Огненная Земля. Мыс Горн. Повседневная жизнь на Краю Света

Apr 22, 2017 10:09

Владимир Дергачев, фотографии Антона и Владимира Дергачевых


Мыс Горн (исп. Cabo de Hornos) - крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн в Южном океане на берегу пролива Дрейка с самым мощным в мире течением Западных ветров. Мыс Горн назван в честь голландского корабля и города Хорн.

Через гигантское горло самого широкого в мире пролива Дрейка, разделяющего Южную Америку и Антарктиду, проходит огромная масса океанической воды. Течение мыса Горн является частью самого мощного Антарктического циркумполярного холодного течения или течения Западных Ветров, направлено с запада на восток, скорость в поверхностном слое от 1 до 4 км/час.
Здесь между Тихим и Атлантическим океаном постоянно возникают сильнейшие циклонические вихри, образованные смешением теплых и холодных воздушных масс.  Они возникают часто и непредсказуемо. Циклоны сопровождаются ураганами и дождями, которые идут до  280 дней в году.

Сильный ветер на мысе Горн, дующий всегда с запада на восток, является частью Западных ветров умеренного пояса и образует течение Западных Ветров. Моряки, огибающие мыс Горн и спускающиеся ниже 50-й широты, прозвали их «Неистовые пятидесятые». Само местоположение мыса подразумевает постоянное воздействие одного из самых жестоких климатических сочетаний ветра и моря, экстремальность местного климата. Средний максимум силы ветра составляет 84 узла (156 км/час), а абсолютный максимум 119 узлов (220 км/час). Регулярные штормовые ветры,  дожди или дожди со снегом не дают земле просохнуть. Погода в районе мыса Горн исключительно неустойчива круглый год.

Неслучайно за мысом Горн закрепилась дурная слава. Мыс,  печально знаменитый коварными волнами, подводными течениями  и сильными штормами, считается среди мореходов «кладбищем кораблей». За 400 лет вблизи мыса погибло свыше 15 тыс. моряков, потерпели крушение тысяча судов и кораблей (точно никто не знает). В прошлом по традиции, моряки обогнувшие мыс Горн - «морской  Эверест» - и выжившие при этом, имели право носить золотую серьгу в левом ухе.

Антарктида, расположенная всего в 650 км к югу от мыса Горн, была обнаружена только 16 января 1820 года, в ходе русской антарктической экспедиции Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена. Мыс Горн на 1,5 тыс. км ближе к Антарктиде, чем южная оконечность Новой Зеландии  и расположен на широте российской Тулы.  Ширина пролива Дрейка, разделяющего Огненную Землю и Антарктиду (Южные Шетландские острова) составляет  в самой узкой части 820 км.

Мыс Горн - южная оконечность одноименного острова. Высшая точка острова возвышается над морем на 417 метров. Мыс омывается водами пролива Дрейка, одного из самых труднопроходимых в мире и считается знаковым у моряков, наряду с Беринговым проливом и мысом Доброй Надежды.

В 56 км к северо-западу от мыса Горн на  острове Осте архипелага Огненная Земля находится  Ложный Горн (исп. Falso Cabo de Hornos), который в прошлом мореплаватели часто принимали за настоящий.

Мыс Горн,  вопреки сложившемуся мнению, не является самой южной точкой Южной Америки. Примерно в 100 км к юго-западу от мыса Горн расположена группа небольших островов Диего-Рамирес. Самой южной континентальной точкой является мыс Фроуард в Магеллановым проливе.

Остров Горн (исп. Isla Hornos) - часть группы из восьми небольших островов (мини архипелага) Вулластон, расположенных в  южной части архипелага Огненная Земля, административно входит в провинцию Чилийская Антарктика.  Остров состоит в основном из гранитных пород вулканического происхождения. На северо-западе острова доминируют скалы, в низинах растёт торфяной мох. Климат на острове относительно  ровный - температура в течение года колеблется от −2 °C до +14 °C, максимальная зарегистрированная температура: 20.5 °C (февраль 1996), а минимальная зарегистрированная температура: -14.5 °C (июнь 1992).


Остров Горн


http://www.visacomtour.ru/wp-content/uploads/dostvisa/natsionalnij_park_misa_gorn.jpg

Французский писатель Жорж Блон та описывает мыс Горн в серии книг «Великий час океанов»: «Мало кто видел мыс Горн своими глазами. Почти круглый год дожди и туманы, ледяная крупа и непроглядные метели скрывают его от глаз человеческих, и даже в летнее время южного полушария приближаться к нему очень опасно. Только по навигационным расчетам мореплаватели знают, что мыс остался позади. Но все же некоторые из них при плавании с запада на восток - т. е. при попутных, а не встречных ветрах - видели его и сумели сфотографировать. Над бурлящей, пенной поверхностью моря более чем на 400 м поднимается черный, совершенно безжизненный конус в трещинах, забитых снегом. На заднем плане, слева и справа, унылое нагромождение мрачных скал. Волны разбиваются у подножия мыса с громовыми раскатами.

Обращен мыс не к открытому морю, а к полосе антарктических льдов, отделенных от него только относительно узким проливом. Ветры южной части Тихого океана, которые сила вращения Земли гонит с запада на восток и никакие препятствия не задерживают их на пути в шесть тысяч километров, врываются в эту щель, словно в воронку. Идущие против ветра парусники вступают здесь в поединок с космическими силами. От ледяных полей постоянно отрываются гигантские глыбы льда, там видели айсберги до ста километров длиной. Ничто в тех краях не соответствует человеческим масштабам.

Обогнуть мыс Горн с востока на запад для парусного судна означало не просто миновать определенную точку, а вести на протяжении 1300 морских миль, т. е. 2400 км, непрерывную битву с океаном. Проплыв через всю Атлантику, суда приближались к Американскому континенту, шли вдоль его берегов и направлялись дальше к югу, навстречу бешеным ветрам, чтобы пройти мыс на безопасном расстоянии. Большие парусники плыли вокруг мыса Горн два месяца, бывали случаи - до восьмидесяти трех дней. И никто никогда не подсчитывал, сколько судов исчезло там бесследно».

Один из крупнейших чилийских писателей двадцатого столетия  Франсиско Колоане, совершивший с советским поэтом Евгением Евтушенко в 1967 году путешествие по Патагонии и Огненной Земле, так описывал мыс Горн в одном из своих ранних произведений: «...Западное побережье Огненной Земли дробится на многочисленные острова, меж которых змеятся таинственные каналы, теряющиеся в конце мира у «Могилы дьявола».

Матросы всех континентов клянутся, что в миле от этого трагического мыса - свидетеля бесконечного поединка крупнейших океанов мира, сходящихся у мыса Горн, под водой стоит на якоре сам дьявол, скованный тоннами цепей. В самые бурные и ужасные ночи он, исторгая страшные стоны, неистово тянет стальные звенья, заставляя их скрежетать по морскому дну, а воды, как призрачные тени устремляются в небеса, прежде чем обрушиться вниз к этой пропасти...».

***
Читатели, знакомые со школьной географии, могут задать вопрос, почему было необходимо огибать коварный мыс Горн, где гибли моряки и корабли, когда был относительно удобный путь между Атлантикой и Тихим океаном по Магелланову проливу?

Во-первых, этот путь то же не был безопасен для навигации парусных судов  в лабиринтах его западной части, например в районе мыса Фроуард (самой южной оконечности континентальной  Америки).

Во-вторых, многие годы процветала контрабандная торговля между Европой и Америкой и путь вокруг мыса Горн в открытом океане, где отсутствовала юрисдикция приморских государств, был надежнее, несмотря на коварство природной стихии. И многочисленным пиратам, корсарам и другим бандитам с большой морской дороги этот путь был предпочтителен.
В-третьих, со второй половины девятнадцатого столетия устанавливается окончательный суверенитет  Чили над Магеллановым проливом.

