Витебск. Некоронованная столица культуры и русского авангарда в эпоху революционного романизма

Feb 01, 2016 21:13

Владимир Дергачев



Марк Шагал «Синий дом» (1917). Вдали изображен исторический центр Витебска (родины художника). Картина часто у зрителей вызывает в памяти такие строчки Сергея Есенина:
«Низкий дом мой давно уж ссутулился
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Помереть знать судил мне бог».
В самое голодное  и холодное для Петрограда время после  Октябрьской революции и во  время Гражданской войны  часть столичной интеллигенции  временно перебралась в Невель и, особенно в губернский Витебск, который с населением 82,5 тыс. жителей (1920) оставался преимущественно  еврейским городом. И, несмотря на смутные годы,  здесь  произошел расцвет культуры, особенно живописи -  русского авангарда (одного из направлений модернизма). В Витебске открыли Народную консерваторию, создали Театр революционной сатиры.

В Витебске с 1918 по 1920 годы будущий знаменитый русский философ и литературовед Михаил Бахтин (1895 - 1975) преподавал в местном пединституте и консерватории, выступал с публичными лекциями о философии, эстетике, литературе.  В эти годы здесь жил музыковед, театральный и музыкальный критик Иван Соллертинский.

Будущий всемирно известный художник, уроженец Витебска  Марк Шагал создал в городе школу искусства, объединившую  художников разных стилей - Ю. Пэна, К. Малевича, Г. Фалька, М. Добужинского и многих других. Они проводили выставки, участвовали в диспутах, изготавливали политические плакаты.  Во главе с Казимиром  Малевичем было создано объединение художников «Утвердители нового искусства».

Марк (Моисей) Шагал (1887, Витебск  - 1985, Прованс, Франция) стал одним из самых известных в мире представителей художественного авангарда. Будущий художник  был седьмым ребенком в семье приказчика. Его отец коптил на складе селедку, которую мама продавала в собственной лавке. Получил традиционно еврейское образование на дому, затем учился в Витебском четырехклассном училище, в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна. В Петербурге Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. В школу приняли без экзаменов на третий курс. В 1911 году Шагал на полученную стипендию  отправился в Париж, где продолжил учиться и познакомился с местными  художниками и поэтами-авангардистами. Летом  1914 года художник приехал к родителям в Витебск, где на следующий год женился на дочери ювелира Берте (Белле) Розенфельд, которая училась на историко-литературно-философском факультете Московского университета,  обучалась актерскому мастерству в студии Станиславского. Из-за войны молодожены не могли вернуться в Париж и выехали в Петроград.

Юдель Пэн «Дом с козочкой», 20-е годы


В 1917 году после Октябрьской революции Марк Шагал вернулся с женой и дочерью в Витебск.

Нарком просвещения Луначарский выдал ему мандат: «Товарищ художник Марк Шагал назначается Уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. Всем революционным властям предлагается оказывать тов. Шагалу полное содействие». В начале 1919 года комиссар открывает Витебское художественное училище, куда по его приглашению приезжает из Москвы художник Эль Лисицкий, в свою очередь пригласивший  на преподавательскую работу  Казимира Малевича.   Началась творческая борьба между Шагалом и Малевичем за разные методики преподавания.

В 1920 года Марк Шагал, устав от противостояния с Казимиром Малевичем и от административно-организационной нагрузки, покинул Витебск и с семей переехал в подмосковную Малаховку, где работал учителем рисования в детской трудовой колонии. В стране свирепствовал голод, и Белла распродала все драгоценности.  В 1922 году Шагалы через Каунас и Берлин уезжают во Франции, откуда в мае 1941 году бегут на пароходе от немцев в Америку.

А в Витебске Училище (детище Шагала) стало называться «Витебские государственные свободные художественные мастерские», а в начале 1922 года получило статус Художественно-практического института.  Учебный процесс осуществлялся на основе выработанной Казимиром Малевичем системы. К 1922 году эпоха революционного романтизма  закончилась и вокруг художественного института стала сгущаться атмосфера непонимания и недоброжелательности, а материальное положение педагогов стало критическим. Многие их них, включая Малевича,  вернулись в Москву или  Петроград, где налаживалась послевоенная жизнь.

В мае 1922 года прошёл первый и единственный выпуск в художественном институте по специальности  художник-конструктивист.
Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем
Как Никита Хрущев привил интерес к русскому авангарду

Марк Шагал «Над городом» (1918). Третьяковская галерея.


Творческие люди часто летают в облаках, даже в условиях суровой приземленной действительности. Художник изобразил себя с любимой супругой красавицей Беллой, летящими над родным городом Витебском. Белла была настоящим ангелом хранителем для мастера. Часто художники для вдохновения летают в небесах с другими женщинами и не всегда удачно.  Рядом с Беллой художник ощущал необыкновенный покой и тылы, обеспечивающие его творческий полет.
Рекомендую: Художественный фильм «Шагал - Малевич»

Марк и Белла Шагал перед отъездом из Советского Союза во Францию


http://www.m-chagall.ru/images/img/do-pereezda-v-Parizh.jpg
А  мы продолжим путешествие в Советский Союз и обратно. С Витебском связана малоизвестная за пределами  Беларуси военная история «дороги жизни».  Но чтобы рассказать о «Витебских воротах», необходимо временно свернуть с нашего маршрута в историю Великой Ответственной войны.  Подробно: Трагедия Красной Армии. Провал стратегического плана закончить войну в 1942 году

Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно
Витебск. Возрождение «обезглавленного» города
Илья Репин. Как письмо запорожцев турецкому султану помогло живописцу стать владельцем поместья
Витебск. Некоронованная столица  культуры и русского авангарда
в эпоху революционного романтизма

Витебские (Суражские) «ворота» жизни
Ландшафты живописи
Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем
Борис Кустодиев. Самый жизнерадостный «богатырь русской живописи»,
прикованный недугом
Что общего между царем Николаем II, вождем всемирного пролетариата и
академиком Петром Капицей?

Как Никита Хрущев привил интерес к русскому авангарду
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам
Лондонская национальная галерея. Гимн английской лошади
Дрезден. Дворец Цвингер. «Спящая Венера» и «Шоколадница»
Густав Климт. Певец голой правды
Пабло Пикассо. Дух Андалузии
Клод Моне. Впечатление
Сальвадор Дали и его Гала

Россия, Искусство, Беларусь, Ландшафты живописи, История

Previous post Next post
Up