Владимир Дергачев
http://img-fotki.yandex.ru/get/4813/82398288.f/0_49faf_b14e15b8_XL Бывший флагман амурского пассажирского флота у последнего причала в Южной Корее
Название поста заимствовано из газеты «МК-Хабаровск», где в номере за 22 июня 2012 года опубликован статья
«Проданный Амур».
Амур-батюшка или по-китайски Хэйхэ («Черная река») протекает по территории России и Китая. Российское судоходство началось на Амуре с 1854 года.
Подробно:
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океануВ настоящее время значительная часть реки от Покровки (Забайкальский край) до Хабаровска на протяжении 2 тыс. км закрыта для частного и маломерного судоходства российских граждан на радость китайским рыбакам.
До распада СССР по Амуру ходили круизный четырехпалубный теплоход с оригинальным названием «30 лет ГДР» (где ГДР и где Дальний Восток!) и средние речные грузопассажирские теплоходы (проект 860): «Ерофей Хабаров», «Семён Дежнёв», «Миклухо-Маклай», «Г. И. Невельской», «В. Поярков», «Пржевальский» и «Георгий Седов» (1958 - 1963 годов постройки). Суда состояли на балансе Амурского пароходства, в состав которого входили порты: Благовещенск, Поярково, Амурск, Николаевск-на-Амуре и Свободный.
В 80-е годы была осуществлена реконструкция и модернизация большинства крупных пассажирских судов в Харбине (КНР) по цене $3,5 млн. за каждый.
Пассажирские суда «Г.И. Невельской» и «Георгий Седов» построены на Сретенском судостроительном и судоремонтом заводе. Пассажировместимость до модернизации - 304 человека и примерно 43 члена экипажа.
Пассажирские суда в начале 90-х годов после реконструкции на Харбинской верфи в КНР.
Пассажирский речной четырёхпалубный теплоход «30 лет ГДР» был флагманом Амурского речного пароходства. Теплоход на рейде речного вокзала Комсомольска-на-Амуре
Судно построено в 1980 году на верфи в Германской Демократической Республике. Первую навигацию теплоход совершал круизы из Ростова-на-Дону по Дону и Волге (один раз даже до Москвы). В 1981 году с Черного моря перегоняли плавучий док для Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. В нем комфортабельный теплоход отправили на Дальний Восток, где он стал совершать пассажирские рейсы, в том числе с туристами по маршруту из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре.
В 1990 году руководству Амурского пароходства пришла гениальная мысль переименовать теплоход со странным для Дальнего Востока названием во «Владимир Арсеньев» в честь путешественника, географа и писателя, исследователя Дальнего Востока. Но наступили времена дикого капитализма, и из-за резкого сокращения туристов с 1992 года судно использовалось как плавучая гостиница в бухте Золотой Рог Владивостока. А в 1995 году теплоход был продан в Южную Корею, реконструирован под плавучий «Ferris Flotel». В 2003 году во время тайфуна судно опрокинулось и в 2004 году отправлено на металлолом.
К 2011 году все крупные пассажирские суда Амурского пароходства были успешно проданы (разворованы?) на металлолом по цене неразделанного металлолома ($140 тыс. за судно или в 25 раз меньше чем обошлась реконструкция) или приспособлены в качестве рыболовных плавбаз на Нижнем Амуре. Амур-батюшка, входящий в десятку крупнейших рек мира, остался без большого пассажирского флота.
В настоящее время речные круизы не осуществляются из-за отсутствия судов. Функционирует «туристическая» линия для челноков Хабаровск - Фуюань (Китай), где работают скоростные теплоходы «Полесье», обслуживающие за навигацию 70 тыс. человек.
Транзитный скоростной маршрут «Хабаровск - Николаевск-на-Амуре» обсуживают три скоростных судна на подводных крыльях «Метеор», каждое пассажировместимостью 123 человека. Время в пути на этой самой протяжённой в мире скоростной линии (931 км) для этого типа судов составляет 18 часов. Требуется нордическое здоровье, чтобы выдержать это путешествие летом без кондиционеров и большой порцией шума от работающих двигателей. Запомнится и путешествие от Комсомольска до Николаевска (600 км за 10 часов).
После успешной утраты большого пассажирского флота начались мечты о его возрождении на Амуре. Среди прожектов проекты круизных маршрутов Хабаровск - Благовещенск и от Хабаровска не только до Николаевска-на-Амуре, а и далее до Шантарских островов. При этом энтузиасты справедливо отмечают, что в других речных бассейнах (на Волге, Лене и Енисее) удалось сохранить доходный круизный туризм за счет модернизации пассажирских судов постройки 50-60-х годов. Но на Амуре старые суда испарились в цунами безграничной демократии, а окупаемость строительства новых лайнеров может занять столетие.
Если Остап Бендер мечтал, что «Запад нам поможет», сегодня надежды на коммунистический Китай. Несомненно, Поднебесная может в рекордно короткие сроки возвести мосты на Амуре и восстановить уничтоженное русскими пассажирское судоходство. Но за все в жизни нужно платить.
Пойдут по Амуру круизные суда, и китайские гиды будут рассказывать своим соотечественникам не только о нерушимой советской дружбе «Русский с китайцем - братья навек!», которая, кстати, просуществовала не многим более десятилетия. Гиды так же расскажут, что на Нижнем Амуре стояли
китайские (маньчжурские) храмы на мысе Тыр, а в
Благовещенске в результате жестокой резни было убито и потоплено в Амуре свыше 5 тыс. китайцев. Мне повезло, в августе 1973 года во время полевых работ в составе Дальневосточной экспедиции Московского университета я отправился из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, если мне не изменяет память, на теплоходе «Георгий Седов». С борта были сделаны снимки (слайды) приамурских пейзажей, которые размещены в следующем посте. На теплоходе работал ресторан, в котором можно было заказать приличный портвейн.
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (начало) Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (продолжение)
Проданный Амур-батюшка Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада» Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт