Владимир Дергачев
Почтовый коверт с гашением на полярной станции «Северный полюс - 5».
Евгений Алексадрович Офутин родился 16 декабря 1928 года в поселке Красный Текстильщик Саратовской области. С 1945 по 1949 годы - слесарь, мастер и техник Балтийского военного морского завода (Балтийск, Калининградской области). С 1950 по апрель 1952 года - служба в советской армии, помошник командира взвода полковой связи. С апреля 1952 по май 1953 - курсант Лениградского, затем Горьковского училища связи, закончил курсы младших лейтенатов. С июня 1953 по окябрь 1959 года -радиотехник, начальник передающего центра воинской части (Львов).
***
В 1956 году Евгений Офутин участвовал в высокоширотной экспедиции «Северный полюс -5» (СП-5). Советская научно-исследовательская дрейфующая станция была открыта 21 апреля 1955 года и эвакуирована 5 октября 1956 года. «СП-5» пришла на смену закончивший дрейф станции «СП-3». Высадка на льдину производилась самолетами из Тикси. Торжественное открытие станции состоялось 1 мая 1955 года.
В программу научных работ в дополнение к регулярным океанографическим и гидробеологическим станциям, были включены выносные станции на вертолете Ми-4. С помощью автоматических самописцев велась непрерывная регистрация течений на различных горизонтах до глубины 1000 метров. Аэрометеорологические наблюдения включали температурное и ветровое зондирование атмосферы посредством ежедневного выпуска метеозондов до предельной высоты (20-30 км). Для изучения физических особенностей атмосферных процессов два раза в месяц производились серии учащенных выпусков радиозондов и шаров-пилотов. Также проводились магнитные и специальные наблюдения за состоянием ионосферы, за прохождением радиоволн.
Начальником арктической экспедиции был начальник Главсевморпути при Совете Министров СССР, заместитель Министра морского флота СССР, контр-адмирал Василий Бурханов.
Подробно:
Ландшафты памяти. Адмирал Бурханов Экспедиция была укомплектована в основном опытными полярниками, сотрудниками Арктического научно-исследовательского института (Ленинград), а так же молодыми специалистами, окончившими Высшее арктическое училище имени адмирала С. О. Макарова. Начальник дрейфующей станции - кандидат географических наук Николай Волков. В состав станции вошли радисты, механики, гидрологи, терапевт и повар.
В первом составе «СП 5» с 21 апреля 1955 года по 20 апреля 1956 года было 22 зимовщика. В октябре вертолет Ми-4 заменили самолетом Ан-2 с четырьмя членами экипажа. Вторая смена работа на льдине с 20 апреля по 8 октября 1956 года в составе 10 человек.
На дрейфующей станции впервые была сооружена дизельная электростанция, позволившая непрерывно обеспечивать током все объекты и значительно уменьшить затраты на её создание за счет сокращения перевозок горючего и топлива.
В известном советском общественно-политическом и литературно-художественном иллюстрированном еженедельнике - журнале «Огонек» - в октябре 1955 года был опубликован очерк корреспондента Саввы Морозова (внука российского предпринимателя и мецената Саввы Морозова) о работе станции СП 5. Одна из цветных фотографий была помещена на титульной обложке журнала. Полярники расчищают снег, в целях безопасности на стене сборного домика (балка) висят ружье (защита от белых медведей) и огнетушитель.
Фотография полярников у вертолета М-4 на память о зимовке
Редкий день полярников обходился без неожиданностей. Часто это было связано с подвижками и торошением льда на окраине ледового поля, с трудностями в производстве наблюдений и с появлением белых медведей. Скучать не приходилось - на это не было времени.
На полярной станции зимовали четвероногие друзья Мамай, Пингвин и Малыш. Однажды полярники были вынуждены убить белую медведицу, поймали медвежонка, который быстро освоился в новой обстановке и даже подружился с Малышом. Он не только брал пищу из рук, но и позволял себя гладить. Вскоре медвежонок Пятерка стал общим любимцем полярников. Каждый старался угостить его чем-нибудь вкусным из кают-компании. Однажды медвежонок убежал, но изголодавшись, вернулся назад. Под Новый год его отправили самолетом на Большую Землю. От директора Ленинградского зоопарка пришла телеграмма с благодарностью за подарок.
На снимке с полярниками - пес Мамай, дрейфовавший ранее на СП 3. На СП 5 его взяли с сыном Малышом.
Полярники СП- 5 внесли существенный вклад в изучение подводного хребта Ломоносова. Когда летом 1955 года станция пересекла 84-ю параллель, льдина начала описывать большую петлю. 16 июля глубина за сутки внезапно уменьшилась с 2780 до 1500 метров, станция оказалась над подводным хребтом.
Подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане пересекает центральную часть океана, проходит почти через Северный полюс и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага. Минимальная глубина над хребтом - 954 метра. Хребет был открыт в 1948 году советскими высокоширотными экспедициями. Если удастся доказать, что подводные хребты Ломоносова, Менделеева и Гаккеля являются продолжением континентального шельфа, Россия сможет вновь поставить вопрос о пересмотре северной границы экономической зоны.