Но главной причиной были непрекращающиеся столетиями геополитические сражения в Южных морях. Геополитическая трансформация  мира приводила в южные моря все новых и новых игроков. Среди них первенство принадлежало сменяющимся друг друга великим морским державам, в первую очередь Португалии и Испании, Голландии, Франции и Великобритании. Особая роль принадлежала голландской Ост-Индской  торговой компании, продолжительное время контролирующей  с помощью частного военно-морского флота Магелланов пролив.

Через два года после открытия Америки испанским мореплавателем Христофором Колумбом  две морские великие империи заключили  знаменитый  Тордесильясский договор 1494 года, разделивший Новый Свет на две части.  Португалия получила право на земли к востоку от меридиана 44°W, а Испания - на западные земли континента. В 1507 году в Европе издаётся карта «Cosmographiae Introductio», на которой впервые упоминается название Америка, как признание заслуг Америго Веспуччи.

По теме:
Португальская колониальная империя
Золотой век португальской Индии
Испанская колониальная империя
Традиционно основной статьей колониальных товаров в Старом Свете были специи, ценившиеся выше серебра и золота. К началу 16-го столетия европейцам известны два пути к Моллукским островам пряностей - вокруг мыса Доброй Надежды, открытого Васко да Гамой в 1498 году, и через Пролив Всех Святых, открытый Магелланом в 1520 году и названный впоследствии его именем.

Согласно договору 1494 года первый маршрут являлся португальской монополией, а второй - испанской. Однако со временем эти империи  с трудом противостояли крепнущим морским и торговым державам, особенно Голландии. Здесь неоспоримым лидером стала самая крупная торговая империя - Голландская Ост-Индская компания. Она была основана в 1602 году и просуществовала почти два века до 1798 года. Когда Нидерланды стали великой морской державой, Ост-Индская компания стала государством в государстве. Она обладала не только монополией в ведении внешней торговли, но и правами на заключение международных торговых договоров, беспошлинного ввоза товаров в метрополию, создания факторий и укреплённых приморских крепостей, ведение судопроизводства, содержания вооружённых сил и военного флота.
К 1669 году частная компания была самой богатой в мире,  включала свыше 150 коммерческих судов, 40 военных кораблей, 50 тыс. служащих и  частную армию из 10 тыс. солдат.
До 1644 года дивиденды компании выплачивались натурой - привезёнными товарами (в основном пряностями), в дальнейшем только деньгами. Штаб-квартиры компании были расположены  в Батавии и  Амстердаме.

В период своего расцвета Ост-Индская компания стала  одной из доминирующих сил в мире,   монополизировала международную торговлю, в том числе чаем, медью, серебром, текстилем, хлопком, шёлком, керамикой, пряностями и опиумом,  с Японией и Китаем, Цейлоном и Индонезией. На морских торговых путях Атлантического, Тихого и Индийского океанов была основана сеть торговых факторий. Военно-морской флот компании контролировал морские коммуникации от мыса Доброй Надежды на западе до Магелланова пролива на востоке.
По современным оценкам  Yahoo Finance капитализация компании оценивается  в $7,4 трлн., что значительно превышает рыночную стоимость  мировых лидеров современной капитализации  Apple или Google. В сентябре 2010 года в архиве города Хоорн обнаружена самая старая в мире акция, которая выпущена Голландской Ост-Индской компанией 9 сентября 1606 года.

***
В 1614 году голландский купец Исаак Лемер и морской капитан Виллем Схаутен заключили партнерство с целью найти новый маршрут, чтобы на законных основаниях обойти монополию Ост-Индской компании. К этому времени бродили упорные слухи о том, что Огненная Земля не связана с мифическим южным континентом и существует проход в Тихий океан южнее Магелланова пролива. Финансировали экспедицию граждане Хорна, пытавшиеся возродить экономику некогда процветавшего города.

В мае 1615 года два корабля во главе с капитаном Схаутеном и двумя сыновьями купца Лемера покинули голландский порт Хорн, скрывая  истинную цель путешествия. Этими кораблями были «Эндрахт», водоизмещением 360 тонн с экипажем 65 человек и «Хорн», водоизмещением 110 тонн и 22 членами экипажа. Моряки  собирались добраться до островов пряности, но не через запрещенный к тому же испанцами для прохода голландских судов Магелланов пролив, а обойдя южнее его вокруг американского материка.

