Русский след в Финляндии

Aug 22, 2013 21:44

Валентина Балакирева



Музей русских самоваров на Сенатской (центральной) площади Хельсинки.

Между финским и русским народами не прерывались живые связи в течение многих веков. В зависимости от политической остановки и европейской истории, они проходили по-разному. На протяжении последних трех столетий свой вклад в историю Финляндии  внесли русские политики и военные, купцы и предприниматели, писатели и ученые, художники и музыканты. Одни из них жили в Финляндии много лет, другие посетили страну на короткий срок, но оставили память о своем пребывании. История помнит  всех. Вспомним и мы.


Будущий генералиссимус Александр Суворов (1730 - 1800) в 1791/92 гг.  по поручению российской императрицы посетил Финляндию  для изучения положения мест для обороны. Все крепости, кроме Нейшлотской, не были готовы к отражению шведов. Суворов был назначен командующим русскими войсками в Финляндии. Ему было поручено соорудить новые укрепления с помощью военнослужащих  финляндской дивизии, куда ссылали всех неугодных чинов, процветали дезертирство, люди хворали, бухгалтерские отчеты были запутаны.

Суворов укрепил крепости, соорудил новые форты и бастионы,  соединил каналами заливы озера Сайма и проложил обходной маршрут для военных кораблей. Свою деятельность в Финляндии Суворов завершил разработкой положений, которыми следовало руководствоваться в случае войны со Швецией. В декабре 1792 года Суворов был назначен командующим войсками на юге России, покинул Финляндию  и отправился в Херсон, навстречу новым победам.


В 1809 году император Александр I со свитой первый раз посетил Финляндию: Гельсингфорс и финскую столицу Або (ныне Турку).

В свите был генерал-адъютант князь Павел Гагарин (1777-1850), опубликовавший заметки об этом путешествии под названием «Тринадцать дней или Финляндия». В книге передано впечатление от мощных укреплений и пушек в крепости Свеаборг, которую «шведские львы построили для русских орлов».

Князь Гагарин довольно красочно описывает неуклюжее провинциальное гостеприимство местного купечества, когда на обеде «рыба перемешалась с мясом, а мясо с пряностями, изюм был подан раньше трюфелей,  а трюфели прежде, чем пюре. После  бала императорская кавалькада отправилась ночью на санях в Або. Сани с князем опрокинулись в снег, а где-то выли волки.

Впервые в русской литературе, князь Гагарин оставил впечатление о финской культуре: «Финляндец родится с расположением к музыке и поэзии, часто бедная деревушка среди болот имеет своего народного поэта, который под звуки особой арфы называющейся кантелью, поет простую песнь свою».

Возможно,  в этой поездке и была предрешена будущая судьба Гельсингфорса. Через три года Высочайшим указом  Александра 1  от 12 мая 1812 года Гельсингфорс стал столицей великого княжества Финляндского. Напоминавший деревню город превратился в гигантскую стройку. Впервые в истории страны застройка шла по генеральному плану.


Финляндский архитектор немецкого происхождения Карл Энгель (1778-1840) с 1809 года работал в Российской империи.  В Хельсинки он творчески осмысливал и воплощал русский классицизм таких зодчих как Захаров, Воронихин и Кваренги.

Энгель писал своему другу в Берлин: «Сейчас для Хельсинки самым характерным и обыденным стали звуки взрывов. Новый город надо возводить среди голых скал. Для того, чтобы проложить широкие прямые улицы, разбить, выровнять и   замостить просторные площади для парадов и учений царских войск, возвести новые храмы  и многие другие здания недостаточно осушить местность - нет другого пути, кроме как взрывать скалы».

Заслугой  Карла Энгеля стало создание на финском берегу Балтики ансамблей, создавших Гельсинфорсу репутацию «Белоснежной столицы севера». Одновременно с архитектурой в Финляндии шел процесс не менее быстрого заимствования, как с Запада, так и из России, политических, культурных и научных достижений.  Достаточно было только прямых человеческих контактов и литературного обмена между Петербургом и Гельсингфорсом, чтобы отразилось культурное влияние России. По улицам молодой финляндской столицы ходили друзья и знакомые, литературные оппоненты и прототипы героев  Пушкина, Гоголя, Баратынского, Одоевского.


