"…Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!"
Михаил Исаковский
Клавдия Петровна Говорина (Забелина) родилась 27 августа 1914 года в пограничном карауле (станице) Алтанский, ныне Кыринского района Забайкальского края. Отец, Забелин Петр Калистратович, мать Наталья Ивановна (?), в семье было пять детей - Анна, Наталья, Анастасия, Клавдия и Мирон. Как и большинство даурских казаков, семья была зажиточной, имела пахотную землю и пастбище, лошадей, крупный рогатый скот и стадо овец. В хозяйстве трудились и наемные работники. В доме была красивая китайская мебель и китайская фарфоровая посуда. У хозяина была шуба из рыжей лисы, а у хозяйки - шуба из соболя.
Наступило жестокое время революций и гражданской войны, большинство даурских казаков встало на сторону белых. Азиатская дивизия, генерал-лейтенанта, барона Романа Унгерна, укомплектованная казаками, бурятами и монголами, отличалась особой жестокостью. В октябре 1920 года дивизия выдвинулась от станции Даурия в направлении монгольской столицы (Урги) и по пути её части остановились в станице Алтан. Несколько унгерцев расположились на постой в доме Забелиных, а семью заперла в сарай. По воспоминаниям Клавдии Петровны они творили безобразия, пьянствовали, раздевались догола, а портки и портянки вешали сушить на иконах.
Во время гражданской войны в Даурии возник один из первых фронтов противостояния белых и красных казаков. Петр Калистратович Забелин снабжал красных продовольствием и давал лошадей. Но когда началась коллективизация, большевики об этом забыли, а зажиточная станица была раскулачена. У Забелиных отобрали все имущество, большой дом раскатали на бревна и перевезли в райцентр станицу Кыра, где построили из них здание школы.
Забелины в одночасье стали нищими. Семью посадили на подводы и отправили к ближайшей железнодорожной станции на КВЖД, откуда товарными вагонами в Иркутскую область на лесоповал. Стояли сибирские сорокоградусные морозы. Клавдия Петровна Забелина вспоминала, что когда в вагоне маленький ребенок описывался, то покрывался ледяной коркой и замерзал насмерть.
В Иркутской области раскулаченные были размещены в бараках и трудились на лесоповале. Во время депортации из Забайкалья Наталья Иванова Забелина вывихнула ногу, заболела и вскоре умерла, а затем и её муж Петр Калистратович.
Иркутский деревообрабатывающий завод (ДОЗ) имел свои делянки в леспромхозе, где трудились раскулаченные. Клавдия Забелина была добросовестным работником на лесоповале и ей предложили работу на заводе в Иркутске, предоставили место в общежитии. Она стала работать в цехе, где кругляк распиливали на доски. На заводе она познакомилась с Филимоном Говориным, то же уроженцем Даурии (Забайкалья) и вышла за него замуж.
Подробно:
Ландшафты памяти. Красноармеец Филимон ГоворинКогда началась война, Филимона мобилизовали в армию и отправили на Ленинградский фронт, а Клавдия, согласно закону о «военном положении, была направлена на авторемонтный завод, работающий в иркутском предместье Марата. Здесь она освоила профессию токаря, изготавливала на станке детали для военной техники.
***
Во время Великой Отечественной войны была возрождена трудовая повинность. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» властям было предоставлено право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения и других важнейших объектов. Указом от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» временно отменялись очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим с заменой их денежной компенсацией, а также законодательно разрешалось введение сверхурочных работ для лиц, не достигших 16-летнего возраста. С апреля 1942 года выплата денежных компенсаций за неиспользованные отпуска была прекращена до окончания войны. В регионах стал вводиться 11-часовой рабочий день. Некоторые местные органы власти принимали решения о дополнительном продлении рабочего дня для тех, кто не выполнял норму. Отстающие должны были оставаться на рабочих местах до выполнения своей нормы выработки.
Но эти меры оказывались недостаточными. Дефицит трудовых ресурсов особенно складывался на Урале и в Сибири, куда был эвакуированы многие заводы и лишь от 20 до 40 % работников предприятий. В важнейших отраслях оборонной промышленности требовалось дополнительно более 100 тыс. рабочих, техников и инженеров. Поэтому с февраля 1942 года мобилизации было подвергнуто местное трудоспособное городское население - мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины - от 16 до 45 лет. В первую очередь они направлялись на работу в авиационную и танковую промышленность, наркомат вооружения и боеприпасов, а так же в другие стратегические отрасли.
В 1942 - 1946 годы действовали и Трудовые армии - система принудительной трудовой повинности населения, призываемого в организованные по военному образцу трудовые организации в связи с войной. Временные трудовые коллективы были созданы в виде рабочих батальонов, включённых в систему НКВД CCCР.
***
В связи с американской помощью Советскому Союзу пять автозаводов во главе с Горьковским автомобильным заводом осуществляли сборку автомобилей, поступающих из США по ленд-лизу. В конце и после войны сборку вели кроме ГАЗа, ЗИСа и МАЗа Одесский и Иркутский авторемонтный, а затем автосборочный завод.
В феврале 1945 года на Ялтинской конференции лидеры стран Антигитлеровской коалиции Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали секретно соглашение. СССР обязался вступить в войну на стороне Союзников против Японии через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе при условии возвращения СССР южной части Сахалина и передачи Курильских островов. Согласно этому соглашению на Востоке страны создавались дополнительные сборочные производства.