Благополучно перейдя Атлантику, в ноябре 1615 году они остановились у берегов Патагонии. Во время конопачения «Хорна» вспыхнул пожар, и судно было  утрачено. Таким образом «Eendracht» в одиночестве продолжил плавание на юг. 29 января 1616 года моряки обогнули мыс, в южной оконечности Огненной Земли, которому дали название утраченного корабля и одновременно родного города Хорна. Убедившись, что к югу земли больше нет, моряки  «отпраздновали это важное открытие тройной порцией вина».

Когда в октябре 1616 года судно прибыло в Батавию (нынешнюю Джакарту), являвшуюся опорным пунктом Ост-Индской компании, экипаж был арестован, судно конфисковано, а версия о новом проливе отвергнута. В качестве заключенных первооткрыватели вернулись в Голландию, где правда восторжествовала, и открытие нового мыса Горн было признано. В 1618 году отчет о плавании был издан в Амстердаме, а вскоре переведен на другие европейские языки.

Испанский король  Филипп Второй увидел в этом открытии угрозу для своих южноамериканских колоний и  снарядил свою экспедицию. В 1619 году братья Гонсало и Бартоломео Нодаль от имени испанского короны подтвердили открытие мыса Горн и открыли еще южнее в проливе Дрейка острова Диего-Рамирес.

Опасения испанского короля был не напрасны. В 1623 году крупная голландская военная эскадра, состоявшая из 11 кораблей, на борту которых находилось 1037 моряков, 600 солдат и 294 орудий, отправилась в плавание.  Эскадра имела цель атаковать и захватить Перу, использовав в своих интересах окончание перемирия между Голландией и Испанией.  Но своей  главной цели эскадра не достигла, ограничившись расширением географических знаний на юге американского континента. В 1642 году была отправлена новая голландская экспедиция с задачей завоевания побережья Чили, попутно исследовавшая район мыса Горн. Экспедиция окончательно опровергла миф о существовании Южного континента (Continente Australis). Поход ознаменовался первым контактом на Огненной Земле  с местными индейцами племени ягана и первым кораблекрушением у мыса Горн. Длинный список его жертв открыло в 1643 году голландское судно «Оранжи Бум».
 На этом ажиотаж вокруг мыса Горн на время закончился. Но в 80-е годы 17 века новым проходом в Тихий океан заинтересовались пираты.  Французские  и английские флибустьеры (пираты) Ямайки и других карибских островов, возмущенные запретом на захват испанских судов,  отправились в Южное море, так тогда назывался Тихий океан. Их путь проходил через Панамский перешеек или вокруг мыса Горн.

Пришел звездный час и для французских мореплавателей, ходивших вокруг мыса Горн с конца 17 до середины 18 века. В 1699 году французы предприняли неудачную попытку колонизации Магелланова пролива и переключились на проход в Тихий океан вокруг мыса Горн.  К началу 18 века французы установили незаконные коммерческие отношения с испанскими американскими колониями. В основном это были купцы из французского порта Сен-Мало. Они, нарушая королевские указы о запрете торговли с испанцами,  занимались контрабандной торговлей  с испанскими колониями в Перу и Чили.  За нарушение королевского запрета купцов штрафовали, но прибыли от торговли на порядок перекрывали потери. Корабли из Сен-Мало доставляли в Чили и Перу самые разнообразные товары, включая бретонское полотно и парижскую галантерею, а обратно - в основном медь, серебро и золото. Порт Сен-Мало так разбогател, что смог одолжить безденежному королю большую сумму.

Со временем у мыса Горн появились американские охотники за тюленями и китами, которые несколько месяцев в году занимались промыслом в Южном океане.