На льдине за время существования СП-5 было принято 396 самолетов и вертолетов (Ли -12, Ил-2, Ан - 2, вертолет Ми-4), завезено свыше 300 тонн грузов.
***
В список первой смены зимовщиков не вошли пятеро (?) военных моряков-гидрологов и один шифровальщик. Их пребывание на станции было связано с проведением подводного взрыва атомной бомбы в районе Новой Земли. Как вспоминали впоследствии полярники, по штатному списку зимовщиков числился метеоролог, который был шифровальщиком, сотрудником Комитета государственной безопасности. В конце года 1955 года на станцию был доставлен военные радист Евгений Офутин и врач. Присутствие новых военных объясняется подготовкой к испытанию в Арктике термоядерной бомбы.
Полярная станция имела надежный воздушный мост с Большой землей, правда зависимый от капризов арктической погоды. Летом 1955 года начальник полярной станции СП-5 Николай Волков был вызван на совещание в Тикси. Здесь от начальника Севморпути адмирала Бурханова он получил секретную информацию, которую нельзя было передавать по рации, и инструкции об особой подготовке к предстоящей зимовке. Советская власть умела хранить тайны, а рядовые участники тех событий давали подписку о неразглашении информации до конца жизни. Поэтому предлагает реконструкция событий в связи с предстоящим зимой 1956 года испытанием сверхмощной термоядерной бомбы на Новой Земле.
Осенью 1955 года на полярной станции возникла катастрофическая обстановка. Разбился вертолет и доставлять грузы с дальнего ледового аэродрома было нечем, а также эвакуировать полярников при нештатной ситуации, включая возможное радиционное облучение. С Большой земли вертолет Ми-2 мог достигнутть полярной станции только на бреющем полете в сопровождении Ан-2 с промежуточными посадками для дозаправки.
Тяжелые самолеты садиться на льдину с полярниками не могли, поэтому оборудовали «дальний аэродром» примерно в 100 км от СП-5. Сюда из Тикси по воздушному мосту доставили 80 тонн грузов, предназначенных для жизнедеятельности станции в полярную ночь (газ, уголь, продукты и оборудование). Вместо разбитого вертолета на станцию решили отправить Ан-2, но не оказалось опытного экипажа и из Москвы из штаба полярной авиации прислали опытного летчика Каминского. Осенью Ан-2 мог долететь до дрейфующей станции только с тремя промежуточными посадками с ночевками, так как световой день уже был короток. Каминский перебросил груз на льдину с полярниками, совершая в некоторые дни по 10 - 12 рейсов. Одним из рейсов был доставлен на СП-5 военный радист Евгений Офутин, которому некоторое время пришлось жить в палатке на «дальнем аэродроме». В короткий срок на льдине были собраны новые домики, установлена электростанция, оборудованы новые склады.
Дальний аэродром изредка принимал тяжёлые самолеты и в полярную лунную ночь. Одним из рейсов перед Новым 1956 годов были доставлены с материка письма, посылки, газеты и даже новогодняя елка.
***
17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон «Южная зона» с центром в Белушьей Губе. В 1956 году началось создание «Северной зоны» атомного полигона в районе пролива Маточкин Шар с поселком Северный, здесь проводились основные испытания в 60-70-е годы. Если первый полигон создавался для испытаний атомного оружия, то целью создания «Северной зоны» были испытания более мощных термоядерных зарядов.
Носитель термоядерной авиационной «супербомбы» был создан к 1956 году, но его реальные испытания пришлось отложить. Взрыв сверхмощной термоядерной бомбы («кузькиной матери») должен был приурочен к работе XX съезда КПСС, который состоялся 14-25 февраля 1956 года. Съезд вошел в историю секретным докладом для членов ЦК, осуждающим культ личности Сталина, что привело к расколу в коммунистическом лагере. Съезд подтвердил ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем, поэтому демонстрировать после этого возможности термоядерной «кузькиной матери» советское руководство посчитали нецелесообразным по политическим причинам.
Только в 1961 году над Северным островом Новой Земли был произведен самый мощный в мире взрыв термоядерного устройства. Испытание в лучших советских традициях было приурочено к работе XXII съезда КПСС. В том году на льдине, располагавшейся к северу от острова Врангеля, 17 октября была открыта советская научно-исследовательская дрейфующая станция Северный полюс-10. Полярники были доставлены на льдину атомным ледоколом «Ленин» из Мурманска. Руководителю станции Николаю Корнилову, вероятно с учетом зимовок в Антарктиде, в 1970 году было присвоено звание Героя Социалистического труда (1970).