В 1945 году вышло постановление Государственного комитета обороны о строительстве на базе Иркутского авторемонтного завода, но на новой площадке автосборочного завода. Его становление связано с именем Александра Александровича Ежевского (1915, Тулун, Иркутская губерния -2017, Москва), работавшего в 1943-1945 годы начальником производства (1943 - 1945) Иркутского авторемонтного завода, главным инженером (1945-1947) и директором (1947 - 1951) Иркутского автосборочного завода. Впоследствии он стал министром сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР (1980-1988), Героем Социалистического Труда (1985). Летом 1945 года Александр Ежевский возле поселка Мельниково выбрал большое колхозное поле, где выращивали капусту и картошку. К концу лета здесь заложили первый бетонный фундамент и в рекордно короткие сроки возвели новые корпуса автозавода.
Иркутский автосборочный завод осуществлял сборку ленд-лизовских автомобилей с июня 1945-го по май 1946 года. Здесь для фронта собирались на конвейере американские студебеккеры - трёхосные грузовики поступали по ленд-лизу в деталях. На заводе на 70% работали сверурочно женщины и подростки 14-15 лет. Дисциплина в коллективе режимного завода была железной. На конвейере трудилась и Клавдия Петровна Забелина. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», учрежденной Указом Президиума ВС СССР от 6 июня 1945 года, всего было награждено около 16 млн. человек.
Еще не дожидаясь окончания строительства нового завода, началась сборка студебеккеров на старом конвейере ремзавода. Они поступали из Америки в разобранной комплектации в контейнерах. Только в 1945 году с ремзавода сошло несколько сотен американских автомобилей. В 1948 году их выпуск в предместье Марата постепенно свернули. Всего здесь собрали 1928 «американцев», в том числе 755 студебеккеров, 550 «Шевроле» и 14 «Фордов».
Первый студебеккер иркутской сборки вышел за заводские ворота 21 июня 1945 года. Этот день стал днем рождения Иркутского автосборочного завода.
На шасси тягочей Studebaker устанавливались бесствольные системы полевой реактивной артиллерии БМ-13 «Катюши» и отправлялись на Забайкальский и Дальневосточные фронты. До весны 1943 года для монтажа пусковых установок реактивных миномётов использовали разные отечественные шасси, в основном ЗИС-6 (372 установки), гусеничного артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ и грузовика ЗИС-5, а так же на шасси поставляемых по ленд-лизу американских, британских и канадских грузовиков. С апреля 1943 года появилась модификация «Катюши» для установки только на шасси американского студебеккера. За 4 года войны из 3374 автомобильных шасси, использованных для монтажа пусковых установок гвардейских реактивных миномётов, студебеккеры ЮС6 составили 1845 установок (54,7 %), ЗИС-6 - 372 (11 %), остальные 17 типов шасси - 1 157 (34,3 %).
Всего советских автомобилей для «Катюш» было выпущено 600 (в основном шасси ЗИС-6). Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война. В России сохранилось два реактивных миномёта «Катюша», которые были созданы на базе отечественных грузовиков ЗиС-6, один находится в Петербургском артиллерийском музее, другой - в Нижегородском Кремле. Возможно две «Катюши» сохранились на Украине (Ззпорожье и бывший Кировоград).
Иркутский автосборочный завод. Гвардейский миномет БМ-13 «Катюши» на шасси тягача Studebaker.
https://g.io.ua/img_aa/large/0012/66/00126659.jpg Кроме мощных студебекеров, по многим параметрам превосходивших советские полуторки и трехтонки, на заводе собирали грузовики и других американских марок ("Додж", "Форд", "Шевроле") и бронетраспортеры.
Иркутский автозавод. Модернизированный бронетранспортёр Скаут М3А1 (полевая радиостанция?)
Фото: smartbabr.com
В 1950 году Иркутский автосборочный завод начал серийную сборку автомобилей ГАЗ-51 из комплектующих, поступающих с Горьковского автомобильного завода. В 1951 году завод выпустил 9458 автомобилей и 7953 автоприцепа.
Несмотря на успешную деятельность завода, в 1952 году он был перепрофилирован в Иркутский завод радиоприемников. Страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны, и потребовалось ускоренное развитие радиопромышленности - радиоприемников для народного хозяйства и походных радиостанций для армии. Радиоприемник «Рекорд 53» помнят во многих послевоенных семьях. На режимном заводе работали от 8 до 14 тысяч человек.
В демократической России - могучей сырьевой нефтяной сверхдержаве - завод оказался не нужным. В 2007 году на территории завода расположился радиорынок. Позднее из цехов обанкротившегося предприятия сделали торгово-развлекательный комплекс. Так закончилась история одного некогда градообразующего предприятия Иркутска…
***
Филимон Говорин - участник Великой Отечественной войны и войны с Японией - был мобилизован только в 1946 году. В 1947 году у Говориных родилась дочь Галя, а в 1956 году - дочь Ольга. Клавдия Петровна после рождения первого ребенка на работу не вернулась. Родители обеспечили дочерям достойное воспитание и высшее образование. Умерла Клавдия Петровна Говорина 3 декабря 2001 года в Кемерово.
Филимон Петрович и Клавдия Петровна с дочерью Галей. Фотография начала 50-х годов.
Одесский академический оперный театр. Клавдия Петровна с дочерью Ольгой , 1977 год.
Некоторые публикации в
«Ландшафтах жизни» и на портале
«Институт геополитики»из цикла
«Ландшафты памяти»:
Ландшафты памяти. Иван и Марфа Батаевы Ландшафты памяти. Отец Александр Дергачев Ландшафты памяти. Мама Елена Дергачева (Батаева) Ландшафты памяти. Красноармеец Михаил Батаев От Москвы до Берлина. Полковник Александр Бешляга От Смоленщины до Курляндии. Полковник Николай Декин От Северного полюса до Кубы. Майор Евгений ОфутинЛандшафты памяти. Адмирал Василий Бурханов Ландшафты памяти. Красноармеец Филимон Говорин Добавиться в друзья