В конце 18 века осуществляются многочисленные плавания голландских, английских и французских пиратов и контрабандистов через Магелланов пролив и особенно вокруг мыса Горн.  В основном контрабандная торговля не ограничивалась испанскими колониями в Америке, началось освоение тихоокеанских маршрутов в Поднебесную. Прибыльная контрабандная торговля послужила основой для маршрутов больших парусников 19 и 20-го столетий вокруг мыса Горн.
В 1721 году голландский мореплаватель Якоб Роггевен получает задание от Вест-Индской компании исследовать Тихий океан к западу от Чили. Обогнув мыс Горн, и следуя курсом на Филиппины,  в 1722 году в первый день Пасхи он обнаруживает остров, затерянный посреди Тихого океана, известный сегодня как Остров Пасхи. Этот мореплаватель одним из первых вошел в воды Южного океана, перейдя в Тихоокеанском секторе отметку 60° южной широты.

В 1741 году английская эскадра в ужасных погодных условиях  обошла мыс Горн, чтобы нанести ущерб испанским колониям на берегу Тихого океана. Обратно в Британию вернулась лишь треть экипажей, но с большой добычей.  Капитан одного из кораблей Джон Байрон (дед прославленного поэта) составил отчет об опасном плавании и  кораблекрушении близ западных островов Патагонии, ставший  классикой морской литературы.

Но на этом плавания в опасном районе не прекратились. В 1769 году  английский мореплаватель Джеймс Кук посещает  мыс Горн, а в 1774-1775 годах  высаживается на южном берегу Огненной Земли, а затем огибает мыс Горн во второй раз и  открывает  острова Южной Георгии.
В 1786 году французская экспедиция Франсуа Лаперуза обходит мыс Горн.

Британский мореплаватель Джеймс  Уэдделл (1787-1834), один из первых исследователей Антарктики, в 1823 году достиг 74°34 ' южной широты, превысив достижение Джеймса Кука 1774 года почти на три градуса (180 морских миль). Его имя носит открытое им море в  Южном океане, а также остров в архипелаге Фолклендские острова. Уэдделл по пути к Антарктиде описал в 1823 году район Ложного мыса Горн на острове Осте.

В 1826 -1830 годы по заданию британского Адмиралтейства  мореплаватели на кораблях «Эдвенчер» и «Бигль» проводят исследование Атлантического и Тихоокеанского побережий Патагонии, Огненной Земли и Магелланова пролива. Благодаря экспедиции Роберта Фицроя на бриге «Бигль», географическое положение мыса Горн было, наконец, точно определено и нанесено на карты. В апреле 1830 года капитан Фицрой возглавил восхождение на вершину острова Горн, оставив там материальное подтверждение (монеты и прочую мелочь) потомкам. Эти вещи были найдены офицерами чилийских ВМС в 1989 году и помещены в Военно-Морской музей в Вальпараисо. В 1832 - 1834 годы в экспедиции, исследующей  на бриге «Бигль» под началом капитана Фицроя Южную Патагонию, принял участие молодой натуралист Чарльз Дарвин.
Затем последовала французская  экспедиция на судне «Romanche», завершившая полное гидрографическое описание островов Вулластон и мыса Горн.

В 1841 году началась «золотая лихорадка» в Калифорнии. Десятки тысяч авантюристов  из Европы и Америки устремились к новому Эльдорадо. Это привело к гонкам на море. Например, в 1860 году клиппер «Челленджер» с завербованной командой и юнгами вышел из Нью-Йорка и, обогнув мыс Горн,  доплыл до Сан-Франциско за 108 дней, тогда как  на этот маршрут уходило значительно больше времени. Рекорд скорости побил клипер «Flying Cloud» (Летающее Облако), преодолевший это расстояние за 89 дней вместо 135 дней (в среднем).   В 1890 году вокруг мыса Горн прошло  1122 парусных судна.

Плавание на парусных судах вокруг мыса Горн достигло своего пика в период с 1850 по 1914 годы.  Авантюристы стремились с восточного побережья Соединенных Штатов в Калифорнию в поисках золота. Осуществлялась транспортировка угля из Англии на западное побережье Южной Америки, а обратно в Европу - чилийской селитры и перуанского гуано, австралийской шерсти и никеля из Новой Каледонии.