***
Многие годы оборудование для полярных станции доставлялось в порт Тикси Северным морским путем из Мурманска на ледокольном пароходе «Дежнёв». Корабль был построен в 1938 году на судостроительном и судоремонтном заводе №194 им. А. Марти (Ленинград) и плавал в арктических водах до 1969 года. В августе 1942 года «Дежнёв» принял бой с тяжёлым германским крейсером «Адмирал Шеер» у острова Диксон.
Литература о полярной станции СП 5:
Николай Волков
На льдине через океан. Воспоминания. Двенадцать подвигов. Сборник.- Л., Гидрометиздат, 1964.
Полярная почта СП-5
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=2669&start=15Фильм об экспедиции Северный
полюс-5 https://www.net-film.ru/film-4545 ***
В 1958 году Евгнеий Офутин окончил Харьковское военное авиационное училище связи по спциальности командир радиозвода и с окября 1959 по декабрь 1960 года в звании техник-лейтенант был команирован в Тирану (Албания) в качестве военного советника-связзиста.
Изначально Народная республика Албания во внешней политике ориентировалась на Белград, но когда маршал Тито выступил с идеей «Балканской федерации» и попытался включить Албанию в Югославию, «дружба» закончилась. После советско-югославского раскола 1948 года албанский лидер Энвер Ходжа, как верный и преданный последователь Сталина, провёл партийную чистку, многие коммунисты были подвергнуты репрессиям или расстреляны. По всей стране воздвигались памятники Сталину, а когда советский вождь умер, был объявлен четырнадцатидневный траур.
В 1956 году доклад Никиты Хрущёва о культе личности Сталина на XX съезде КПСС сделал неизбежным острый политико-идеологический конфликт в албано-советских отношениях. Визит Хрущёва в Албанию 1959 года усугубил разногласия. В 1961 году были разорваны дипломатические отношения и экономические связи между Албанией и СССР. Тирана в ультимативной форме потребовала немедленно вывести военнослужащих с базы во Влёре, в результате чего несколько советских подводных лодок, вооружение и боеприпасы достались Албании. Потеря этой балканской страны обернулась для Советского Союза серьезными экономическими и геополитическими проблемами. Албания отказалась из-за «изменника, предателя социализма и болтуна» Хрущева выплачивать Советскому Союзу долги. В результате разрыва албано-советских отношений, Военно-морской флот лишился стратегической военно-морской базы на Адриатике.
Подробно:
Албания. Страна горных орлов, победившая тоталитаризм и отсталость ***
Практически сраpe после возвращения из Албании Евгений Офутин был командирован с февраля по декабрь 1961 года в качестве военного советника-связиста на Кубу.
Придя к власти, кубинский лидер Фидель Кастро объявил о национализации крупных предприятий и банков, в основном принадлежавших американцам. В ответ на это США разорвали дипломатические отношения с Кубой и ввели экономические санкции. После американской попытки свергнуть революционное правительство Кубы, Фидель Кастро объявил о переходе страны на социалистический путь развития и встал во главе Коммунистической партии Кубы. На рассвете 17 апреля 1961 года в районе Плайя-Хирон с американских судов высадились свыше полутора тысяч кубинских эмигрантов, обученных и вооружённых ЦРУ США. Однако ожидавшегося народного бунта не произошло, и к вечеру 19 апреля силы эмигрантов были полностью разгромлены.
Фидель Кастро среди советских военных советников. Евгений Офутин на снимке слева.
По теме: Куба. Изощрённая месть Империи Добра Острову Свободы
http://dergachev.org/Landscapes-of-life/Caribean-region/02.html#.XBZ6qMRS-Mo***
География зарубежных командировок Евгения Офутина свидетельствует о его мастерстве в обеспечении спецсвязи.
С 1961 по 1968 годы Евгений Офутин служит начальником ОТК на военном заводе (Бережаны, Тернопольская область), а затем до октября 1973 год - в Группе советских войск в Германии.
С 1973 по 1975 годы он преподаёт в Одесском высшем военном объединенном командно-инженерном училище ПВО, в котором учили кадровых командиров пехоты, артиллерии, танковых и саперных войск. Всего в городских военных ВУЗах с 1963 года по 1995 год прошли военную подготовку более 5 тысяч офицеров и сержантов из армий 35 стран мира.
После отставки Евгений Офутин много лет работа главным инженером - диспетчером в Облуправлении связи (ныне Укртелеком). Общий стаж службы в армии и трудовой - 57 лет.
Награжден орденом Красной Звезды и многочисленными медалями.
Евгений Александрович с супругой Антониной Ивановной вырастили и воспитали сына и двух дочерей. На снимке супруги с внуками.
Умер Евгений Александрович Офутин 18 сентября 2018 года в Одессе, недожив до 90-летнего юбилея три месяца.
Другие публикации в ЛЖ из цикла Ландшафты памяти:
Ландшафты памяти. Адмирал БурхановЛандшафты памяти. Родители Ландшафты памяти. Красноармеец Михаил Батаев От Москвы до Берлина. Полковник Александр Бешляга От Смоленщины до Курляндии. Полковник Николай Декин Добавиться в друзья