Архитектор, профессор Санкт-Петербургской Академии Художеств Алексей Максимович Горностаев (1808-1868 гг.). В его архитектуре - мотивы древнерусских мастеров.

Большой Кафедральный православный собор в Хельсинки построили в 1886 году на высокой скале мыса Катаянокка. Он получил название Успенский или собор Успения Пресвятой Богородицы, был спроектирован Горностаевым, стал тезкой церкви Московского Кремля, где венчались на царство русские цари. Иконы двухярусного иконостаса собора выполнены русским художником академиком Павлом Шильцовым. В 1872 году Успенский Кафедральный собор стал главной церковью местного православного прихода. Этот храм-памятник русской культуры  -  самый большой в Северной и Западной Европе.


Незаслуженно забытый поэт «серебряного века» Вадим Гарднер родился 30 мая 1880 года под Выборгом, Вадим Данилович де Пайва-Перера Гарднер - так звучит его полное имя. Мать поэта - Екатерина Ивановна Дыхова, была известной в России деятельницей русского феминистского движения, писательницей и переводчицей. Уехав в солнечную Филадельфию изучать медицину, встретила свою любовь - Даниэля Томаса де Пайва Перера Гарднера, с мужем вернулась в Россию, они купили поместье под Выборгом, где и появился на свет будущий поэт.

Имея американское гражданство, Гарднер учился на  юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, откуда был исключен за участие в студенческих беспорядках, впоследствии  он закончил этот же факультет в Юрьеве. Но его всегда манил Санкт-Петербург. В Северной столице молодой человек окунулся в литературную атмосферу «серебряного века». Был вхож  в «Башню» Вячеслава Иванова, дружил  с Николаем Гумилевым. Именно в Петербурге он получает российское гражданство. Когда началась советско-финская (зимняя) война, Гарднер вместе с супругой переехал в Хельсинки.

Трагизм в его поэзию привнес не столько факт закрытия границы  с Россией, сколько потеря родового гнезда на Карельском перешейке. Финляндия  в его  стихах - нелюбимая чужбина. В 1956 году он умер в Хельсинки.

НЮЛАНДСКИЙ СОНЕТ

О, Гельсингфорс,
излюбленный ветрами,
ты мало, горделивец, мне
знаком.
По стогнам я твоим
ходил пешком.
Но ты с двумя своими
языками
Не близок мне; стеной
они меж нами.
К твоей красе холодной
Не влеком,
Незваным и ненужным
чудаком
В тебе я чувствовал;
Хоть скал гранит
Здесь, там в столице и
Меня, бывало,
Пленял, но ныне больше
не манит
С тех пор, как сердце
холод злой познало
Враждебного нам
Племени людей,
Суровое безмолвие
камней
Сочувствия в душе
Не вызывает,
Сердец закрытых
символ
Отвращает.

***

Ильинское православное  кладбище в Хельсинки было открыто в 1815 году. В 1851 году на кладбище построили Ильинскую часовню, а в 1958 году - церковь в честь Пророка Ильи. Здесь нашли упокоение многие русские эмигранты: фрейлина последней русской императрицы - Анна Вырубова (Танеева), сын Ильи Репина - Юрий, род известных русских ювелиров Фаберже,  сын знаменитого российского географа и сенатора Петра Семенова-Тянь-Шанского Валерий Семенов-Тян-Шанский (1871-1968), Много могил русских офицеров -
контр-адмирала Аркадия Небольсина, вице-адмирала Андриана Нипенина, последнего командующего Императорского военного флота, военных губернаторов крепости Свеаборг - контр-адмирала Николая Бодиско и генерал-лейтенанта  Романа фон Шельтинга, вице-адмирал Оскар Старк (1846-1928), комендант Порт-Артура, командующий Тихоокеанским флотом. На кладбище похоронены известные русские купцы - Николай Синебрюхов, Яков Чернышев, писатель Тито Колиандер с супругой, скульптор Михаил Шилкин. Здесь же захоронен дед известного российского актера Дмитрия Харатьяна, убитый большевиками.

В конце 20 века установлена памятная часовня с мемориальной доской и корабельным колоколом - Морякам российского флота, служившим во славу Отечества и умершим в Финляндии.

( Продолжение...)

Русский след в Финляндии
Евгений Баратынский. Финляндская муза поэта
Синебрюховы. Пивные короли и меценаты
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная

Русские в Финляндии, Финляндия

Previous post Next post
Up