«Золотой век» гигантских парусников со стольными корпусами в покорении мыса Горн пришелся на начало 20-го столетия. Однако открытие Панамского канала в 1914 году и в условиях жесткой конкуренции с пароходами, маршрут вокруг мыса Горн потерял свою значимость. Французская судоходная компания «Бордес», эксплуатирующая парусники на этом маршруте, в 20-е годы закончила свое существование. В 30-е годы в мире оставалось около 15 парусников, спорадически огибавших мыс Горн. Большинство из них принадлежало последнему финскому  судовладельцу крупных парусных судов.

В настоящее время трансокеанский морской путь вокруг мыса Горн используется лишь некоторыми супертанкерами или гигантскими балкерами-зерновозами, размеры которых не позволяют воспользоваться Панамским каналом или Магеллановым проливом. Однако эстафетную палочку у парусников былых лет перехватили круизные суда, и мысом Горн восхищаются тысячи туристов.
Во время кругосветных регат моряки часто огибают мыс Горн. Растет популярность не только больших трансокеанских гонок яхт макси-класса, но и крейсерских плаваний одиночных яхт в субантарктические районы. Сегодня яхтсмены получают в награду значительную порцию адреналина. В мае 1984 года немецкие яхтсмены первыми обогнули зимой на фальтботах мыс Горн при самых неблагоприятных погодных условиях. И наряду с чувством удовлетворения заявили, что им «никогда больше не хватит нервов и сил повторить подобное. Мы достигли предела своих возможностей и не были способны на большее».

В марте 1966 года пролив Дрейка у мыса Горн прошли в подводном положении советские атомные подводные лодки,  следующие курсом из Североморска на Камчатку. В 2012 году российский учебный парусник «Седов» осуществил свое первое кругосветное плавание через пролив Дрейка.

«Седов» на фоне мыса Горн


© Валерий Василевский и Вадим Штрик. http://www.photonord.ru/?page=sedov2013&view=list&p=3#

***
В настоящее время на острове Горн находится метеостанция чилийского ВМФ (маяк, часовня, жилое здание и подсобные строения). Рядом установлен памятник морякам, погибшим при попытках обогнуть мыс Горн. Остров входит в состав Национального парка мыса Горн (исп. Parque nacional Cabo de Hornos), основанного в 1945 году.


http://static.panoramio.com/photos/large/75434399.jpg

На мысе Горн расположен знаменитый маяк, известный как «Маяк на конце света». Маяк был  установлен в 1962 году  и так выглядел до модернизации 2009 года.


http://www.salon.su/images/stories/articles/promenad/turizm/Hornos3_salon.jpg

Современный вид метеостанции чилийского ВМФ после реконструкции.  Слева - часовня (обитый досками металлический контейнер), справа - спутниковая антенна.


http://ic.pics.livejournal.com/vlad_smyrnov/64532586/314182/314182_original.jpg

Метеоплощадка и маяк


http://static.panoramio.com/photos/large/49445564.jpg

На крутом берегу устроена лестница и подъёмник для грузов, доставляемых морем.


http://img-fotki.yandex.ru/get/6209/10566499.9f/0_599fb_93a2282f_XXL.jpg

В прошлом году на острове Горн проживала семья чилийского военного моряка в составе мужа, жены и двух детей дошкольного возраста. Именно такой состав считается идеальным.  Молодоженов на остров не посылают, так как нужна не только жена, но и опытная мать.
Военный смотритель отвечает за работу маяка и ведет метеонаблюдения. Жена заносит в журнал сведения о проходящих судах. Обычно это годичная командировка. По чилийским законам, после службы в отдалённых точках военным полагаются льготы и жильё без очереди.

На метеостанции мыса Горн имеется книга отзывов в кожаном переплете, в которой хранятся записи моряков, яхтсменов и туристов из многих стран, посетивших этот Край Света.  Если Вам повезет и окажетесь на острове Горн, то смотритель маяка с удовольствием поставит Вам штамп в заграничном паспорте, свидетельствующий о пребывании на Краю Света.

