коронации Дона Карлуша.




В 1957 году этот экипаж подали английской королеве Елизавете II, во время её визита в Португалию. Это последняя в Португалии карета, которая использовалась для перевозки членов королевской семьи.


Шарабан - тип открытой повозки в виде четырёхколёсных с поперечными сиденьями в несколько рядов. Появились во Франции вначале XIX века. Шарабаны использовались для прогулок, загородных поездок, охоты. Кузов имеет съемную крышу с жалюзи. Доступ внутрь осуществляется через откидные стремена и выдвижные платформы. Колеса оснащены двумя дисковыми тормозами. Шарабан изготовлен в Лондоне по заказу королевы Марии II и украшен расписной монограммой короля Карлуша I, его последнего владельца.


Кларенс.  Экипаж заказан Португальским Королевским домом и изготовлен в Париже в XIX веке. Кузов имеет пять окон с атласными рулонными жалюзи. Сиденье кучера соединено с кузовом и оснащено правым боковым тормозом. С 1910 года использовался Президентом Португальской Республики. На двери нарисована армиллярная сфера, символ Португалии.






Дилижа́нс (от фр.  «проворный экипаж») - транспортное средство для междугородной перевозки пассажиров, а также вид междугородного общественного транспорта. Многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту. Кроме того, существовали специальные почтовые дилижансы. Дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII - начале XIX века как более быстрое средство междугородних поездок за счёт постоянной смены уставших лошадей. Значение дилижансов начало падать после появления железных дорог и речных пассажирских пароходов.

Первое дилижансное общество в России было организовано в 1820 году. Маршрут Москва - Петербург преодолевался за 4-4,5 суток.  Средняя скорость езды дилижанса была 100-150 вёрст в день. В 1840 году началось ежедневное движение пассажирских дилижансов между Москвой и Нижним Новгородом, путь занимал 5 суток. В каретах на момент открытия линий помещалось по восемь пассажиров. В 1841 году дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой. С 1852 года было открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва - Харьков.

Двух купейный почтовый дилижанс курсировал в 19 веке в Португалии между Лиссабоном и Порту. В то время эта дорога занимала несколько дней.  Дилижанс мог перевозить пятнадцать пассажиров и кучера. Места были разных классов: два места первого класса, четыре второго, третий класс размещался на крыше дилижанса, где бедняки сидели на коробах и тюках с вещами.


Почтовые дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII - начале XIX веков. В Великобритании доставка почты дилижансами началась в 1784 году, в Ирландии первый почтовый дилижанс начал действовать в 1789 году.

Дорожная карета. Официальное транспортное средство для перевозки почты, купленное частным лицом и переделанное для перевозки людей и багажа в поездках и охотничьих экспедициях.  Карета, изготовлена в Англии в  XIX веке, принадлежала португальскому аристократу и была передана музею семьей владельца. Всего имеется восемь сидений: два наверху сзади, два напротив, четыре внутри и еще одно рядом с кучером. Как сзади, так и под сиденьем кучера есть отделения для хранения почты и багажа. Экипаж оборудован двумя большими фонарями по бокам и тройной фонарь под подножкой кучера. Задние колеса укомплектованы простыми пружинами и рычажным тормозом.


Раскладная кровать в некоторых моделях карет.


Начиная с XIX века, когда в мире произошла промышленная революция, и были изобретены новые виды транспорта: паровой автомобиль и паровоз. В начале ХХ века карета, как транспортное средство, быстро вытеснялась более скоростным транспортом и уже в 1920-30-е годы стала архаизмом. Сегодня сохранились единичные экземпляры в качестве музейных экспонатов, как аттракцион для развлечения отдыхающих граждан и как повозка для пышных церемоний, например коронация.




Португалия. Возвращение в Лиссабон. Замок Святого Георгия
Лиссабон. Лицом к океанским просторам и географическим открытиям
Лиссабон. Площадь Коммерции. Подъемник Санта Жуста и популярный трамвайный маршрут
Лиссабон. Знаменитый морской музей
Лиссабон. Национальный музей карет

Добавиться в друзья






Путешествия, Музеи мира, История, Португалия, Лиссабон

Previous post Next post
Up