В 1937 году во Франции группа капитанов в порту Сен-Мало создала «Братство капитанов дальнего плавания, прошедших мыс Горн», которое в 1950 году стало международным. Однако в 2003 году ассоциация перестала существовать, но  нашлись последователи в других странах. В Чили это «Братство Капитанов Мыса Горн» (Cofradta de los capitanes del cabo de Hornos), основанное в 1987 году. В 1992 году чилийское Братство установило на острове памятник  морякам, погибшим при попытке обогнуть мыс Горн.  В основе композиции - образ летящего альбатроса. Легенда гласит, что души погибших моряков превращаются в альбатросов, которые часто кричат во время пикирующего полёта, пролетая над вздыбленной пеной.

«Я - Альбатрос, поджидающий вас на краю земли. Во мне таятся души погибших матросов со всех концов света, прошедших мыс Горн. Они не умерли в разъяренном прибое, а летят на моих крыльях к вечности, туда, где рождаются ветры Антарктики...» Чилийская поэтесса Сара Виэл


http://ic.pics.livejournal.com/vlad_smyrnov/64532586/323512/323512_original.jpg



http://www.msun.ru/Vector/Konuhov_ATR/Press_konferencia2.files/image027.jpg

4 апреля 2010 года накануне Пасхи на мыс Горн высадилась группа российских яхтсменов во главе с Федором Конюховом, которые по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установили православный крест в память о погибших моряках и путешественниках. В миниатюрном музее мыса Горн россияне оставили флаг России и флаг Волгоградской области с символом Победы под Сталинградом.


http://www.newizv.ru/fotoreport/stock/214/i/b/20100405183032_Konyuhov.jpg

Четырнадцать яхтсменов, участников многочисленных трансатлантических и тихоокеанских гонок и переходов, приплыли на двух яхтах из чилийского  Пуэрто-Уильямс, и, обогнув остров Горн с запада, высадились с его восточной стороны. Остров Горн не имеет закрытой и удобной бухты для якорной стоянки, поэтому участники десанта перебирались на берег с яхт с помощью резиновых моторных лодок.

Руководитель экспедиции Федор Конюхов шесть раз огибал мыс Горн. Но всегда вспоминает
свою первую кругосветку и первый проход вокруг мыса Горн в 1991 году на яхте «Караана» (Мирная) глубокой ночью, при ветре в 50 узлов при волнении в 10 метров: «В тот момент мне было не сложно представить, что чувствовали моряки прошлых столетий, пробиваясь через пролив Дрейка».

Мысу Горн посвящено множество произведений литературы, одно из самых известных - «Кораблекрушение «Джонатана» Жюля Верна. В 1971 году по мотивам этого романа был снят  приключенческий художественный фильм «Опасный свет на краю земли» (англ. The Light at the Edge of the World).  По сценарию, пираты атакуют в 1865 году новый маяк на мысе Горн. И  один из оставшихся в живых смотрителей объявляет захватчикам  настоящую войну, от исхода которой зависит судьба многих кораблей.

***
В заключение статьи виртуально посетим  группу небольших островов Диего-Рамирес (исп. Islas Diego Ramírez), расположенную в проливе Дрейка  примерно в 105 км (65 миль) к юго-западу от мыса Горн. Острова протянулись примерно на 8 км с севера на юг, их общая площадь более 1 км². В архипелаге можно выделить малую северную и большую южную группу островов, разделенных проходом шириной 3 км (1,9 мили). Самый крупный остров архипелага - остров Бартоломе, южнее расположен второй по величине остров Гонсало, на котором в 1951 году была основана метеостанция. Самый южный скалистый островок Агила - настоящая крайняя южная точка Чили и Америки как части света.

Острова Диего-Рамирес были впервые обнаружены 12 февраля 1619 года испанской экспедицией и названы в честь космографа экспедиции Диего Рамиреса де Арельяно. Самые крупные острова - Бартоломе и Гонсало - названы в честь первооткрывателей, братьев Гарсия дель Нодаль. Эти острова  разделяет пролив Нодаль. В течение 156 лет, до открытия архипелага Южные Сандвичевы острова в 1775 году, острова Диего-Рамирес считались самой южной достоверной территорией Земли. Южнее «располагалась» лишь Неведомая Южная Земля.

В 1892 году чилийское правительство сдала острова в аренду рыбакам при условии, что будет сооружен маяк. В 1957 году чилийский военно-морской флот установил метеорологическую станцию на берегу небольшой бухты на северо-восточной стороне острова Гонсало. Это самый южный населенный пункт Южной Америки (включая острова). Иногда суда, совершающие антарктические круизы,  проходят мимо в Антарктику и обратно.

Острова являются важным местом гнездования для ряда южных морских птиц, включая чернобрового альбатроса, застенчивого альбатроса, сероголового альбатроса, пингвина-качалки и южного гигантского буревестника.

Хотя архипелаг Диего-Рамирес - самая южная точка Южной Америки и расположен близко к Антарктиде, бо́льшую часть года здесь положительные температуры, а сильные морозы бывают редко. Поэтому острова обильно покрыты травой.

Чилийская метеостанция  на острове Гонсало, с маяком, видимым в самой высокой точке острова. Отсюда в двух километрах южнее находится скалистый островок Агила - самая достоверная южная точка Америки.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Diego_Ramirez_station.jpg

Существую планы Университета Магальянес (Пунта-Аренас) по включению островов  Диего-Рамирес в чилийский биосферный заповедник мыс Горн. На островах ведутся научные наблюдения за уникальной изолированной биологической системой  архипелага чилийским Антарктическим институтом и иностранными учеными.  Здесь обнаружено 16 видов гнездящихся и 25 сезонных видов птиц, 3 вида млекопитающих, колонии морских львов и слонов.

В соответствие с программой ЮНЕСКО на Огненной Земле в чилийском Пуэрто-Уильямс создается Субантарктический центр мыса Горн, который будет заниматься образовательной деятельностью, организацией экотуризма и субантарктическими междисциплинарными исследованиями.

Рекомендую:
Сергей Апрелев «К мысу Горн на «Седове». Кругосветка как цель жизни». - М.: Роза ветров, 2014.
Чили, Патагония, остров и мыс Горн. - https://mackeyka.ru/blog/?post=126
К мысу Горн. В лабиринте островов Огненной земли. - http://vlad-smyrnov.livejournal.com/16338.html?thread=60370

На Краю Света. Огненная Земля
Огненная Земля. Воспоминания о людях с горячей кровью
Огненная Земля. Ушуайя. Самый южный город планеты
Огненная Земля. Ушуайя. Главный проспект на Краю Света
Огненная Земля. Американская Колыма.  Добро пожаловать в тюрьму!
Огненная Земля. Ушуайя. Лицом к морю. Неизвестные покорители  Антарктиды
Ушуайя. Морские ворота в Антарктиду и вокруг Южной Америки
Огнеземельский «Титаник». Крупная катастрофа круизного лайнера
Огненная Земля. Мыс Горн. Круиз вокруг острова Горн
Мыс Горн. Повседневная жизнь на Краю Света
Огненная Земля. Пролив Бигль. Авеню ледников
Магелланов пролив. Звездный час Адмирала

Путешествие из Европы в Южную Америку в поисках впечатлений
Рио-де-Жанейро. Хрустальная мечта товарища Бендера. Парадный фасад
Аргентина. Геополитическое танго
Аргентина. Золотой век. Американские горки аграрной сверхдержавы
Эва Перон. Грешница, ставшая святой для народа
Аргентина. Буэнос-Айрес. Вавилон попутных ветров
Буэнос-Айрес. Ла-Бока. Родина аргентинского танго любви и ненависти, борьбы и страсти
Уругвай. Как живет «латиноамериканская Швейцария»?
Уругвай. Монтевидео. Родина знаменитого танго «Компарсита»

Огненная Земля, Мыс Горн, Круизы, Южная Америка, Край Света, Чили

Previous post Next post
Up